Общество

Триумф доктора Кристиана Барнарда

04 декабря

Ровно 45 лет назад в Кейптауне (ЮАР) была сделана первая в мире успешная пересадка сердца человеку.

Окраина Кейптауна. Госпиталь Гроте-Схюр – один из крупнейших и лучших университетских больничных комплексов на Африканском континенте. Здесь пять лет назад был открыт уникальный Музей пересадки сердца, посвященный Кристиану Барнарду.

Поднимаюсь на второй этаж здания, где меня уже ждет мой коллега, один из ведущих онкогематологов ЮАР профессор Николас Новицки, любезно согласившийся взять на себя роль экскурсовода. Музей занимает восемь просторных комнат. В них – экспонаты, хирургические инструменты, медоборудование, а также документы и фотографии, рассказывающие о первой в мире операции по пересадке сердца. Рядом раздел о жизни и становлении Кристиана Барнарда как хирурга, где представлены 133 медали и ордена разных стран и организаций, врученные знаменитому врачу, в том числе и медаль Российской академии медицинских наук 1996 года. Показан экспериментальный оперблок, где хирурги месяцами отрабатывали на собаках технику пересадки сердца.

А еще две великолепно оснащенные операционные. Восковые фигуры хирургов (точные копии своих прототипов), склонившиеся над пациентом, – все это воссоздает атмосферу той тревожной декабрьской ночи 1967 года. Далее – палата интенсивной терапии с первым в мире пациентом, которому было пересажено сердце. И, наконец, восковая копия самого профессора Барнарда у письменного стола…

Кристиан родился в маленьком южноафриканском городке Бофор-Уэст в семье миссионера. «Мы жили бедно, – вспоминал Барнард, – у нас никогда не было ботинок, даже зимой мы ходили босиком. Я много лет подряд носил одни и те же брюки. Каждый год на них ставили заплатки». Родным языком Кристиана был африкаанс, английский он выучил потом.

 В 1953 году ему предложили стажировку по кардиохирургии в США. «Я не колебался ни минуты, – писал позже Барнард. – Я сразу согласился, хотя вопрос этот еще предстояло согласовать с женой». Его жена Лув была медсестрой, они поженились, когда он еще ходил в студентах.

Барнард вернулся на родину в 1958-м. Вернулся с двумя учеными степенями, современным аппаратом искусственного кровообращения (сердце – легкие), стареньким «фордом» и неистребимой уверенностью в том, что именно он окажется тем самым хирургом, которому удастся совершить чудо – пересадить сердце живому человеку. 

Южноафриканский хирург часто повторял, что искусству трансплантации сердца он учился у советского ученого-экспериментатора Владимира Демихова, и называл его «отцом мировой трансплантологии».

Демихов первым провел в эксперименте пересадку печени, в 1962 году впервые в мире осуществил у собак успешную пересадку сердца вместе с легкими. Барнард дважды, в 1960-м и 1963-м, приезжал к нему в Москву. Первая в мире монография Демихова по трансплантологии «Пересадка жизненно важных органов в эксперименте» (1960 год) сразу была переведена и издана в Нью-Йорке, Берлине и Мадриде. Несмотря на мировое признание, у Владимира Петровича не было даже звания профессора. Отношения с научным начальством у него не складывались, ему долго блокировали защиту докторской диссертации, фактически выгнали из института, где он проводил свои уникальные опыты, не давали полноценной лаборатории. Советский «гений из подвала» умер в 1998 году в нищете, забытый почти всеми… 

Три года профессор Барнард и его помощники отрабатывали методику и технику предстоящей операции. В группу входили более 20 человек – не только опытнейшие кардиохирурги, но и кардиологи, биохимики, иммунологи, анестезиологи, реаниматоры, бактериологи, опытнейшие операционные сестры и технический персонал. Они осуществили свыше 200 пересадок почек на обезьянах и свыше 60 пересадок сердца на собаках.

Только после этого профессор Барнард предложил 55-летнему Луису Вашканскому, который уже более двух месяцев лежал в кардиоотделении госпиталя, стать первым человеком с пересаженным сердцем. Пациент, перенесший уже три инфаркта миокарда, страдал неизлечимой болезнью – прогрессирующим коронаросклерозом и аневризмой левого желудочка сердца. Он согласился, у него просто не было другого шанса.

Донорское сердце, с разрешения родных, получили у 25-летней Дениз Анн Дарваль, погибшей в автокатастрофе накануне вечером как раз неподалеку от госпиталя. 3 декабря 1967 года в 2.32 ночи две бригады кардиохирургов приступили к делу. Тело пациента охладили до 21,5 С°. В 5.43 утра операция была завершена, а через несколько минут новое сердце Вашканского начало биться самостоятельно.

Это был триумф! В то утро Кристиан Барнард стал всемирно знаменитым. 

Однако вскоре радость была омрачена: через 18 дней пациент умер от пневмонии. Но второй больной, Филипп Блайберг, прожил после операции уже 19 месяцев. Следующие двое – по году, а пятый и шестой – 13 лет и 24 года.

В 1983-м, за пять лет до пенсии, неожиданно для всех Кристиан Барнард прекратил хирургическую практику – стала накапливаться хроническая усталость хирурга, мучили артрит пальцев и старая астма. В последние годы жизни Барнард с тревогой наблюдал изменения, происходящие в мировой медицине. Более всего он возмущался новым типом врача-технократа, который лечит на основе высоких технологий, но забывает при этом о возможности человеческих отношений с больным. Профессор часто замечал, что медицина сегодня – это таблетки, инъекции, операции, технократия в белых халатах и… счета за лечение.

Не все гладко было в жизни самого Барнарда. Сначала трагически погиб любимый сын, затем от него ушла жена Лув. В 1987-м Кристиан снова женился на красавице модели, которая была значительно моложе своего знаменитого мужа. У супругов родились двое детей, но и этот брак оказался недолговечным…

Барнард никогда не комплексовал относительно взлетов и падений в своей карьере. «Когда речь заходит о моих пациентах, – писал он, – я забываю о выгоде – как финансовой, так и какой-либо другой. Возможно, газетчики правы, называя меня плейбоем и разрушителем браков. Но в первую очередь я врач – только это и является моим главным жизненным интересом и моей главной мотивацией». 

В мае 2001 года, за три месяца до смерти, профессор Барнард приехал в Москву, чтобы представить русским читателям свою последнюю книгу «50 путей к здоровому сердцу». А в начале сентября того же года он скончался от сердечного приступа. Ему было 78 лет.


хроника

  • В 1961 году профессор Стэнфордского университета (США) Норман Шамуэй разработал наиболее рациональную технику пересадки сердца человеку, признанную теперь во всем мире. В январе 1968 года Шамуэй произвел первую в США трансплантацию сердца. Больной прожил 14 дней.
  • В ноябре 1968 года в ленинградской Военно-медицинской академии академик АМН Александр Вишневский осуществил первую в СССР пересадку сердца человеку. Больной скончался через несколько часов.
  • В мае 1987 года в Москве академик АМН Валерий Шумаков сделал первую успешную пересадку сердца. Больная Александра Шалькова прожила 10 лет.
  • В 1996 году по инициативе Совета Европы учрежден ежегодный День донорства. 

Юрий Жвиташвили, доктор медицинских наук, Кейптаун – Петербург
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+3
Умеренный дождь
28 ноября
четверг
+4
Слабый дождь