Культура

Игорь Корнелюк: «Первую песню написал на спор»

16 ноября

 

Сегодня известному композитору исполняется 50 лет

Сначала он чуть ли не плакал от радости, узнав, что поступил в старейшее музыкальное училище при Ленинградской консерватории - он, обычный юноша из провинциального города Бреста. Потом рыдал перед началом первого сольного концерта в Витебске, когда, выглянув в щелочку из-за кулис, увидел, что пять тысяч(!) человек заплатили по четыре рубля за билет, чтобы придти послушать его песни. Просто не мог поверить в то, что когда-нибудь это случится. Сейчас Игорь Корнелюк один из самых востребованных композиторов. «Мастер и Маргарита», «Идиот», «Тарас Бульба», «Бандитский Петербург» - вот далеко не полный список фильмов, к которым он написал музыку. 

- Игорь Евгеньевич, каким ветром вас занесло в северную столицу?

- Мое решение приехать сюда было очень спонтанным. К 14 годам я уже долго играл в ансамбле. В Бресте, где я родился, существовало много музыкальных коллективов, была конкуренция. Зато было очень интересно! Я этим жил, этим горел. Домой всегда возвращался под утро. Мама на меня махнула рукой, как на пропащего. В одно прекрасное утро, когда я пришел домой, она гладила вещи. Я посмотрел на нее, мне стало ее так жалко, но я все-таки сказал: «Мам, я поеду учиться в Ленинград». Она ответила: «Езжай куда хочешь». Я поехал. У меня не было паспорта, я не догадался взять с собой свидетельство об окончании музыкальной школы. На тот момент я уже год проучился в музыкальном училище в Бресте. Я приехал в Ленинград, зашел в училище при консерватории и сказал: «Я хочу перевестись учиться к вам». «Перевестись? А где вы учились?». Я ответил: в Бресте. На меня посмотрели, улыбнулись: «Невозможно. Если хотите, поступайте на общих основаниях». 

- И вы поступали на общих основаниях?

- Да. На композицию поступало 37 человек. Мы играли по жребию. Я вытянул первый. За неделю до экзаменов я сочинил вступительную программу. Это были фортепьянные пьесы в стиле раннего Стравинского. Но когда я услышал, как играют остальные, понял, что у меня шансов поступить нет никаких. Я уже смирился с тем, что формально дождусь результатов и поеду домой. Вдруг открывается дверь аудитории, выходит мой будущий учитель, Владлен Павлович Чистяков, подходит ко мне: «Молодой человек, мне очень приятно, что я буду иметь честь вас учить». Я обалдел! Вся моя жизнь разделилась до этой фразы и после нее. Когда стал учиться, понял, что я невежда, очень мало знаю и мало умею. В училище я занимался очень серьезно, жадно впитывал в себя знания. У нас были изумительные педагоги, мирового уровня. Именно в училище. Поэтому в консерватории мне было легче, она казалась детским садом. При сдаче государственного экзамена по гармонии на третьем курсе я решил контрольную работу, на которую давалось шесть часов, за десять минут. 

- Так просто! И что, даже за стенами консерватории вы не столкнулись ни с какими трудностями? В незнакомом городе чувствовали себя как дома?

 - Тяжело было дико, особенно первый год. В Бресте я был героем, играл в ансамблях, барышни дарили цветы. А тут я никто и зовут меня никак. Да и учиться трудно, суток не хватает, никаких развлечений. Я считал дни и часы до того, как поеду домой на каникулы. Мне казалось, что там настоящая жизнь, а тут - тюрьма. Через год я смирился и привык, а еще через год влюбился в этот город так, что меня оторвать от него было уже невозможно. И когда в конце 80-х меня много раз приглашали переехать в Москву, я не смог. Я ужасно горжусь тем, что сумел поставить свою жизнь так, что из Москвы мне звонят продюсеры, режиссеры, приезжают сюда, заказывают мне музыку и я, находясь здесь, работаю как бы там. Это счастье. Такое редко бывает. И вообще, одна из формул счастья заключается в том, чтобы заниматься любимым делом. А если тебе за это еще платят деньги, так это здорово!

 - Вы широкому кругу россиян известны как композитор-песенник. С чего вдруг вы начали писать песни?

