Культура

«Бесприданница» разрушает привычные стереотипы

27 ноября

В Театре на Васильевском идет подготовка премьеры, назначенной на первые числа декабря.

Почему зрителю всегда интересно заглянуть за кулисы? Потому что театр кажется ему или слишком простым, или слишком таинственным делом. В реальности театр – просто дело молодых. И эта формулировка, предложенная еще Станиславским, правомочна до сих пор: все, что создают молодые, интересно. А в подготовке очередной премьеры Театра на Васильевском заняты к тому же невероятно талантливые люди, которых объединил Денис Хуснияров. Отдать должное этому режиссеру хочется уже за собранную им команду актеров: помимо Светланы Щедриной и Ильи Носкова, которые исполнят главные роли, в спектакле будут играть Наталья Лыжина, Дмитрий Воробьев, Евгений Леонов-Гладышев, Артем Цыпин, Андрей Феськов. Если же добавить, что хореографом спектакля по пьесе Островского, давненько не виданной на петербургских подмостках, является Егор Дружинин, то вопрос о причинах напряженного ожидания премьеры в самом театре и за его стенами вовсе будет снят. Движению в будущем спектакле уделяется особое внимание, в чем обозреватель «НВ» убедилась собственными глазами на одной из пластических репетиций, которую совместно проводили хореограф и режиссер.

…В репетиционном зале, где установлен временный помост, еще до начала репетиции идет спор между представителями столярного цеха и актерами о том, какими должны быть ящики, необходимые в качестве реквизита. Спор серьезный: на ящики героям спектакля по ходу действия предстоит вставать, но их же (наполненные бутафорскими бутылками с шампанским) придется таскать по сцене и даже, возможно, кидать друг другу. Побеждает, похоже, ОБЖ (обеспечение безопасности жизнедеятельности – для тех, кому аббревиатура незнакома)…

 Пользуясь отсутствием режиссера, успеваю задать несколько вопросов Илье Носкову.

– Илья, что подвигло согласиться на классику? Мы сегодня не помним и не понимаем, что с нами в прошлом-то веке было, а тут история из века позапрошлого…

– Классика, она как народная песня, остается в веках. Спой сейчас кто про Стеньку Разина, и песня всех тронет. Надо только притянуть ее к нашему времени, понять, о чем сегодня можно говорить со зрителем. Понятно, что 80 процентов зрителей в зале пьесы этой не знают, а те, кто знает, – только благодаря фильму Эльдара Рязанова, заложившего некий штамп в сознание. Но Денис – молодой человек, мы – молодые люди, и отталкиваемся от себя: не пытаемся сыграть – хочется вырасти в роли, копнуть что-то в себе. Какой он, этот Паратов, какая Лариса? Мы обговариваем, понимаем, фантазируем, и к премьере все эти пазлы должны сложиться. Будет интересно, с такой-то командой… Последние пять лет я живу без стационарных репетиций, и для меня этот спектакль как нырок на глубину: я сейчас «задвинул» все свои съемки, проекты. Роль Паратова же не каждый день предлагают! Он никакой не гад (это один из штампов), а настоящий русский человек – широкий, увлекающийся, искренний. Со всеми достоинствами и недостатками русского человека, не имеющего в себе «второго дна». Если он любит – он любит, и, падая в омут, не отдает себе отчета, насколько долго это протянется, не думает о том, что будет завтра. Его удаль не надуманная, а естественная, идущая изнутри, энергия из него просто бьет. Их отношения с Ларисой – история о притяжении, которого не остановить, не объяснить словами: «Есть только миг – за него и держись…»

Появляется Хуснияров. Главная задача сейчас – найти пластическое решение сцены объяснения Ларисы и Паратова (той самой, помните: «Мне хочется знать, скоро ли женщина забывает страстно любимого человека…»). Лариса–Щедрина, явно находящаяся в контрапункте с Паратовым–Носковым, то уходит в разговоре от него сама, то отступает под его натиском, отказываясь от руки, неоднократно протянутой ей. По задумке режиссера при этом объяснении безмолвно присутствует Карандышев – нет, не как действующее лицо, а как некий укор, некое препятствие, оценить сложность которого намеревается Паратов. Режиссер сам примеряется к стулу, на котором будет сидеть герой, «отрабатывает» мизансцену за него. Причем это не мешает Хусниярову попутно поспорить с Дружининым, воспринимающим Кнурова, который в финале пьесы предлагает обесчещенной Ларисе отправиться с ним в Париж, как человека благородного. Режиссер, напротив, уверен, что Кнуров – участник того заговора, что учинен мужчинами против Ларисы…

– Денис, о чем же будет ваш спектакль?

– О любви. О выборе. О свободе-несвободе. О зависимости. О том, что в жизни приходится поступаться какими-то человечностями в себе. Там множество тем, включая тему продажи себя и мысль о том, что все возможно.

Екатерина Омецинская, театральный обозреватель
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+5
Слабый дождь