Общество

Можно жить и без нефти

20 ноября

Корреспондент «НВ» побывал в Белоруссии в составе делегации, возглавляемой губернатором Ленобласти, и узнал, что такое успешный «рыночный социализм»

 

Учиться не только у Финляндии

Владимир Новиков, редактор отдела экономики «НВ»

Александр Дрозденко, новый губернатор Ленинградской области, изменил многолетней традиции, согласно которой первые лица Петербурга и области, едва заняв свои посты, отправлялись с рабочим или официальным визитом в Финляндию – представиться богатым северным соседям. Вместо Хельсинки Дрозденко во главе делегации областных чиновников и представителей деловой элиты отправился с первым официальным визитом (если не считать поездок за рубеж в составе федеральных делегаций) в Минск.

Что это: политический жест или обычный прагматичный выбор? Об этом знает только областная «верхушка». Но, наверное, на первом месте все же практические соображения. Потому что, какой бы себе ни представляли Белоруссию люди, которые в ней не бывали, сегодня это самая динамичная экономика Европы – ее ежегодный рост ВВП составляет в последние годы по 7–10 процентов. Китай отдыхает… А через 3–5 лет она может стать и самой конкурентоспособной (по соотношению «цена – качество»).

Собственно, об этом и говорят результаты поездки. В результате двухдневного визита областная делегация привезла столько договоров и соглашений, сколько никогда и никому не удавалось привезти от финнов. Областного губернатора со всем почетом принял президент Александр Лукашенко, рабочей частью переговоров заведовал первый вице-премьер правительства республики Владимир Семашко, а основные соглашения были заранее подготовлены. Если в прошлом году товарооборот области с Белоруссией составил почти 390 миллионов долларов, то к 2015 году его планируют поднять до 500 миллионов. 

В частности, решено, что в Ленинградской области будут построены минимум две «белорусские деревни» – мини-города с полным набором социальных удобств: школой, больницей, магазинами, детсадами. Область будет закупать (конечно, по конкурсу) коммунальную уборочную технику белорусского производства, пассажирские автобусы, технику для лесного хозяйства. Белорусские грузы, которые сейчас идут на экспорт через порты Прибалтики, могут повернуть на порты Ленобласти, правда, при условии, если РЖД снизит свои тарифы хотя бы до уровня стран Балтии. И наконец, самое приятное для жителей области – белорусские компании будут строить для них жилье по цене не выше 32 тысяч рублей за квадратный метр. Хотя, конечно, питерские и московские «жирные коты» стройбизнеса, активно застраивающие окрестности Петербурга, не поскупятся на то, чтобы не пустить на местный рынок подобных конкурентов. Поэтому стоит, наверное, объяснить, почему губернатор решил пригласить строителей из братской республики.

Ну а в том, что главу региона принимал президент, есть, возможно, и политическая подоплека: Александр Лукашенко, приветствуя областную делегацию, прямо сказал, что в самые тяжелые периоды, когда осложнялись отношения с руководством России, Белоруссию всегда выручали прямые связи с российскими регионами, в том числе с Ленинградской областью, которая подписала с его республикой первое рамочное соглашение еще в 1997 году. Но на первом месте для белорусского президента, чего он также не скрывает, экономические мотивы. Александр Григорьевич – хозяин рачительный, и поэтому Ленобласть для него – партнер ценный. А стало быть, равноправный. 


Можно жить и без нефти

 

 


На автора этих строк, который по долгу службы посетил немало европейских стран, Белоруссия произвела не просто благоприятное, а прямо-таки умиротворяющее впечатление.

В холле Национальной библиотеки Беларуси мы разговорились с молодым белорусским интеллигентом о политической ситуации и настроениях в республике. Станислав попросил не называть его фамилии, но не из боязни, а исключительно из скромности. Ну и потому что он, как сам признает, немножко «белорусский националист».

– У нас на белорусском языке говорит только интеллигенция, да и то не вся, и это мешает формированию нас как нации. Зато Беларусь сложилась как государство, как народ. Мы исторически ориентированы на дружбу с Россией, но не копируем вашу политику. У нас нормальные отношения с Грузией – безвизовый режим, серьезные отношения с Венесуэлой. Вы закрыли у себя все казино и игорные клубы, а в Минске их полно – и это не создает никаких проблем. У нас, несмотря на обилие партий, нет сколько-нибудь заметных политических разногласий, а Лукашенко реально популярен. В любом застолье – дома или в ресторане – второй тост обязательно будет поднят за президента. При этом мне и другим не все в нашей политике нравится. Больше всего люди недовольны ростом цен на продовольствие после кризиса. Нацбанку нужно было раньше ослабить курс белорусского рубля, чтобы избежать резкого скачка…

