Керосиновые реки текут налево
В Пскове одно за другим возбуждаются уголовные дела, связанные с хищением в армии топлива
Несмотря на то что в начале этого года произошло долгожданное повышение заработной платы военнослужащих, воровать офицеры меньше не стали. Хотя на это надеялись многие оптимисты. И по-прежнему находятся те, кто ради наживы (пусть даже самой пустяковой) готов рискнуть не только своим социальным статусом, но и благополучием родных и близких. Примером этому служит суд, идущий сейчас в Пскове.
По словам помощника прокурора Псковского гарнизона Романа Пилипенко, согласно анализу уголовных дел, рассмотренных военным судом за 10 месяцев этого года (в сравнении с аналогичным периодом 2011-го), количество преступлений против собственности, совершенных офицерами, осталось на прежнем уровне – 10. Так что воровство в Российской армии, кажется, неистребимо. Причем ситуация напоминает миф о гидре или сказки о драконах, в которых у монстра вместо срубленной головы вырастала новая. Доказательством тому может служить череда краж на расположенном в Пскове аэродроме «Кресты», который, похоже, стал объектом самого пристального внимания военных юристов. Например, минувшим летом в ходе спецоперации прямо на летном поле были задержаны два офицера воинской части, обслуживающей военный аэродром, которые вместе с двумя гражданскими лицами намеревались похитить более 2 тонн авиационного топлива с находившегося на стоянке самолета Ил-76.
– По результатам проверки военным прокурором Псковского гарнизона все материалы были переданы в военный следственный отдел гарнизона, где в отношении виновных лиц было возбуждено уголовное дело, – продолжает Роман Пилипенко. – В октябре расследование уголовного дела было завершено и материалы направлены военным прокурором в гарнизонный суд, который уже приступил к их рассмотрению. Очередное его заседание намечено на 4 декабря. Если суд согласится с позицией прокуратуры, то обвиняемым в «покушении на кражу чужого имущества, совершенном группой лиц по предварительному сговору» (так гласит статья закона), грозит до пяти лет лишения свободы.
Кстати, в ходе прокурорской проверки в этой же воинской части было установлено, что двумя месяцами ранее (13 мая 2012 года) начальник службы горюче-смазочных материалов капитан Ф. также незаконно воспользовался своим служебным положением. Он организовал проезд двух автомобилей МАЗ на территорию склада ГСМ части и вывез оттуда военное имущество, которое недолго думая отправил, что называется, налево. Материалы проверки в отношении должностного лица направлены военным прокурором Псковского гарнизона в военный следственный отдел, где было возбуждено уголовное дело о превышении должностных полномочий. Офицер был приговорен военным судом к штрафу, поскольку ущерб государству он полностью возместил в добровольном порядке.
Примечательно, что предыдущий начальник этой службы тоже был замечен в лихоимстве. Начиная с декабря 2010 года по июль 2011 года, используя свое служебное положение, он вносил недостоверные сведения в документы по учету горюче-смазочных материалов. Таким нехитрым способом он умудрился «сэкономить» на складе более 180 тонн топлива, которое продал, понятно, с прибылью для своего кармана. Преступные действия офицера нанесли ущерб государству, превысивший 5 миллионов рублей. По результатам прокурорской проверки было возбуждено уголовное дело в отношении этого военнослужащего, который в конце концов получил реальный срок – 3 года лишения свободы со штрафом. Кроме того, судом удовлетворен иск командования части о взыскании ущерба в размере почти 1 миллион рублей.
При беседе с сотрудниками прокуратуры не покидает ощущение какой-то абсурдности ситуации. По словам одного из помощников военного прокурора Игнатия Перепелицина, который занимался расследованием дел о хищении авиационного керосина, создается такое впечатление, что «люди мало задумывались о последствиях того, что они творят»:
– Сейчас заработная плата у офицеров достаточно высокая, но после того, как они будут осуждены, им, понятно, придется расстаться с погонами – таков закон о статусе военнослужащего. Говоря простым языком, такого места работы с такой заработной платой они в Пскове даже при очень большом желании найти не смогут (офицерская ставка сейчас превышает 50 тысяч рублей и выше, в зависимости от выслуги лет. – Прим. авт.), поэтому в первую очередь пострадают их семьи. Невольно возникает вопрос: стоила ли эта керосиновая овчинка выделки? Лично я не могу найти логического ответа на этот вопрос...
Сергей Некрасов, собкор «НВ» в Псковской области