Общество

Пасынки Гиппократа

16 ноября

 

Студенты и выпускники медицинских вузов объяснили «НВ», почему после получения диплома далеко не все из них идут работать в поликлиники и больницы

 

Данные комитета по здравоохранению шокируют: Петербург занимает 72-е место в России по уровню обеспеченности медицинскими кадрами. Особенно остро, по словам чиновников, в городе не хватает медработников среднего звена. При этом ежегодно медвузы и колледжи выпускают массу специалистов. Так почему столь малая часть выпускников идет работать по специальности? С этим вопросом «НВ» обратилось к самим студентам медицинских факультетов и начинающим врачам.


«Решение бросить вуз мне далось нелегко»

Ярославна Татарчук – одна из тех, кто решил отказаться от будущего в медицине. Сразу после школы она поступила в тогда еще Педиатрическую медицинскую академию, но после третьего курса решила уйти. Тем не менее девушка и сейчас считает, что врач – это самая важная профессия в жизни любого человека, а педиатр – в особенности, ведь ничего не может быть важнее здоровья собственного ребенка.

– Решение бросить вуз мне далось нелегко. Сначала в конце второго курса меня отчислили за отсутствие зачета по физкультуре (требования в академии к учебе очень высокие, и поблажек не делают никому). После отчисления я решила бороться до конца и пошла работать в отделение детских инфекций, а через полгода восстановилась в академии. На третьем курсе поняла, что учеба в Педиатрическом мне претит. Связывать свою жизнь с медициной отказалась и забрала документы, – рассказала Ярославна.

Девушка признается, что многие студенты поступили так же: кто-то ушел на первом курсе, кто-то, как и Ярославна, на третьем, а кто-то спустя год после окончания вуза. Причины самые разные: низкая зарплата врачей, большая нагрузка, к тому же профессия требует полной моральной и физической отдачи. Из десяти одногруппников Ярославны только четверо сегодня работают по специальности.

– Я учусь на третьем курсе факультета журналистики СПбГУ, но всегда испытываю трепет перед настоящими медиками, – рассказала девушка. – За время учебы в академии мне удалось пообщаться с родителями студентов, многие из которых выдающиеся врачи. Отец моей одногруппницы работает детским реаниматологом-анестезиологом – спасает детские жизни. На мой взгляд, ему не оплачивают и десятой части его труда. Надеюсь, что в будущем ситуация изменится.


«Трудные два года я выдержу»

Константин Ермоленко – выпускник медицинского факультета СПбГУ. За его плечами шесть лет обучения на кафедре инфекционных болезней, эпидемиологии и гигиены, а впереди – еще два года оттачивания практических навыков в ординатуре. Константин – потомственный врач, поэтому о работе докторов наслышан с детства.

– Я всегда считал, что врачи – особая каста людей, которые постоянно при деле. Меня очень подкупало то, что в жизни врача есть стабильность: вне зависимости от того, что происходит, ты всегда делаешь свое дело. Это, наверное, и стало главной причиной выбора профессии, – поделился молодой специалист.

Сегодня Константин – ординатор в Клинической инфекционной больнице имени С.П. Боткина. Поэтому сам прочувствовал невысокие зарплаты, большие нагрузки, недопонимание пациентов, огромное количество ненужной документации и другие проблемы, с которыми сталкиваются молодые специалисты в первые годы работы.

– Средняя зарплата врача составляет около 20 тысяч рублей – это стабильность, которая не приносит пользы. Поэтому врачи вынуждены брать дополнительную нагрузку. Например, в моей больнице рабочий день заканчивается в 16 часов, но большинство специалистов после этого едут на другую работу, – признается Константин.

Молодой инфекционист уверен: первые два года практики – самое тяжелое время для врача, которое просто нужно пережить. Вчерашние студенты понимают: то, что тебе говорили в университете, далеко от реальности. Как и во многих других профессиях, эйфория проходит и начинаются суровые трудовые будни, которые не все могут выдержать.

– В медицине есть более благополучные специальности, которые хорошо оплачиваются, к примеру урологи, а вот педиатры и терапевты сегодня не в фаворе. Все равно большинство из моих коллег смотрят в будущее с оптимизмом. Мы надеемся, что зарплаты поднимут. К тому же есть куда развиваться: молодым врачам дают возможность участвовать в грантах, конференциях и ездить за границу, – отметил Константин.


«Уехать из России – значит сдаться»

Кирилл Попов – интерн на кафедре госпитальной хирургии медицинского факультета СПбГУ. Один-два раза в месяц он переезжает на одну из баз кафедры, чтобы набраться опыта у хирургов различных областей. Интерн наблюдает за работой хирургических стационаров, ассистирует на операциях, ведет прием больных и делает записи. После окончания интернатуры Кирилл станет ординатором и продолжит свое обучение в одном из медицинских учреждений Петербурга.

