Чужое не отменяет свое
Сегодня науке стараются вернуть ее былой престиж: о ней говорят власти и СМИ, для молодых ученых учреждают престижные премии… Но в науку идут единицы, и по большей части середнячки, которые боятся не найти себя в свободном плавании, а талантливые ребята уезжают работать за рубеж. Конечно, самых талантливых сложно обеспечить зарплатами, сравнимыми с западными. Но что-то можно сделать, чтобы молодежь активнее шла в науку? Может, по рецепту Жванецкого «в консерватории что-то подправить»?
Между тем наука у нас в стране по-прежнему не востребована обществом, и студенты это чувствуют. Отсюда, кстати, и невысокие зарплаты, и отсутствие блеска в глазах ребят. Процент полумертвых лабораторий, полуразвалившихся НИИ и вузов по-прежнему высок. Если студент вынужден заниматься у потухшего профессора, которого не печатают в престижных западных журналах, а диссертации его пылятся на полках невостребованными, то и студент киснет, стремясь скорее скинуть экзамены и сбежать туда, где живо и перспективно.
Немаловажно и куда студент попадает на практику. Не дай бог, в один из многих НИИ, где ученые работают на себя, а наукой не занимаются, отписывая лишь отчеты. К примеру, знаю «ученых» в ГОИ, которые «клепают» на продажу светодиоды, но к ним по-прежнему присылают студентов-практикантов. Эти мальчики и девочки уйдут из науки почти наверняка. Так что студенческую практику необходимо проводить в лабораториях мирового уровня. Ребята должны видеть перспективы. Если нет достойных преподавателей мирового класса, приглашайте западных. Дорого? Окупится, хотя и не завтра. Обмен кадрами – мировая практика. В Америке – тысяча университетов разного уровня, и в каждом преподают профессора из Стэнфорда, Гарварда и других престижных университетов.
Наука сегодня развивается настолько стремительно, что пересматриваются сами основы базовых дисциплин. Когда профессор говорит студентам, что учебники хоть и новые, но уже устарели и их нужно менять, на студентов это производит сильное впечатление. Вот что рассказал мне корифей в области оптики, известный в мире профессор Университета Пердью (США, штат Индиана) Владимир Шалаев: «Своим студентам я так и говорю: ваши учебники по оптике давно устарели: коэффициент преломления, по последним данным, может быть и отрицательным, например, в метаматериалах, кроме того, считается, что в оптике нет магнетизма, а на самом деле уже может быть. У студента, который это слышит, возникает ощущение причастности, ведь он находится рядом с людьми, которые создают науку, а вместе с ней и будущее! Я им не устаю повторять, что науку делают не боги, а такие, как вы». Когда история науки творится на твоих глазах, это колоссальный стимул к научной деятельности.
Конечно, в будущем в системе российского образования должны быть вузы и НИИ мирового уровня. И статьи серьезных ученых – публиковаться в ведущих научных журналах. Новые научные продукты – обладать конкурентоспособностью на мировом рынке. Ну а как пока в ожидании этих благословенных времен не потерять думающую, способную молодежь?
Владимир Шалаев убежден: в США после Второй мировой войны произошел прорыв, когда науку фактически полностью сосредоточили в университетах. Сегодня Россия пытается идти тем же путем.
В Сколково создают новый университет «Сколтех». Здесь образование будет соединено с наукой, технологией и предпринимательством. И место определено не случайно: в Сколково из всех наук выбирают те, что обеспечат быстрый технологический прорыв. Причем магистерские программы, направленные на стимулирование профессоров и студентов к совместной предпринимательской деятельности на создание новых продуктов и услуг, разрабатываются совместно с Массачусетским технологическим институтом (МТИ).
В «Сколтехе» с первых лет обучения студенты участвуют в современных научных разработках, изучают методики коммерциализации информационных, энергетических, биомедицинских, космических и мирных ядерных технологий. В августе два десятка студентов из российских вузов уже приступили к занятиям. Президент Сколковского института науки и технологий Эдвард Кроули заявил: «Наш институт станет университетом XXI века. Наши выпускники будут не просто учеными, сосредоточенными на научной карьере, а предпринимателями, которые реализуют свои идеи на производстве, в конкретных компаниях».
Вполне возможно, «Сколтех» и сможет стать началом принципиально новой системы образования в России. Однако это опять-таки будущее. А что сегодня? Почему попытки большинства отечественных вузов соединить образовательный процесс с научным на практике чаще всего оборачивается бюрократическими отчетами, за которыми реальной науки жалкие крохи? Может, все дело в том, что мы заимствуем зарубежный опыт, игнорируя свой собственный? К примеру, в Физико-техническом институте имени А.Ф. Иоффе в советское время существовала база для студентов, где третьекурсники уже могли работать в научных проектах. Сегодня неплохо было бы ее возродить. Ведь Физтех, за исключением отдельных лабораторий, еще силен научными школами.
Лидия Березнякова, специальный корреспондент «НВ»