«Автово» вернули в прошлое
Многолетняя реконструкция самой красивой станции Петербургского метрополитена закончена
Сегодня ночью в «Автово» убрали последние напоминания о долгом ремонте. Теперь станция выглядит так же, как и в 1955 году.
Проблемы в «Автово» начались еще в начале 2000-х, когда на проспекте Стачек решили возвести новый автомобильный мост. В 2003-м его с помпой открыли, а в тоннелях рядом с подземным вестибюлем образовались десятки протечек. К слову, еще раньше вода в тоннелях скапливалась и по другой причине – старая гидроизоляция пришла в полную негодность. Вообще-то в такой ситуации лучшим решением выглядит полное закрытие и капитальный ремонт станции, но в случае с «Автово» это оказалось невозможно.
– Полностью закрыть на ремонт эту станцию – значит фактически прервать работу половины нашего метро, – рассказал корреспонденту «НВ» источник в ГУП «Петербургский метрополитен». – Сразу же за «Автово» находится депо, из которого составы попадают и на другие линии. Поэтому-то и приняли решение ремонтировать станцию и тоннели в так называемом рабочем порядке, поэтапно.
Но и оставлять объект в таком плачевном состоянии в метро, конечно, не могли. В течение семи лет ремонтникам удалось восстановить гидроизоляционный щит в камерах съездов (место, где поезда переезжают с одного пути на другой, чтобы следовать в обратном направлении) и ликвидировать течи. Для этого пришлось буквально по сантиметру вырубать старый рыхлый бетон, полностью перечеканивать швы обделки и восстанавливать ее водонепроницаемый слой. Масштаб работ впечатляет – в общей сложности специалистам пришлось отремонтировать более 15 тысяч квадратных метров внутренней поверхности тоннелей.
К 2009 году удалось закончить и работы по восстановлению мраморных плит на путевых стенах в вестибюле «Автово» – в отличие от скрытой от глаз пассажиров реконструкции тоннелей за этой работой пристально наблюдали петербуржцы.
– С одной стороны, замена мрамора на стенах – дело привычное, – сообщил собеседник «НВ». – Но в данном случае пришлось учитывать особенности «Автово». Сама станция расположена в водоносных грунтах, поэтому для того, чтобы избежать протечек в дальнейшем, эксперты придумали специальную конструкцию крепления мраморных блоков. На путевую стену прикрепили мощные направляющие, к которым приварили металлический каркас с закрепленными на нем мраморными плитами. Кстати, конструкцию каркаса тоже разработали специально для «Автово». А внутрь путевой стены впервые поместили толки для отвода воды и водосборные воронки, через которые конденсат попадает в дренажную систему станции. Проще говоря, теперь можно не бояться, что на стенах появятся желтые протечки, так раздражавшие пассажиров.
Заменить пришлось и все инженерные коммуникации, которые поочередно выходили из строя в последние 15–20 лет. Всего в «Автово» поменяли более четырнадцати километров силового и осветительного кабеля, а также установили около 800 новых светильников.
Впрочем, как отмечают в метрополитене, с наибольшими трудностями пришлось столкнуться во время реставрации потолка перронного зала. Работам по его восстановлению предшествовали долгие консультации с КГИОПом, ведь сама по себе станция «Автово» считается памятником архитектуры и даже небольшие изменения в ее оформлении могли привести к крупному скандалу. При этом декоративная лепнина во многих местах настолько износилась, что буквально рассыпалась в пыль. Чтобы спасти ее, рабочие вместе с реставраторами придумали новую схему крепления потолочных панелей.
В торце вестибюля «Автово» даже организовали скрытый от посторонних глаз за строительным забором настоящий литейный цех. С помощью уникальной формы в нем отливали готовые панели из стеклофибробетона (он позволил вдвое уменьшить вес конструкции). Затем детали крепили на кессон – металлическую раму, и уже ее подвешивали к потолку. Кстати, использование инновационного материала санкционировали эксперты КГИОПа, а в будущем им, вероятнее всего, реставраторы воспользуются и на других исторических объектах.
– Этот метод позволил в разы увеличить скорость монтажа, – рассказал начальник службы тоннельных сооружений метрополитена Дмитрий Бурин. – Раньше каждый элемент приходилось прикреплять отдельно, и если бы мы работали по этой технологии, растянули бы ремонт еще лет на пять.
Систему отливки потолочных панелей не зря называют уникальной. В истории метро еще не было случая, чтобы станция действовала одновременно как транспортный узел, принимающий ежедневно десятки тысяч пассажиров, и архитектурная мастерская. Изначально специалисты рассматривали вариант доставки готовых панелей из соседнего депо. Но все конструкции получились нестандартного размера и могли возникнуть сложности с транспортировкой, так что от этого варианта быстро отказались.
Не забыли и о главных символах «Автово» – хрустальных люстрах и стеклянных колоннах. 29 светильников весом по 350 килограммов каждый аккуратно сняли и отвезли в мастерскую. Здесь в люстрах заменили электропроводку, установили новые патроны для ламп и сломанные пики из горного хрусталя поменяли на новые. Стеклянные детали тщательно отмыли от пыли и грязи, так что теперь «Автово» в прямом смысле слова блестит и сверкает.
Реставрация колонн создала гораздо больше проблем. Время не пощадило стеклянные элементы, и часть колонных деталей при демонтаже разрушилась.
– Потребовалось заново изготовить 88 элементов из стекла, – сообщила официальный представитель метрополитена Юлия Шавель. – Это фрагменты колонн пяти различных видов, так как крепятся они вокруг колонны не параллельно полу, а по спирали, и нижние срезы имеют различный угол наклона. Работа ювелирная – пришлось идеально подогнать элементы друг к другу, чтобы они создали эффект стеклянного монолита.
Впереди очередной ремонт – уже 17 декабря на реконструкцию закроется наклонный ход и наземный вестибюль станции «Петроградская», а в 2013-м такие же работы ждут и «Пушкинскую». Но на этих транспортных узлах, как отметила Юлия Шавель, ремонт будет не столь масштабным, как в «Автово», и закончить его в метрополитене планируют примерно за 11 месяцев.
Фото Елены Игнатьевой