Культура

В Мариинском собираются «Доны»

28 ноября

 

В эти минуты в театре проходят последние репетиции новой постановки оперы Джузеппе Верди «Дон Карлос». Премьеру зрители увидят завтра и послезавтра (29 и 30 ноября), а также 4 и 30 декабря. За дирижерский пульт встанет Валерий Гергиев.

Порядка 400 театральных костюмов, выполненных в соответствии с модой XVI века по картинам старых мастеров, в том числе крайне сложные – с вышитыми узорами и даже кристаллами Swarovski, а также многочисленные сапоги и туфли, сделанные вручную, обшитые бархатом с кожаными вставками и украшенные различными орнаментами… Такой грандиозный труд всего за полтора месяца (без учета подготовительной работы) проделали сотрудники художественно-производственного комбината Мариинского театра для новой премьеры. Только в костюме Елизаветы Валуа используется восемь видов ткани, а ведь материалы покупались в Италии в соответствии с четкими указаниями художников по костюмам Кристиана Тараборрелли и Анджелы Бушеми, и некоторые подвергались окраске. Затем фотографии получившихся тканей пересылались художникам и тщательно согласовывались. Однако потрудиться пришлось не только мастерам: артисты сейчас полным ходом осваивают непривычную экипировку – строгие жесткие корсеты на косточках, многослойные юбки, а также ботфорты, только на шнуровку пары которых уходит десять минут!

Постановкой оперы по драме Иоганна Фридриха Шиллера руководит итальянский режиссер Джорджо Барберио Корсетти, известный своими сценическими интерпретациями произведений Кафки, любовью к различным средствам видеографики в постановках и работой на посту художественного руководителя театральной секции Венецианской биеннале. Оперный мир знает его по постановкам в театрах «Ла Фениче», «Шатле» и «Ла Скала». Верди для него в первую очередь вовсе не седовласый классик, чья музыка разлетелась на цитаты еще полтора с лишним века назад, а «достаточно молодой парнишка, приехавший из провинции и покоривший весь мир». Точно так же, как во времена Верди люди хлынули слушать и смотреть оперу с ее пышными костюмами, так и сегодня, считает режиссер, красота происходящего на сцене должна привлечь публику в залы.

– Костюмы нас возвращают в старинную эпоху (конечно, они стилизованы), – рассказал корреспонденту «НВ» Джорджо Барберио Корсетти. – Но мы рассматриваем общее понятие власти во все времена. Лучший вопрос о власти – о том, как мы внутри себя эту власть воспринимаем и создаем. Фигурой отца, которую в опере исполняет Филипп II, может быть любой другой – и король, и не король. Я хотел оставить изображение эпохи, но с неким отрывом от тех времен и создать архетип отношений между людьми – между отцом и сыном – и человеческих страстей. Внутри оперы есть История – с большой буквы. Это история Филиппа, Карла и Елизаветы, войны с Францией, с Фландрией. И для Верди отношение к той эпохе было достаточно опосредованное. Он решил воспользоваться этой историей, чтобы создать универсальный, понятный для всех людей сюжет. Он повторяется в любой стране – и в Европе, и в Китае, и в России.

Интересно, что последняя постановка «Дон Карлоса» в Мариинском театре делалась сравнительно недавно – в 1999 году Юрием Александровым (а до этого – в 1992 году Темуром Чхеидзе). Но шла редко и с 2010 года не возобновлялась. Появление нового спектакля художественный руководитель театра Валерий Гергиев объясняет не только необходимостью обновления, но и расчетом на «Мариинку-2», открытие которой планируется уже 1–3 мая 2013 года:

– Мы сейчас уже работаем в расчете на возможности новой сцены, – сказал маэстро. – И, создавая что-либо в историческом здании театра, мы уже думаем, как спектакль будет идти там.

Интересно, что «Дон Карлос» станет не единственным новым «Доном…», который взойдет на сцену Мариинского театра до конца этого календарного года. Перед самыми праздниками, 28 и 29 декабря в театре состоится еще одна крупная премьера, также потребовавшая грандиозной работы художественных мастерских, – «Дон Кихот» Жюля Массне. В двух первых премьерных спектаклях споет знаменитый итальянский бас Феруччо Фурланетто, хорошо знакомый петербуржцам своими выступлениями в Мариинском. В воскресенье уже состоялась встреча труппы с режиссером этой постановки – Яннисом Коккосом.


прямая речь

Валерий Гергиев, художественный руководитель – директор Мариинского театра:

– Джорджо Барберио Корсетти – режиссер, которого можно назвать новатором, человеком хорошего вкуса. Это серьезный, тонко чувствующий профессионал, который обратил на себя внимание 5–6 лет назад очень интересными постановками опер Россини и Пуччини. Мы ставили вместе новую «Турандот» в «Ла Скала». Появление такого специалиста в Петербурге – явление интересное.

Кроме того, какой театр мира сегодня может выставить такой состав – Евгений Никитин, Михаил Петренко, Михаил Кит? Это уже три Филиппа II! Никто не хочет ставить мировой рекорд – но это уже целый ряд специалистов, которые будут исполнять партию хорошо. Эболи – Ольга Савова – сейчас в Америке. Но она пела со мной десятки раз, и мы быстро восстановим то качество, которое многократно показывали. Совершенно новая девочка – Елизавета Захарова, мы к ней присматриваемся, она себя хорошо показывает. Это новое имя – даже для меня, а Эболи – труднейшая партия. Ну и, конечно, будет петь Злата Булычева. Поэтому выбор есть и очень приличный. Так что «Дон Карлос» будет наполнен очень хорошим набором имен, но спектакль еще создается как раз в эти дни – и свет, и декорационное ощущение, и позиция хора, работа артистов – театральная магия творится прямо сейчас.

 

 

Алина Циопа
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
0
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+5
Слабый дождь