- Не поверите: после спора с однокурсником! Однажды комсомол направил композитора Александра Морозова к нам в консерваторию. Он - автор огромного количества популярных песен. Но музыкального образования у него не было, поэтому ему было тяжело учиться. Мы подружились. И как-то он сказал: «Знаешь, в чем разница между мной и тобой? Ты человек хорошо обученный, а я - талант». Я говорю: «Саша, а что такое талант?». - «Ты пишешь музыку сложную, требующую подготовленного слушателя. А я пишу простые песни, их слушают и поют все люди Советского Союза. Ты так не сможешь». Меня это задело. Мы поспорили на две бутылки коньяку, что я напишу песню, которую будет петь весь советский народ. Спор был в 85-м, и с этого года можно отсчитывать мою историю как композитора в жанре эстрадной песни. Хотя первая моя работа была уже в 82-м году - я оканчивал училище, поступал в консерваторию, тогда же я женился, и получил первый заказ - спектакль в Александринском театре. А с Сашей мы встретились в 88 году на «Песне года». Я пел «Билет на балет». Я к нему подошел: «Саша, а помнишь, мы с тобой спорили на две бутылки коньяку? Ну-ка, неси!». И мы тогда в гримерке после съемок эти две бутылки с таким удовольствием распили в компании артистов!

- Так вы женились на первом курсе? Интересно! А где вы познакомились со своей женой? 

- Я с Мариной познакомился на третьем курсе училища. Каждую осень у нас проходили композиторские концерты, к одному из которых я подготовил сочинение под названием «Белорусские песни». Я ездил в фольклорную экспедицию в отдаленные деревни Белоруссии, где жили бабки, помнящие календарные песни. Я брал за основу эти песни, а дальше включалась композиторская фантазия. Это произведение должен был исполнять хор и оркестр. Я бегал по студентам и с каждым лично договаривался. Марина пела альт. После концерта мы с ней познакомились и стали встречаться. Кончилось это свадьбой. Мой знакомый Марк Евгеньевич Тайманов, гроссмейстер, который еще и замечательный пианист, про нас с Мариной сказал: «Молодые так сильно любили друг друга, что у них ребенок родился через шесть месяцев после свадьбы, а не через девять». 

- Наверное, нелегко было учиться и содержать семью…

- Конечно. Я понимал, что 40 рублей стипендии, на которые я один мог прожить, на двоих, а через несколько месяцев и на троих, не хватало. Поэтому учился и работал. Делал аранжировки многим композиторам. Мне платили 40 копеек за такт партитуры. Я очень любил вальсы. Потому что «мбап-пап, мбап-пап, мбап-пап, мбап-пап» - уже рубль шестьдесят. (Смеется). Иногда я умудрялся в день делать 400 тактов партитуры. Это невероятный труд. Я садился в шесть утра и сидел приблизительно до двенадцати ночи с лупой, остро отточенным карандашом и линейкой. Но после такого рабочего дня двое суток надо отходить. Ездил играть на свадьбах в Белоруссию и на Украину. Приезжал, брал в аренду инструменты у друзей и на трое суток отправлялся играть и петь. По тем временам после этого мы месяц могли жить. 

- Сын не пошел по вашим стопам? 

- Нет. Раньше, когда мы еще жили в городской квартире на Горьковской, я, перед тем, как пойти в студию, говорил: «Антош, я сейчас иду работать. Посиди со мной. Сейчас нет ничего, а через несколько часов будет звучать музыка, интересно же, как это делается». Он посидит минут пять: «Пап, я пойду». Я его не заставлял, раз ему было не интересно. Потому что когда я учился в музыкальной школе, я видел несчастных детей, которые учились только потому, что так хотели их родители. Им это было не нужно. Для них это была пытка. Я для себя тогда решил, что если у меня будут дети и они не захотят учиться музыке, я их не буду заставлять. Поэтому я не стал настаивать. Сын занимается компьютерным программированием. 

- Кстати, вы давно переехали в загородный дом? 

