Общество

Чужое не отменяет свое

23 ноября

Сегодня науке стараются вернуть ее былой престиж: о ней говорят власти и СМИ, для молодых ученых учреждают престижные премии… Но в науку идут единицы, и по большей части середнячки, которые боятся не найти себя в свободном плавании, а талантливые ребята уезжают работать за рубеж. Конечно, самых талантливых сложно обеспечить зарплатами, сравнимыми с западными. Но что-то можно сделать, чтобы молодежь активнее шла в науку? Может, по рецепту Жванецкого «в консерватории что-то подправить»?

Между тем наука у нас в стране по-прежнему не востребована обществом, и студенты это чувствуют. Отсюда, кстати, и невысокие зарплаты, и отсутствие блеска в глазах ребят. Процент полумертвых лабораторий, полуразвалившихся НИИ и вузов по-прежнему высок. Если студент вынужден заниматься у потухшего профессора, которого не печатают в престижных западных журналах, а диссертации его пылятся на полках невостребованными, то и студент киснет, стремясь скорее скинуть экзамены и сбежать туда, где живо и перспективно.

Немаловажно и куда студент попадает на практику. Не дай бог, в один из многих НИИ, где ученые работают на себя, а наукой не занимаются, отписывая лишь отчеты. К примеру, знаю «ученых» в ГОИ, которые «клепают» на продажу светодиоды, но к ним по-прежнему присылают студентов-практикантов. Эти мальчики и девочки уйдут из науки почти наверняка. Так что студенческую практику необходимо проводить в лабораториях мирового уровня. Ребята должны видеть перспективы. Если нет достойных преподавателей мирового класса, приглашайте западных. Дорого? Окупится, хотя и не завтра. Обмен кадрами – мировая практика. В Америке – тысяча университетов разного уровня, и в каждом преподают профессора из Стэнфорда, Гарварда и других престижных университетов.

Наука сегодня развивается настолько стремительно, что пересматриваются сами основы базовых дисциплин. Когда профессор говорит студентам, что учебники хоть и новые, но уже устарели и их нужно менять, на студентов это производит сильное впечатление. Вот что рассказал мне корифей в области оптики, известный в мире профессор Университета Пердью (США, штат Индиана) Владимир Шалаев: «Своим студентам я так и говорю: ваши учебники по оптике давно устарели: коэффициент преломления, по последним данным, может быть и отрицательным, например, в метаматериалах, кроме того, считается, что в оптике нет магнетизма, а на самом деле уже может быть. У студента, который это слышит, возникает ощущение причастности, ведь он находится рядом с людьми, которые создают науку, а вместе с ней и будущее! Я им не устаю повторять, что науку делают не боги, а такие, как вы». Когда история науки творится на твоих глазах, это колоссальный стимул к научной деятельности.

Конечно, в будущем в системе российского образования должны быть вузы и НИИ мирового уровня. И статьи серьезных ученых – публиковаться в ведущих научных журналах. Новые научные продукты – обладать конкурентоспособностью на мировом рынке. Ну а как пока в ожидании этих благословенных времен не потерять думающую, способную молодежь?

Владимир Шалаев убежден: в США после Второй мировой войны произошел прорыв, когда науку фактически полностью сосредоточили в университетах. Сегодня Россия пытается идти тем же путем.

В Сколково создают новый университет «Сколтех». Здесь образование будет соединено с наукой, технологией и предпринимательством. И место определено не случайно: в Сколково из всех наук выбирают те, что обеспечат быстрый технологический прорыв. Причем магистерские программы, направленные на стимулирование профессоров и студентов к совместной предпринимательской деятельности на создание новых продуктов и услуг, разрабатываются совместно с Массачусетским технологическим институтом (МТИ).

В «Сколтехе» с первых лет обучения студенты участвуют в современных научных разработках, изучают методики коммерциализации информационных, энергетических, биомедицинских, космических и мирных ядерных технологий. В августе два десятка студентов из российских вузов уже приступили к занятиям. Президент Сколковского института науки и технологий Эдвард Кроули заявил: «Наш институт станет университетом XXI века. Наши выпускники будут не просто учеными, сосредоточенными на научной карьере, а предпринимателями, которые реализуют свои идеи на производстве, в конкретных компаниях».

Вполне возможно, «Сколтех» и сможет стать началом принципиально новой системы образования в России. Однако это опять-таки будущее. А что сегодня? Почему попытки большинства отечественных вузов соединить образовательный процесс с научным на практике чаще всего оборачивается бюрократическими отчетами, за которыми реальной науки жалкие крохи? Может, все дело в том, что мы заимствуем зарубежный опыт, игнорируя свой собственный? К примеру, в Физико-техническом институте имени А.Ф. Иоффе в советское время существовала база для студентов, где третьекурсники уже могли работать в научных проектах. Сегодня неплохо было бы ее возродить. Ведь Физтех, за исключением отдельных лабораторий, еще силен научными школами.

Лидия Березнякова, специальный корреспондент «НВ»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+3
Умеренный дождь
28 ноября
четверг
+4
Слабый дождь