Семь лет – один ответ
Чиновники комитета по транспорту наконец-то, впервые за долгие годы, хотя бы попытались объяснить «НВ», почему в Петербурге снова повышаются цены на проезд
Первые дни 2013 года запомнятся петербуржцам не только веселым праздничным настроением, но и очередным повышением цен на проезд в общественном транспорте. Георгий Полтавченко пока еще не подписал документ, позволяющий транспортным предприятиям сделать это, но в том, что губернатор официально разрешит увеличить цену билета в ближайшее время, вряд ли кто-то сомневается. Из чего же складывается стоимость проезда и не слишком ли она завышена? Корреспонденты «НВ» попытались получить ответы на эти вопросы у руководства комитета по транспорту, которому послали официальный запрос. Послали, впрочем, без особой надежды – ведь до сих пор на подобные запросы о повышении тарифов в редакцию приходили сущие отписки: мол, повышение производится на основании постановления, постановление – на основании действующего законодательства, действующее законодательство – на основании основания… И так далее. Однако на этот раз транспортники – нужно отдать им должное – прислали довольно подробные ответы, в которых попытались четко объяснить, почему в будущем году горожанам придется платить за каждую поездку больше.
Итак, транспортные чиновники напоминают, что самостоятельно транспортные предприятия (ГУП «Метрополитен», «Пассажиравтотранс» или «Горэлектротранс») поднять цены на проезд не вправе. Новые тарифы официально утверждаются специальным постановлением городского правительства, подготовка которого относится к компетенции комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ). Основанием для пересмотра тарифов служат данные «независимой экономической экспертизы» и «детальный анализ» себестоимости работы городских перевозчиков. На будущий год, например, прогнозы неутешительны: расходы перевозчиков, как ожидается, возрастут на 5 миллиардов рублей, а доходы – всего на 2,5 миллиарда.
Именно эти данные и стали главным козырем властей в пользу повышения цен на очередном заседании трехсторонней комиссии, с которой такие акции должны быть согласованы. Комитету по транспорту и КЭРППиТу на нем противостоят представители профсоюзных организаций, выступающие от имени народа. К сожалению, из официального ответа чиновников непонятно, насколько жаркой была дискуссия. Но с пунктом, что официальный убыток городских перевозчиков составит не меньше 2,5 миллиарда в год, спорить сложно.
Главная проблема петербургского общественного транспорта (напомним – по мнению комитета) – огромное количество льготников. Сегодня льготными проездными билетами в городе пользуются около 43 процентов пассажиров (это более двух миллионов человек). Стоимость поездки в наземном транспорте для них не превышает 9 рублей, в подземке – 10. Бюджет, конечно, компенсирует транспортным предприятиям определенную часть затрат на перевозку льготников. В будущем году на эти цели выделят более 13,5 миллиарда рублей! Но даже эти средства, как объяснили в комитете по транспорту, покроют лишь часть расходов перевозчиков.
И здесь мы вынуждены согласиться – бремя поддержания пенсионеров в Петербурге довольно часто ложится на плечи работоспособных жителей.
А почему повышение составляет именно 2 рубля для наземного транспорта и 1 рубль для метро (именно эти цифры уже называли чиновники)? Напомним, что июньский 2-рублевый рост цен на билеты уже с лихвой покрыл официальную 7-процентную годовую инфляцию. Как отвечают чиновники, именно столько требуется для того, чтобы перевозчики смогли индексировать зарплаты своим работникам, вложиться в обеспечение безопасности в метро и автобусах, открытие новых маршрутов и закупку современного подвижного состава, а также уменьшение интервалов следования.
Эти аргументы, с одной стороны, бесспорные (деньги всегда на все требуются), но с другой – лукавые. Откуда берутся новые автобусные маршруты – площадь города ведь не увеличивается, а все существующие районы и микрорайоны уже давно автобусным сообщением обеспечены? Появление новых линий трамваев и станций метро – тоже под большим вопросом. Если в этом году откроются «Бухарестская» и «Международная», то в будущем в лучшем случае удастся построить собственный выход «Спасской». И под этот «проект года» нужно в очередной раз повышать стоимость жетонов? А если у нас власти захотят вводить в год по 3–4 станции (что все равно меньше, чем в Москве) – проезд придется поднимать до 100 рублей?..
В ответе комитета по транспорту также значатся цифры 5–7 миллиардов рублей для закупки подвижного состава. Но это как-то не очень вяжется с тем, что корреспондент «НВ» недавно увидел в одном из трампарков, где мастера ГЭТа своими руками восстанавливают старые трамваи для того, чтобы продлить им жизнь и не оставить пассажиров без средства передвижения. Тогда руководство предприятия сетовало на то, что финансирования на закупку современных вагонов катастрофически не хватает. Про баснословные деньги от города и перспективу полностью обновить парк в течение пары лет на предприятии ничего не слышали.
Простой петербуржец не может проверить, насколько эффективно расходуют городские перевозчики деньги. Он вынужден верить чиновникам на слово – верить, что обязательные ежегодные проверки не выявили до сих пор никаких нарушений. Тем более что финансовую отчетность предприятий проверяла КСП и «другие надзорные ведомства».
В общем, горожанам придется смириться и заплатить за проезд сколько скажут. Если, конечно, в последний момент губернатор не передумает и не откажется подписывать документ о повышении цен на билеты. На что, честно говоря, надежды практически нет.
Владимир Афанасьев