Петербург узнал имена лучших молодых поэтов
Лауреатом премии «Послушайте!» стала самая юная участница финального этапа
Вручение Всероссийской поэтической премии «Послушайте!» имени Велимира Хлебникова в концертно-выставочном зале «Гостинка ART» стало уютным праздником молодежной поэзии посреди городской суеты. Многие, в том числе именитые члены жюри, открыли для себя современную поэзию заново. Среди таких был, например, известный телеведущий Алексей Лушников, заявивший, что он «и не думал, что есть такая поэзия, такая ее подача». А экс-музкант ДДТ Михаил (Дядя Миша) Чернов в беседе с корреспондентом «НВ» признался, что хотел бы «выцыганить» для себя книжечку у наиболее понравившегося ему автора – Саши Бес(t), получившей звание «Драма-лауреата» и второе по количеству число голосов членов жюри.
Конечно, звучали и критические отзывы о творчестве молодых авторов. Среди основных претензий, которые к ним предъявляли профессионалы, – незнание классики и теории, недостаточная осведомленность об опыте предыдущих поколений. Но основатель премии и ее президент Владимир Антипенко подчеркивает:
– Цель премии – поддержать поэта, выдать ему карт-бланш для дальнейших свершений, так что эта награда – своего рода аванс.
Однако один факт того, что конкурс состоялся, что к участию в жюри удалось привлечь столько известных в современной российской культуре персон (в жюри этого года были Юрий Арабов, Илья Стогов, Александр Друзь, Олег Гаркуша, Алексей Нилов, Анвар Либабов, Елена Драпеко, Никас Сафронов, Юрий Шевчук, Антон Соя, Боб Кошелохов), говорит о растущем интересе к современной поэзии со стороны общества.
Такое мнение разделяет и главный лауреат премии «Послушайте!» 18-летняя Стефания Данилова. Самая юная участница конкурса, к собственному удивлению обошедшая более опытных и известных конкурентов, связывает это с тем, что поэты научились «себя подавать», «создавать свой бренд». И успех сверхпопулярной в молодежной среде московской поэтессы Веры Полозковой – тому доказательство.
из первых уст
Стефания Данилова: «Многие говорят, что я выскочка и зазнайка»
– В своем досье, подготовленном для премии «Послушайте!», ты указала, что первые стихи написала в три года и посвятила их коту. Они сохранились?
– Да.
Из какой же галактики
Сквозь миры и столетья
Твой проник ко мне взгляд?
Не молчи, ну, ответь мне!
Ты глядишь на меня,
Мною очеловечен.
Тишь воды. Свет огня.
Ты и смертен и вечен.
Что стоит за глазами –
Какая эмоция?
Почему она кажется
Не чужой мне и родственной?
Будто ты человек.
Нет, увы. Просто тайна.
Жаль, что краток твой век
И твои ощущенья
В янтарь глаз запаяны…
– Неужели так рано ты могла написать такое стихотворение?
– Мне было 3 года 11 месяцев.
– Откуда ты знала в три года такие слова – «галактика», «эмоция», «очеловечить»?
– Я очень любила читать энциклопедию. И потом, моя мама со мной никогда не сюсюкалась, за что я ей очень благодарна. Она говорила со мной как со взрослой.
– А мама кто?
– Врач. Но она тоже писала стихи – правда, в стол. Они потрясающие. Я собираюсь потом издать ее книгу. Для меня она – лучший поэт современности.
– Тебе 18, но при этом ты уже на третьем курсе – как так вышло?
– Я в шесть лет пошла в школу. Вообще я в четыре года поступила (нужно было сдавать экзамены), но начинать учиться так рано было невозможно, а в шесть я уже просто не сдержалась и пошла, перепрыгивала через класс и в 15 лет уже была студенткой бюджетного отделения вуза. Я учусь сейчас в Политехническом на лингвистике.
– Понятно, что в юности стихи пишут, наверное, все. А когда ты поняла, что твои стихи – нечто особенное?
– Как-то раз мне кинули ссылку на группу в социальной сети, я зашла – а там мои стихи, мои фанаты без меня общаются.
– Откуда они узнали о твоих стихах?
– Я выкладывала их на «Стихи.ру» просто так. У меня не было цели стать известной. Тогда еще стихи были совсем не такого уровня.
– Ты что-то делаешь, чтобы твои стихи совершенствовались?
– Да, конечно. Сейчас хожу на литературные курсы в Университет культуры. Там мы изучаем прозу, но все равно проза и поэзия в смысловом и сюжетном плане достаточно близки.
