Колеса или насосы?
Интересно, через годик или два, а может, раньше кто-нибудь в каком-нибудь интервью объяснит нам, что происходило с «Зенитом» осенью 2012-го? Как говорилось в известной сценке с участием Аркадия Райкина, в которой он изображал бюрократа, путавшего всех колесами и насосами: «Где вы были с восьми до одиннадцати?!»
И в самом деле – где «Зенит» бывает вот именно в это время, в первые 15 минут матчей Лиги чемпионов, если пропускает голы от «Малаги» (в обеих играх), «Милана» и «Андерлехта»? С какими мыслями игроки выходят на поле? Что с ними происходит в эти моменты? Почему они «смотрят футбол», а не играют в него?
Таких «быстрых» голов набралось семь. А всего «Зенит» пропустил девять (еще дважды «Малага» и «Милан» поражали ворота Малафеева во вторых таймах, причем один гол записал на свой счет Томаш Губочан).
То есть все время сине-бело-голубые проигрывали матчи в дебюте. И хотя, изучая разнообразную статистику при Лучано Спаллетти, я не привык, что встречаю много закономерностей, тут как минимум одна закономерность налицо.
Другая закономерность, которую я не раз замечал, – это ставка тренера на тех, кто не готов помогать команде в этот день. Касательно матча с «Малагой» на «Петровском» – это Халк. Я даже не могу сказать, что бразилец играл плохо. Он вообще не играл. Если только сам с собой. Я не верил в эту реальность, но пока Халк – это Бухаров, более дорогой и непонятный.
Про Акселя Витселя не готов высказать свое компетентное мнение. Просто потому, что не хватает компетенции оценить этого игрока. Правда, это не кокетство. За те 11 неполных матчей, что Аксель провел в футболке «Зенита», я так и не понял, как лучше использовать его качества, в чем суть этого игрока. Безусловно, он обладает хорошими данными, не раз о них писал, но пока то ли Витсель не подстроился к «Зениту», то ли «Зенит» его не принял. Вернее так: модель игры (если можно говорить про игру в последнее время), которую использует Спаллетти, не приняла Витселя. Но в отличие от Халка он приносит хоть какую-то пользу.
И третье, что я хотел сказать в этой колонке, опять-таки вижу в этом закономерность, – замены, которые делает Спаллетти. Начали второй тайм хорошо, забили гол, могли еще, не получилось, но тут «Малага» выравнивает игру – так же, кстати, сделал и «Милан» в матче на «Петровском», причем в обоих случаях соперники усилились с помощью замен. А что же Спаллетти? Он ждет неизвестно чего и только на 72-й минуте бросает в бой Виктора Файзулина, притом что было видно: Роман Широков проводит свой очередной не лучший матч. Выход Файзулина приводит к голу в его исполнении, а выход Быстрова (на 81-й минуте) – к новым моментам у ворот «Малаги». Но соперники убивают время, и судья дает финальный свисток. Быстров не успевает даже разыграться! Неужели нельзя выпустить его хотя бы на десять минут раньше?
Спаллетти говорит: он хотел дать шанс игрокам, провалившим первый тайм, реабилитироваться. Как тут не вспомнить бессмертную комедию Леонида Гайдая, в которой «шеф» дает много таких шансов, но у компаньонов так ничего и не выходит.
И нужно ли в Лиге чемпионов заниматься воспитанием?
Кирилл Легков, Обозреватель газеты «Спорт день за днем», специально для «НВ»