Для российских читателей нужно пояснить, что выросшие цены, в пересчете на российские рубли, выглядят так: сырокопченая колбаса – в районе 100 рублей за килограмм, полуторакилограммовый каравай хлеба – 20 рублей, помидоры – 10 рублей и так далее. Причем цены во всех магазинах одинаковы. А в том, что они все-таки выросли, виноват не только мировой валютный кризис. Просто начиная с 2009 года в пограничные с Россией города Белоруссии – автобусами, а в Минск – поездами валом повалили за дешевыми продуктами москвичи. Полки стремительно пустели, единственным выходом стало повышение цен, на некоторые товары – в полтора раза. Сейчас в магазинах – прежнее изобилие, но люди привыкают к новым ценам с трудом.

– Зато кризис заставил власти упростить налоговую систему. Раньше она была почти как у вас, требовала целой бухгалтерии, но инвесторы, которых нужно было привлечь, не любят сложностей, поэтому сейчас в наших налогах даже школьник разберется. Сельское хозяйство вообще от податей освобождено. По этому показателю и по простоте регистрации новых фирм Белоруссия в группе мировых лидеров.

– И все же ваша республика считается небогатой, – заметил я.

– Да, у нас хронический дефицит внешней торговли, потому что приходится покупать дорогую нефть. Но доходы населения растут, и, знаете, для человека важен еще и уровень социальной защищенности. К примеру, если заболею, то меня бесплатно будут лечить в профильных медицинских центрах мирового уровня. Из России тысячи людей едут лечиться у нас платно, и не только потому, что цены самые низкие в Европе. У нас нет проблем с образованием, получением жилья, выплатой пенсий. Белорусы ездят к вам на заработки, но желающих совсем уехать из страны практически нет. А вот к нам многие хотели бы переехать, например – из Литвы. 

Стоит добавить, что комплексу Национальной библиотеки Беларуси, в котором мы разговаривали со Станиславом, могли бы позавидовать и Петербург с его Публичкой, и Москва с Ленинкой. Это шедевр футуристической архитектуры. Несмотря на поздний час, в десятке читальных залов (разумеется, полностью компьютеризированных) сидели люди. Ради популяризации знаний и приучения молодежи к книгам белорусские власти превратили библиотеку в культурно-развлекательный комплекс. Для обладателей читательских билетов здесь до поздней ночи открыты кафе, рестораны, солярий, парикмахерская, даже сауна. Цены еще ниже, чем в городе.

…И еще. Незадолго до поездки в Белоруссию один из наших федеральных телеканалов показал жуткий сюжет: живодеры, именующие себя догхантерами, сожгли в Москве собачий приют вместе с его обитателями. У белорусов отношение к братьям меньшим иное. В «экологический гимназии» Минска нас встретили детишки в футболках с трогательными фотографиями котов и собак и подписями: «У меня нет дома. Нет хозяев. Оставьте мне хотя бы жизнь».

Выстроившись в «композицию», ребята доложили нам, как они помогают бездомным животным: устраивают их в хорошие руки, приносят еду, ухаживают. Кто-то сможет счесть это показухой. Но в центральном универсаме Минска на видном месте, где можно было бы с выгодой разместить рекламу, висят цветные фотографии бездомных животных и их краткие характеристики, а также телефоны волонтеров-попечителей. Говорят, что доброта спасет мир. За весь мир говорить трудно, но что доброта делает лучше жизнь в Белоруссии, очень заметно.

Автор этих строк не хотел бы совсем уж идеализировать жизнь в братской республике. Там хронический дефицит торгового баланса, потому что приходится закупать нефть и газ. Такие же, как у нас, демографические проблемы – идет естественная убыль населения. Зарплаты недотягивают до российских. Но, интересно, как бы жила Россия, если бы у нее не было своих энергоресурсов? Вот Белоруссия и показывает – как. Совсем даже неплохо.

 

строительство

Жилья – полно, синих заборов – нет

Не все знают, что Белоруссия на первом месте среди стран СНГ по вводу жилья на душу населения – 578 квадратных метров на одну тысячу человек в год. На втором месте с заметным отрывом идет Россия, а Украина отстает больше чем в два раза. Республика производит много цемента (по этому товару она тоже лидер), строительной техники у нее сколько угодно, благо сама ее выпускает, так что строительство не проблема.

