«В Америке к нашему футболу снисходительно относятся»
Игрок «Петротреста» Максим Усанов рассказал «НВ» о том, как устроен футбол в США, с чьей сборной сегодня в Краснодаре сыграет сборная России
«Звездно-полосатые» регулярно играют на чемпионатах мира и даже выходят из группы, но в нашей стране мало что знают про футбол в Америке, или, как они сами его называют, «соккер». Бывший капитан дубля «Зенита» Максим Усанов в 2010 году провел сезон за канадский «Торонто» в главной футбольной лиге Северной Америки (MLS) и рассказал «НВ» об особенностях футбола за океаном.
«Поначалу думал: «Куда я попал?»
– Мой друг Андрей Переплеткин играл в Англии за «Дерби Каунти», и я попросил, чтобы его агентская контора подыскала мне вариант за границей. Он позвонил, рассказал, что есть такой парень, играет на такой-то позиции. Прошел месяц, спрашиваю: «Ну что, Андрюх, не отвечают англичане?» Нет, говорит, молчат. Ну, я рукой махнул и забыл про это. Была зима, я почти подписал контракт с одной российской командой, как вдруг сообщили, что есть вариант с «Торонто». Я сначала подумал, что это чемпионат Канады, и не особо воодушевился, но мне объяснили, что это главная американская лига MLS. Надо было лететь на просмотр. Это отдельная история. Команда на сборе в Америке, надо открывать визу. Я пришел в посольство США в Латвии, там увидели, что у меня приглашение из клуба MLS, сделали все за день и пожелали удачи. Но тут сбор закончился, команда вернулась в Канаду. Понадобилась канадская виза, а в Латвии их посольства нет. Ближайшее к Риге посольство в Варшаве. Сажусь в машину, ночью выехал, днем приехал, за три часа сделал визу. Визы за свой счет, перелет в Канаду оплатили агенты.
День – на акклиматизацию и начал тренироваться. Пять дней позанимался, сыграл в контрольном матче, и агенты начали переговоры по контракту. Английского языка я практически не знал. Тренеры кричат, кидают мячи, все бегом, быстрей-быстрей, а я ничего не понимаю. Поначалу думал: «Куда я попал?» Но потом начали играть, и я втянулся. Через месяц-другой стал понимать, о чем говорят в раздевалке, через три-четыре – нормально общаться.
«Играл против Тьерри Анри»
По стилю игры американская лига похожа на английскую. Много борьбы, высокий темп, носишься туда-сюда. Вратарь, поймав мяч, вообще не задумывается, не останавливается, сразу выбивает вперед. Мы даже просили его не торопиться, дать нам отдышаться.
Стадион у «Торонто» на 20 с небольшим тысяч, похож на «Петровский». Почти сразу за стадионом озеро Онтарио, старались выше ворот не бить, чтобы мяч в воду не улетал. Поля у всех команд в идеальном состоянии, почти все натуральные, только у двух-трех искусственные. Играть одно удовольствие, на таком поле и можно показывать технику, не гадать, куда отскочит мяч, как его обрабатывать. Кстати, на нашем стадионе как раз перед тем, как я приехал, постелили естественный газон. До этого, чтобы заработать, стадион сдавал поле в аренду, приходили обычные люди, любители, играли в футбол. Они привыкли, что поле искусственное и ему ничего не будет. А натуральное стало портиться, и эту практику отменили.
В середине сезона к нам перешел испанский нападающий Миста, он за «Валенсию» выступал, за сборную. А я не знал, думал, какой-то парень на просмотр приехал, и на первой тренировке стал его немного «поддушивать», даю, например, ему очень сильный пас во фланг, чтобы он побегал. Потом ребята подошли, объяснили, что это заслуженный игрок, не надо его так гонять. Мигель оказался отличным парнем. Мы дали ему прозвище «АК-47», потому что он вместе с одним нашим бразильцем постоянно играл в компьютерные игры, во всякие «стрелялки». Когда мы заселялись в отель, они могли бегать по коридорам и «стрелять» друг в друга из воображаемого оружия, хотя парням за 30 уже. Он недавно звонил мне, я спросил: «Как дела, Калашников?»