– Тебе важно, какая реакция следует на твои стихи? Ты обижаешься, когда тебя обижают?
– Иногда бывает, но вообще я знаю себе цену, и после этой премии во мне прибыло уверенности. Я глубоко уважаю таких людей, как Юрий Шевчук, Антон Соя, Арчет (лауреат прошлой премии). Это люди, уважаемые огромными массами народа. И если они поставили мне десять баллов, это чего-то да стоит.
– Кто первым поддержал тебя в поэтических начинаниях, сказал, что это твое будущее?
– Мама. Конечно, она меня не захваливала, но она мой самый главный критик. Она поддержала меня в издании моей первой книги – «Реминисценции», которая уже полностью распродана, даже допечатка.
– Как ты считаешь, твои стихи – для чтения наедине с книгой или для публичного театрального воспроизведения со сцены?
– Зависит от того, что это за стих. Например, вчера меня попросили прочесть стих с 88-й страницы. Открываю – а там стих для мамы, который я на публике читала только один раз и больше не намерена. Есть стихи короткие, меткие – например, про роль орфографии в нашей жизни: «Мне теперь не звонЯт, а звОнят, сахар в чай не кладут, а ложат…» – я считаю, что должна об этом сказать. Есть стихи, которые читаются только в клубах: в них фигурирует обсценная лексика, и именно там будет целевая аудитория этих стихов. А вообще самым приятным для меня был концерт, прочитанный исключительно одному человеку. Стих, прочитанный наедине, в романтичной обстановке – это самое лучшее. И такие стихи я на публику не читаю.
– Как быстро ты пишешь?
– По-разному. Иногда могу выдать экспромт, могу начать писать с концовки, могу с середины. Подолгу редко что пишется. Это похоже на рождение сверхновой, как вспышка: я понимаю, что сейчас напишу стих. Сажусь за компьютер или достаю блокнот. Мысль приходит очень быстро, и нужно успеть ее записать.
– Нужно ли привлекать молодежь к поэзии или это личное дело каждого?
– Нужно, но не насильно. Нужно просто напомнить о ней. Можно раздать листовки со стихами – кого заинтересует, тот пойдет. Но проводить урок, на который приедет поэт и будет рассказывать о творчестве, – а тем, кто не придет, поставят двойки – так нельзя, это кощунство. Потому что должно быть влечение души. Ничто насажденное не приживется. Хотя я получала много писем от людей со словами, что благодаря мне они полюбили поэзию, просто случайно наткнувшись на задевшие их строчки.
– Поэтому вы проводили необычную акцию в Москве – «Стих в капюшон», когда клали пассажирам общественного транспорта в капюшоны записочки со стихами?
– Да, это была милая невинная акция: человек дома снимает куртку и замечает, что в капюшоне что-то лежит: «Ух ты, а прикольно!» А кто-то скомкал, выкинул и забыл. Мы ехали с друзьями в Булгаковский дом на концерт и основательно пошалили. В метро, в автобусах, на улицах стихи орали – было весело. Некоторые потом нашей акцией заинтересовались, нашли в интернете, стали стихи читать. И не только молодежь, пять человек были уже в возрасте. Говорили, что это здорово, и они почувствовали, будто им снова 18 лет, такая шутка – как за косичку дернуть.
– У тебя сейчас книга переводится на немецкий язык…
– Это не то чтобы книга, это стихи, которые захотел перевести германист Михаил Клочковский из СПбГУ, и – да, она будет издаваться в Австрии, в Граце, и номинироваться там на премию.
– А вообще тяжело пробиваться со стихами?
– Да. Иногда думаешь: «Ну зачем это нужно! Ведь есть те, кто пишет полную фигню, а грамотно раскручены!» У меня нет денег на раскрутку, на рекламные посты. Да я и не хочу этого делать. Я лучше маме цветы куплю. У меня обычно по взаимному договору идет взаимопиар. Непросто складывались отношения с Союзом писателей. Когда я пришла туда первый раз год назад, на меня посмотрели с удивлением и посоветовали дорасти. Говорили, что не будет никакой карьеры в поэзии. Но мама велела мне пропускать все это мимо ушей. А теперь меня туда уже зовут, и я скоро вступаю в петербургское отделение Бориса Орлова. Конечно, там обо мне мнения разные. Многие говорят, что я выскочка и зазнайка, которая должна читать Пушкина, а не сочинять стихи. Но я считаю, что делай что должен – и будь что будет.
Беседовала Алина Циопа. Фото автора