«Даже самых важных людей забывают»
Русский музей открыл вторую часть портретной галереи «Лица России», современный раздел охватывает наши дни и персон, знакомых каждому
Идея создания в стране национальной портретной галереи «витала в воздухе» не один век. В Лондоне таковая была учреждена еще в 1856 году (причем в ее уставе было оговорено, что выбор персон должен осуществляться «без предубеждения в отношении принадлежности к какой-либо политической или религиозной партии»). Предпринимались шаги по направлению к этому и в России. Наиболее известные из них – Военная галерея (портретов героев Отечественной войны 1812 года) в Зимнем дворце, а также Романовская галерея Императорского Эрмитажа. Целый ряд портретных выставок состоялся на рубеже XIX–ХХ веков – в то время интерес к портретной живописи сильно возрос, и казалось, что до создания Национальной портретной галереи остается совсем немного.
Открывая в парадных залах и Константиновских покоях выставку «Лица России», Русский музей осуществляет те замыслы, которые напрашивались к реализации еще век с лишним назад. И преподносит этот проект с соответствующим пониманием значимости: новая постоянная экспозиция должна стать частью проекта по созданию в России единой национальной портретной галереи, которая будет собрана на основании коллекций разных музеев в цифровом виде и, возможно, со временем выложена в интернете.
Первую часть проекта «Лица России», который был открыт в мае этого года, составили парадные портреты правителей и членов императорской фамилии, вторую же – изображения русских военачальников, представителей аристократии, крестьянства, купечества, а также творческой интеллигенции – композиторов, поэтов, художников… Зачем сегодня понадобилось «вытаскивать» эти образы из прошлого и почему кураторы выставки дополнили их фотопортретами наших современников?
– Понимаете, мы все время говорим: «Это очень известные персонажи для своего времени», – поясняет заместитель директора Государственного Русского музея по научной работе Евгения Петрова. – Но проходит время, и даже самых важных людей забывают, в том числе забывают их лица. Поэтому очень важно показывать, как выглядели деятели разных областей на разных этапах развития нашей страны. Так оживает история России, и эти люди оживают для каждого, кто их видит.
По мнению Евгении Николаевны, портретная галерея вызовет особый интерес тех, кто увлекается чтением мемуаров известных людей. Ведь далеко не всегда книги воспоминаний сопровождаются портретными иллюстрациями героев. А значит, придя в музей, читатель сможет лучше проникнуться временем, по-другому воспринять тех, о ком прочел. В будущем, возможно, выставка будет оснащена компьютерами с тачскринами, и на экранах можно будет прочесть как аннотации к портретам, так и фрагменты мемуарной литературы о них. Ведь практически за каждым портретом скрывается захватывающая история человека, сделавшего что-то важное для страны, будь то граф Федор Ростопчин, организатор Московского ополчения в войне с Наполеоном, профессор Илья Буяльский, изобретший свой способ бальзамирования и написавший всемирно известные труды по анатомии и хирургии, или историк и этнограф Николай Костомаров, занимавшийся историей массовых народных движений.
Значительную часть экспозиции занимают живописные и скульптурные изображения тех, кто, к счастью, пока в представлениях не нуждается: в узком зальчике друг на друга смотрят Николай Гоголь с Александром Островским, тут же разместился Николай Некрасов, а буквально на повороте в другую анфиладу посетителей приветствует сам Александр Пушкин.
– Как всегда, интеллигенцию зажимают, – посмеялись первые посетители выставки.
Места для многочисленных экспонатов действительно совсем немного. Но в будущем планируется расширение экспозиции.
После зала под названием «Советские вожди, интеллигенция, народ», где Андрей Туполев и Георгий Жуков соседствуют с Анной Ахматовой и Константином Станиславским, посетитель неожиданно оказывается в фотозале, дополненном отчего-то живописным портретом Юрия Гагарина под самым потолком (так, вероятно, ближе к звездам). Здесь также расположен видеоэкран, на котором идут фрагменты программы «Время» и кинохроника. В промежутках между репортажами с августовского путча, войны в Чечне и матчей футбольных команд внимательный зритель заметит еще совсем молодых политиков – Бориса Немцова, Григория Явлинского и, конечно, Владимира Путина. Они чередуются с записями выступлений артистов – Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Людмилы Гурченко, Михаила Жванецкого.
– Это мы сейчас всех их узнаем, а через несколько лет их тоже знать не будут, – поясняет возникновение подобного зала Евгения Петрова. – Да, это время, которое было вчера, но оно тоже уходит, и следующее поколение, а может, и нынешняя молодежь не очень знает многих из этих персонажей.
Во многом «Лица России» – проект еще не законченный, на стадии развития, а потому придираться к выбору экспонатов и их развеске не хочется. А эпилогом выставки стал небольшой зал портретов самих художников – выбор чисто символический, в нем всего лишь несколько из тех, чьи работы представлены в экспозиции.
тем временем…
В Михайловском замке все спят
В эти же дни в Михайловском замке открылась необычная экспозиция, правда, временная. Выставка, на которой спят все – пастушок на полотне Алексея Венецианова, монашенка у Карла Брюллова, керамическая «Девушка на снопах» у Клавдии Деминой, Елена Гуро у Михаила Матюшина, – называется «Сон как явь». В залах представлены произведения живописи, графики, гравюры, скульптуры XVIII–XX веков из фондов Русского музея. Их сопровождают цитаты из поэзии Лермонтова, Тютчева, Фета, также посвященные теме сна. Особого внимания заслуживает небольшой зал, где выставлены работы Михаила Врубеля.
– Выставки Врубеля в Русском музее были, и те, кто интересуется, знают эти рисунки, – рассказывает заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова. – Но на моей памяти не было такого, чтобы на выставке были представлены все три рисунка Врубеля, на которых он изображает смятую постель. Эта тема беспокойства, метафора неспокойного состояния, размышления и дум, которые передаются через смятую простыню, фантастически показана у Врубеля. Графическая часть очень важна для зрителя, потому что он может подойти и рассмотреть вблизи, как художник через метафору решает этот сюжет, передает сложности и переживания, которые проходят через его жизнь. Это поздние рисунки Врубеля, сделанные им в больнице, их стоит рассматривать еще в этом, особом контексте.
Алина Циопа