Против Дэвида Бекхэма мне сыграть не удалось, у него травма была. Зато против Тьерри Анри выходил. Но больше всего поразил Лэндон Донован, капитан сборной США. Я на нем красную карточку получил. Шла последняя минута, ничейный счет, нас давили-давили, и в одном моменте понимаю, что он меня обыгрывает и сейчас выйдет один на один. Завалил его. Ухожу в раздевалку и смотрю, как они бьют этот штрафной, все штанги и перекладины обстучали, но не забили. Тренер после матча меня похвалил, сказал, что я все правильно сделал.
Как чемпионы Канады мы участвовали в североамериканской Лиге чемпионов. Вышли в плей-офф даже, но там проиграли. Были интересные выезды: Панама, Гондурас. В Панаме я чуть в полицию не загремел. Прилетели за день до матча, вечер свободный. Собрались с ребятами поужинать, все решили пойти в какое-то заведение местной кухни, а я не рискнул. Пошел в итальянский ресторан. Вдруг рядом останавливается полицейская машина, в ней четыре человека с «калашниковыми». Спрашивают паспорт, а он у меня в отеле. Объясняю: вот ключи от номера, вот на мне форма «Торонто», я футболист, завтра матч. Ничего не хотят слушать, говорят, поедем в участок. По-английски не говорят совершенно, только по-испански. Еле отбился. Денег хотели из меня вытянуть, понятное дело.
«Скоро догонят НХЛ и НБА по популярности»
В Торонто кроме футбольного клуба еще есть хоккейный «Мэйпл Лифс» и баскетбольный «Рэпторс». Конечно, хоккеисты в городе номер один по популярности, все-таки это Канада. А футбол и баскетбол примерно на одном уровне. У трех команд один владелец, и большинство игроков живет в одном огромном доме, в двух минутах от арены, на которой играют хоккеисты и баскетболисты.
Чем интересен американский чемпионат? Все команды примерно одного уровня, нет явных лидеров или аутсайдеров. Это из-за того, что в лиге потолок зарплат, как и в НХЛ, который ни одна команда не может превысить. Зарплата у меня была не заоблачная, но, понятно, выше, чем в российском первом дивизионе. Мы постоянно участвовали в каких-то клубных мероприятиях, встречах с болельщиками, спонсорами. Если пропускаешь встречу – приличный штраф. Еще приходят письма перед выездными матчами, где подробно рассказывают, какая погода в том городе, какое поле, какие бутсы брать.
Наш полузащитник Джулиан де Гузман рассказывал, что пару лет назад у него был вариант со «Спартаком», но друзья отговорили, сказали, что в Москве опасно, там скинхеды. Я ему говорю: «Да ладно тебе, там легионеров возят на машинах от квартиры до стадиона, мог бы и поездить». Посмеялись.
В Америке к нашему футболу снисходительно относятся. На чемпионатах мира Россия давно не играла, а Евро они не смотрят. Наш чемпионат не показывают, максимум кто-то где-то слышал, что есть такие команды – «Зенит», ЦСКА, «Спартак». А вот американский чемпионат развивается быстро. Уверен, если не случится какого-то кризиса, то через 10-15 лет он будет на уровне НХЛ и НБА. Лучшие игроки будут с удовольствием ехать к ним. Сейчас кто-то называет МЛС «ветеранской лигой», но это не так, там много отличных молодых парней, которые регулярно уезжают в Европу. Ну а ветераны – звезды мирового уровня. Встретил летом в Питере Андрея Аршавина, он спрашивает, как там, в Америке, Тьерри Анри? Говорю: «Супер!» Андрей сказал, что Анри недавно с ними в «Арсенале» тренировался и вполне мог бы в Англии еще поиграть.
Беседовал Дмитрий Иванов