Спаллетти на грани нервного срыва
Эту неделю без преувеличения можно назвать черной для петербургского спорта. Не хочется проводить параллели, но, согласитесь, есть нечто общее в том, что происходит в хоккейном СКА и футбольном «Зените». Теперь уже экс-наставник армейцев Милош Ржига признался, что свою отставку принял с облегчением, поскольку последнее время работал под чудовищным давлением. Давление, которое сегодня оказывается на Лучано Спаллетти и его команду, пожалуй, еще мощнее. При этом вокруг «Зенита» бушуют страсти, мало имеющие отношение к собственно футболу.
Помнится, на первой встрече со Спаллетти я спросила тренера, готов ли он к тому, что за победы его будут в Петербурге возносить до небес, но при этом каждое поражение рассматривать под микроскопом и ругать на чем свет стоит. Лучано тогда ответил, что в Италии он все это уже проходил. Однако сейчас, похоже, железные нервы Спаллетти уже не выдерживают.
Истерия СМИ вокруг покупки Халка и Витселя, раздутое до гигантских масштабов «дело Денисова», еще сильнее раздутое дело о «больничных и работягах», беспрецедентно жесткое наказание за остановленный матч в Химках, невезение и неудачи в Лиге чемпионов, отказ РФС рассмотреть апелляцию «Зенита» до матча с ЦСКА, который питерцам в итоге пришлось играть при пустых трибунах… Подобного до сих пор не случалось ни с одной российской командой и вряд ли случалось с какой итальянской.
Неудивительно, что после матча с ЦСКА Спаллетти ворвался в зал для пресс-конференций подобно фурии, отказался от традиционного «вступительного слова», а на вопросы журналистов отвечал резко, сверхэмоционально и, сложилось впечатление, чересчур откровенно. Чего итальянец никогда раньше себе не позволял.
Очевидно, что в «Зените» творится что-то неладное, и команде требуется не терапевтическое лечение, а хирургическое вмешательство. Пойдет ли на это тренер, пойдет ли на это руководство «Зенита», кто станет жертвой столь радикального способа исправления ситуации, остается только гадать…
(Окончание. Начало – на стр. 1)
…Удивительно другое – раздираемый внутренними противоречиями «Зенит» на поле остается командой, которая, по словам того же Спаллетти, и в матче с «Малагой», и в противостоянии с ЦСКА заслуживала победы. Более того, сам итальянец продолжает настаивать, что выход из сложившейся ситуации только один, и этот выход ведет на футбольное поле.
– Я всегда на стороне тех, кто, проигрывая, злится и покидает раздевалку по-хорошему рассерженным, – эмоционально и откровеннее, чем обычно, объяснял Спаллетти. – Я на стороне тех, кто сам понимает, что действовал хуже своих возможностей, а потому на следующий день на тренировке пашет. Я – не на стороне тех, кто говорит, что решение КДК адекватно.
Но даже в крайнем раздражении тренер уводит из-под удара Романа Широкова, а ведь именно ему принадлежат слова о решении КДК.
– Нет, я ни на кого не намекаю, я говорю в общем, – пресек Спаллетти попытки журналистов услышать конкретную фамилию. – Если я хочу назвать имя, я его называю. Широков для нас очень важный игрок, и он прекрасно это знает. Мне кажется, что сейчас ему нужно многое переосмыслить. Сегодня Витсель, Файзулин и Денисов провели очень сильный матч. Если Широков хочет играть, он должен действовать лучше. Если он думает, что я к нему придираюсь, нам нужно искать какое-то другое решение.
Впрочем, к радикальным методам борьбы с хаосом в команде Спаллетти, похоже, пока не готов, и все эти громы и молнии – скорее грозное предупреждение, чем констатация принятого решения. Под раздачу опять попали два лидера «Зенита» – Александр Кержаков и Игорь Денисов.
– Вы считаете, что Денисов и Кержаков после того, что они сказали о новых партнерах по команде, должны носить капитанскую повязку? – поинтересовался Спаллетти у журналиста, пытавшегося лоббировать названные кандидатуры как более достойные на пост капитана «Зенита». – В этой команде капитаном становится тот, кто ведет себя корректно, тот, кто в сердце действительно переживает за результаты «Зенита».
Вольно или невольно, но этими словами наставник рикошетом задел Вячеслава Малафеева, до матча с ЦСКА выводившего команду на поле. На самом деле голкипер лишился капитанской повязки вовсе не потому, что не «переживает за результаты» своей команды. Напротив, Слава все это время был некоей сдерживающей силой, цементировавшей (пусть и не всегда успешно) столь разных и амбициозных футболистов, с одной стороны, и поддерживавшей тренера – с другой. Но, как заметил Спаллетти и как говорил сам Малафеев, капитанство для него дополнительная ответственность, которой у вратаря и так хватает. И после матча с «Малагой», где Слава допустил нелепую ошибку, приведшую ко второму голу испанцев, нервы сдали и у психологически непробиваемого зенитовского вратаря.
Спаллетти же, как кажется, нашел идеального кандидата на должность миротворца, в котором остро нуждается «Зенит». Мигель Данни, получивший капитанскую повязку, чем-то напоминает Анатолия Тимощука и по характеру, и по роли на поле. Несмотря на свое португальское гражданство, Данни делает все, чтобы в Петербурге его считали своим. Сыновья футболиста учатся в футбольной академии «Зенита», вся семья Мигеля болеет за хоккейный СКА и баскетбольный «Спартак». При этом Мигель удивительно скромен и, похоже, обладает стойким иммунитетом на вирус звездной болезни.
Единственное, чего остро не хватает «Зениту» – тишины. Не той, что царила на трибунах «Петровского» вечером в понедельник. Футболистам требуется отдохнуть сначала друг от друга, а затем от всех остальных. Но пока у Спаллетти и его подопечных такой возможности нет. Впереди тяжелый отрезок из трех матчей – со «Спартаком» и «Анжи» в чемпионате, с «Миланом» в Лиге чемпионов. Выдержат ли?
тем временем…
Почему Михаила Боярского пустили на футбол?
Среди тех, кто все же наблюдал за матчем с трибун «Петровского», были не только аккредитованные журналисты, сотрудники клубов и футболисты молодежных составов, но и Михаил Боярский, который по приглашению комментатора Геннадия Орлова принял участие в репортаже на одном из телеканалов.
Можно ли считать появление на стадионе народного артиста России невыполнением решения КДК, наказавшего «Зенит» проведением матча без зрителей, ведь как гласит Дисциплинарный регламент РФС, «на таком матче вправе присутствовать только официальные лица матча, аккредитованные журналисты, сотрудники клубов, представители РФС и лиг»?
– Я имел полное право посетить матч, – заявил актер. – Я был на футболе как общественный наблюдатель.
На матч актер прошел, показав удостоверение члена Общественного совета при ГУ МВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, который возглавляет ректор СПбГУ Николай Кропачев. Среди задач совета – «осуществление общественного контроля за деятельностью ГУ МВД России», и его члены имеют даже право без специальных разрешений посещать места «принудительного содержания подозреваемых и обвиняемых».
Кира Донская, спортивный обозреватель «НВ»