Меня, как жителя Петербурга, озадачило другое: не темпы, а культура работы местных строителей, ремонтников и коммунальщиков. Кто ездил или гулял по современному Минску, поймет, о чем речь. При всем нашем уважении к Петербургу, он даже накануне своего 300-летия не выглядел так ухоженно, как столица Белоруссии в будний день. Такое впечатление, что там только что закончили капитальный ремонт всех зданий: каждое, включая панельные многоэтажки, побелено, оштукатурено, отмыто, окна чистые, водосточные трубы на месте. И, что самое странное, нигде не громоздятся строительные леса и синие заборы. Как местные ремонтники без этих важнейших сооружений обходятся – это, наверное, строго охраняемый секрет, во всяком случае, наши российские строители его не знают. А какие в Минске дороги, сколько там путепроводов…

В советские время партийные руководители и идейно подкованные писатели именно так рисовали города будущего эпохи «развитого социализма»: ухоженные дома и улицы, множество парков и скверов, современные чистые машины на дорогах и заполненные доступными по цене товарами прилавки продовольственных магазинов. Минск отвечает всем этим требованиям. Вплоть до того, что у сияющего чистотой памятника вождю мирового пролетариата (какой же социалистический город можно представить без этого памятника?) стоят корзины с живыми цветами. И бережно восстановлен старенький деревянный домик, в котором проходил первый (еще до раскола на большевиков и меньшевиков) съезд РСДРП. Впрочем, в образцовом порядке там содержатся все памятники, словно и местным голубям привито чувство ответственности перед историей, а также ее церкви, фонтаны и проч.

Пока мы ожидали приема у Александра Лукашенко, я попробовал выяснить секрет тотального благоустройства у одного из опекавших нас сотрудников администрации президента. Он вопроса явно не понял, удивился:

– А у вас что, не так?

Я ушел от прямого ответа, высказавшись в духе, что кое-где порой у нас (речь шла о Петербурге) и балконы падают, и крыши после ремонта текут. 

– У нас за это просто увольняют. Если фирма частная, уволят того, кто заключил с ней государственный контракт. Это же элементарно! – снова не понял суть наших проблем мой собеседник.

Признаться, после такого простого ответа я и сам перестал их понимать. 

В общем на месте губернатора я бы вместе со строителями пригласил и белорусские фирмы по ремонту и обслуживанию недвижимости. Хотя, с другой стороны, все на плечи иностранцев не перевалишь – нужно им сами что-то делать.

 

сельское хозяйство

Даром что государственное


Помидоры из этих теплиц отправляются в основном в Москву – столица, в отличие от Петербурга, давно уже оценила качество белорусской продукции

 

Пока областная делегация занималась переговорами, нас, журналистов, привезли в агрогородок Ждановичи. По старой терминологии это многопрофильный совхоз: огромное тепличное хозяйство (технология и оборудование закуплены в Голландии), молочное, мясное животноводство, выращивание всех видов сельхозкультур. Хозяйство, даром что государственное (то есть по представлению рыночников заведомо неэффективное), не только само процветает, но и скупает менее успешных соседей.

Средняя зарплата здесь в пересчете на валюту – 500 долларов (с учетом белорусских цен ее можно приравнять к тысяче долларов в России). Правда, в сфере сельского хозяйства заимствовать белорусский опыт Ленинградской области нужды нет. По словам председателя совета директоров «Леноблптицепрома» Юрия Трусова, мы с Белоруссией в аграрном бизнесе давно идем вровень. В Ленобласти лучше поставлено животноводство, особенно племенное, у белорусских коллег чуть лучше растениеводство. Но вот что белорусы, в отличие от нас, сумели, так это реализовать советскую мечту об агрогородках. 

В советское время государство попыталось создать для селян такие же условия жизни, как в городе – чтобы человек после работы не дрова колол и воду из колодца носил, а жил в нормальной квартире с газом, отоплением, горячей водой. Памятниками той эпохи стоят в наших селах нелепые обшарпанные трех-, пятиэтажки, из которых люди не знают, куда сбежать. Потому что давно в них нет ни воды, ни тепла. А в Белоруссии идею сделать из сел «агрогорода» довели до конца, причем уже в нынешнее время. У них на центральных усадьбах крупных хозяйств все городские удобства: от поликлиники до ресторанов. Жилье – и многоквартирные дома, и коттеджи, и обычные сельские дома. Многодетным квартиры дают бесплатно. Остальным – тоже бесплатно, но как служебное жилье, которое при желании можно выкупить. 

 

Материалы подготовил Владимир Новиков. Фото Сергея Вдовина, пресс-служба правительства Ленинградской области
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+3
Умеренный дождь
28 ноября
четверг
+4
Слабый дождь