– Я вижу много людей, которые уходят из медицины. По разным причинам. Менеджер какой-нибудь фирмы среднего звена получает в разы больше, чем молодой специалист, который несколько лет должен оттачивать свои навыки, чтобы просто встать к хирургическому столу. К тому же часто уходят студенты с ранних курсов, но те, кто действительно хочет заниматься медициной, возвращаются и учатся дальше, – отметил Кирилл.

Многие однокурсники молодого хирурга уже уехали или собираются отправиться за границу, чтобы там продолжить свою карьеру. Но Кирилл твердо уверен, что уехать из России – значит сдаться. Он считает, что создавать для себя условия нужно самостоятельно. Именно поэтому на медицинском факультете СПбГУ Кирилл выступил с инициативой сделать курс лекций по основам доказательной медицины. Эта дисциплина рассказывает о современном научном подходе в планировании медицинских исследований, который поможет студентам в написании диплома.

– Посмотрим, каким будет наше поколение. Ребята, с которыми я учился, очень сильные и интересные. У них есть искра, желание и задор. Вопрос в том, хватит ли этой искры, чтобы по-настоящему что-то сделать, – отметил Кирилл Попов.


«Выпускники предпочитают фармкомпании аптекам»

Студентка третьего курса Санкт-Петер­бург­ской химико-фармацевтической академии Ксения Гареева рассказывает, что большинство выпускников ее вуза предпочитают работать не в аптеках, а медицинскими представителями в частных компаниях.

– Студенты и выпускники медицинских колледжей идут в аптеки, чтобы получить первый опыт, начать карьеру. А фармацевты с высшим образованием стремятся устроиться в оптовую фирму, где больше перспектив и выше заработок. Поэтому сегодня в аптеках так много вакансий, – объяснила Ксения.

Девушка уже делает первые шаги в карьере, совмещая работу и учебу. Хотя труд в аптеке нелегкий, как отмечает Ксения, на работу сюда могут взять без опыта, к тому же с неплохой зарплатой – от 30 тысяч рублей.

Парадоксально, но в аптеках специалистов не хватает, зато количество желающих поступить в Санкт-Петербургскую химико-фармацевтическую академию растет с каждым годом. Ксения говорит, что в год ее поступления конкурс был значительно ниже, чем теперь, и баллы за ЕГЭ абитуриенты приносили не столь высокие.

– Я училась в школе с углубленным изучением химии и биологии, поэтому хотела стать врачом. Подала документы в Медицинскую академию имени И.И. Мечникова и в Медицинский университет имени 

И.П. Павлова, но в последний момент передумала и пошла в Химико-фармацевтическую академию. Первый год жалела, а потом поняла, что фармацевтика для меня лучше, чем лечебное дело. Я бы не смогла нести такую ответственность и переживать за каждого пациента, – призналась Ксения.


«Жизнь в Европе мне нравится больше»

Продолжить свое обучение за границей, в отличие от Кирилла Попова, хочет Екатерина Булычева – интерн отделения кардиологии одной из крупнейших клиник Петербурга. Молодой врач планирует стать гематологом – специалистом, который занимается заболеваниями крови. Уехать в Германию Екатерина решила не только из-за состояния медицины в России, но и потому, что жизнь в Европе ей нравится больше.

– Я хочу дышать свежим воздухом и пить чистую воду. Хочу, чтобы мои дети могли гулять по улице без страха и имели перспективы на будущее. Мне не приходится жаловаться на состояние медицины только из-за специфической специальности, с которой в России особых проблем нет. Но если бы я хотела стать кардиологом, боюсь, мое желание уехать было бы сильнее, – призналась Екатерина.

С курса Екатерины за все время обучения ушли всего два-три человека, потому что поняли: медицину они не тянут и лучше пойти в другую сферу, например в экономику. Но есть люди, которые очень устают, но не теряют интереса к медицине. Екатерина не может представить себя ни в одной другой профессии и уверена, что нашла себя.

– Я всегда надеюсь на лучшее. Вопрос в том, когда это лучшее наступит. Пока явных изменений после смены министра здравоохранения не произошло, но я питаю надежды, потому что она сама врач. Хотя я и уезжаю в Германию после интернатуры, всегда готова вернуться, – сказала Екатерина.

 

 

Полина Огородникова. Фото Александра Гальперина
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+3
Умеренный дождь
28 ноября
четверг
+4
Слабый дождь