- Пять лет назад. Этот дом полностью построила Марина. Меня потрясало, когда на стройплощадке я слышал ее голос: «Куда? Я же вам говорила: здесь арматура на 16!». Я ее спрашивал: «Марина, ты хоровик-дирижер, откуда ты знаешь, что такое арматура на 16?!». Десятого ноября 2007 года я утром проснулся и сказал: «А поехали жить в дом». Мы поехали. Здесь была только кухня, студия и наверху стояла кровать. Из квартиры мы с собой не взяли ничего, кроме собаки и кота. Та жизнь осталась там. Мы стали с нуля обустраивать дом. Это так здорово! Сейчас у нас есть сад. Думал ли я, что буду радоваться цветочку, который вырос у меня на участке, причем радоваться до умопомрачения!

- Долго ли обычно длится процесс поиска подходящей музыки, когда вы работаете над фильмом?

- Музыка всегда рождается через какое-то сопротивление. Я не могу вспомнить картину или спектакль, над которым бы мне легко работалось. Сочинить можно все что угодно. Но когда ты ставишь музыку на кадр, то понимаешь, что не годится. Музыка в кино должна работать. Она должна создавать атмосферу, настроение, эмоцию и заполнять все дыры. Когда фильм смонтировали и назад дороги нет, выяснилось, что где-то актер не доиграл, где-то перемудрили с монтажом. И все эти дыры затыкаются музыкой. Точно найденная музыкальная интонация способна скрыть недостаток игры актера, неточность монтажа. И наоборот, неточно найденная интонация способна убить гениального актера, великого оператора или режиссера. 

- Знаменитая песня «Город, которого нет» была написана специально к фильму «Бандитский Петербург»? 

- Да. Я ее очень долго искал. Каждый день с раннего утра и до позднего вечера в течение нескольких месяцев. Сочинялось все что угодно, только не то, что надо. И вдруг, какие-то три-четыре ноты, и я почувствовал: «По-моему, то». А дальше дело техники. Регина Лисиц, мой друг, соавтор, написала стихи. Сочинили песню. Показал ее Владимиру Бортко, она ему сразу понравилась. Честно говоря, я думал, что кроме фильма эта песня никому не будет нужна. Но ошибся. Когда вышел фильм, я стал получать письма со всего мира, они приходили мешками. Одна женщина из Израиля написала, что хочет отлить мне памятник из золота в натуральную величину. Тут я не удержался и ответил: «Если вы такая альтруистка, склонны к такому роду экзальтированному меценатству и вам некуда девать деньги, то, пожалуйста, не занимайтесь ерундой, не отливайте памятник, лучше пришлите их мне, я применю их во благо, музыкальных инструментов куплю себе вволю». (Смеется). Тогда период был тяжелый. 

- В связи с юбилеем хочу спросить: вы бы поменяли что-нибудь в своей жизни, если могли?

- Знаете, если бы была возможность пережить жизнь заново, зная все то, что знаешь сейчас, я бы согласился ради двух вещей. Первое, я бы в школе с невероятным усердием учил иностранные языки, все сразу: английский, немецкий, французский, испанский, португальский… (Я изучал немецкий.) Когда стану старым, напишу книжку об этом. Это будет бестселлер. У меня по немецкому стоит пятерка, но я не знаю и двух слов. В училище и консерватории я не занимался им вообще. Мне не хватало суток на музыку, поэтому никакие тексты я не переводил. Сейчас жалею. И второе, я бы с детства учился играть на многих музыкальных инструментах: на флейте, саксофоне, скрипке, гитаре. Я на гитаре бренчать умею, но играть сложную фактуру - нет. А вообще, я ненавижу дни рождения и юбилеи. Мне только ленивый не звонил с предложениями, как устроить юбилей! Не хочу!  В этом году у Макса Леонидова был юбилей. На концерте мы с Колей Фоменко стояли за кулисами. Коля смотрит на сцену и говорит: «Ты представляешь, ему - полтинник. Ты укладываешь себе это в голове? Ему - полтинник!» и показывает рукой на сцену. Я говорю: «Коль, ну что ты клешней машешь, а тебе-то сколько?». «А мне 49!». Двадцать лет назад мы отмечали. Но мне было тогда 30. А сейчас мне хочется выть. Это было праздником до тех пор, когда первая цифра двузначного числа была три. Когда она стала больше трех, это перестало быть праздником. 

 

 

Беседовала Мария Казак
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
0
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+5
Слабый дождь