Я к вам пишу. Чего же боле?
С одной стороны, отписки – показатель низкой компетентности бюрократов. С другой – их составление – целая наука, которая приходит на помощь чиновникам, когда им нечего ответить или когда они хотят уйти от ответа
Если официальные ответы, которые мы получаем из некоторых властных структур Петербурга, хоть в какой-то степени отражают реальный уровень компетентности сотрудников этих структур, то наш город ждет невеселое будущее… Казалось бы, грамотным и знающим свое дело людям (а иных в Смольном и быть не должно) не так уж сложно толково ответить на письмо гражданина или на вопрос газеты, письменно отреагировать на публикацию. Если согласны с критикой и готовы принять меры – замечательно. Нет – так и скажите.
К тому же редакция «НВ» не перегружает петербургских чиновников запросами, в том числе по своим критическим публикациям. Захотят в администрации отреагировать на газетный материал – сделают это сами, без всякого запроса (и такие отрадные случаи бывают), нет – никто не заставит.
Словом, все это простые и всем понятные правила делового оборота. Отсюда и вопрос: зачем высокооплачиваемым и крайне занятым работникам Смольного тратить свое время, сочиняя многословные и зачастую бессмысленные ответы, не имеющие никакого отношения к существу дела?
В качестве примера предлагаем ознакомиться с канцелярскими шедеврами, вышедшими их стен ключевых комитетов Смольного.
С сутью ответа, поступившего из комитета по транспортно-транзитной политике, вы можете ознакомиться ниже. Но не менее ценным (для понимания работы чиновников) является и форма ответа на запрос, в котором мы указали на установленный с вопиющими нарушениями дорожный знак.
На целой странице авторы ответа делятся с нами, какими именно ГОСТами, национальными стандартами, техническими условиями и другими нормативными документами должны руководствоваться дорожные службы, устанавливая знаки.
Должны? Так пусть и руководствуются, но какое отношение это имеет к существу вопроса? Никакого. Просто все это по замыслу авторов письма должно служить свидетельством их глубокой компетентности. Им и невдомек, что доказательством этой компетентности служит не перечисление названий нормативных документов (тем более когда на их подбор ушло полтора месяца), а умение решать вопросы, находящиеся в твоей компетенции.
Нас могут обвинить в мелочности: мол, стоит ли придавать значение какому-то неудачному письму. И даже в пристрастности: что это вы, дескать, «прицепились» к одному комитету. Увы… Если бы речь шла об одном письме одного комитета, мы ни в коем случае не стали бы делать из этого широкие выводы. Ведь в каждом учреждении есть неопытные или просто неумелые сотрудники, а начальник мог поставить свою подпись не глядя – ему приходится подписывать сотни бумаг, а в суть каждой бумаги вникать некогда. Но дело в том, что состряпанный по точно такой же схеме ответ на другую нашу публикацию мы получили из еще одного ключевого комитета – из комитета по строительству.
Суть проблемы и ответа на публикацию изложена ниже. Но каково резюме ответного письма? Резюме есть – совет обращаться в суд!
То есть вместо того чтобы решить проблему или как минимум разобраться в вопросе, чиновники готовят обширные справки и дают добрые советы. И поверьте, приведенные нами примеры не единичны. Они норма.
Так что остается надеяться, что если председатель какого-нибудь комитета напишет заявление, к примеру, с просьбой оказать ему материальную помощь или выделить квартиру, то в ответ он получит письмо с описанием параметров консолидированного бюджета РФ, основных положений Бюджетного кодекса и программы социально-экономического развития на период до 2020 года. И приписку, что какие-нибудь там «факты не подтвердились», а «в случае несогласия» с чем бы то ни было чиновник может обращаться в суд.
например
И ведь вправду ответили!..
Вопрос, с которым мы обратились в комитет по транспортно-транзитной политике, был предельно прост. В октябре (запомните месяц!) какие-то бригады установили на нечетной стороне Каменноостровского проспекта несколько новых столбов с дорожными знаками и рекламными табличками. Причем умудрились вмонтировать их строго по центру тротуара – так, что не только коммунальный трактор по тротуару не проедет, а даже мамаше с детской коляской нужно будет маневры совершать. В темноте же в этот столбик можно и головой влететь – на фоне темного асфальта он просто не виден. Ну и завершающий штрих: дорожные знаки на этих столбиках установлены так, что с дороги их практически не разглядеть, зато табличка с названием некоего автоцентра и указанием, как к нему добраться, сразу бросается в глаза. В общем – форменное хамство по отношению и к пешеходам, и к водителям, и к дорожно-коммунальным службам.
Наша небольшая публикация на эту тему имела резонанс и в администрации Петроградского района, и в профильных дорожных службах: буквально через пару дней (обратите внимание!) приехала бригада, все по-дурацки установленные столбы спилили, дырки в асфальте залатали… Вопрос исчерпан?
Но тем временем в недрах комитета по транспортно-транзитной политике работа над этой проблемой продолжалась. И через полтора месяца (!) после вышеописанного инцидента из этого комитета, куда письмо «НВ» переправили из аппарата вице-губернатора Игоря Двинского, пришел ответ.
Суть его можно изложить в одной фразе: 19 ноября (!) по указанному в газете адресу была проведена проверка, которая выявила, что знаки в этом месте установлены правильно.
Чистую правду написал комитет! Уже полтора месяца, как все столбики со знаками стоят правильно и никому не мешают – причем работа была проведена безо всякого вмешательства уважаемого комитета. Там даже не знали, что подведомственные им службы сразу же переделали свой брак! А зачем что-то узнавать? Ведь суть вопроса господам чиновникам данного комитета совершенно не важна – им важно грамотно (как им кажется) подготовить бумагу.
Можно только порадоваться, что данный комитет не отвечает, например, за уборку снега. А то жалобу, что какая-то улица плохо убрана, они бы проверили в мае-июне и отписали, что факты не подтвердились и указанная улица – чистая.
Второй перл в данном ответе: установленная вместе с дорожными знаками табличка с указанием, сколько ехать до известного автоцентра, не является рекламой. По мнению комитета, это всего лишь «информация об объектах притяжения участников дорожного движения». Какой, оказывается, притягательной силой являются автосалоны! Наверное, все домохозяйки, не говоря уж об их мужьях, меняют автомашины не реже раза в неделю, причем в первом попавшемся салоне. Поэтому знак, где ближайшее место для покупки авто, горожанам совершенно необходим.
И, разумеется, никто никаких денег за размещение этих табличек не просил и не брал –это ведь не реклама. Просто сидели дорожники и думали: что же у нас является «центром притяжения» в Приморском районе? Подумали и решили: автосалон. Поэтому табличка с его именем – это сугубо социальная и полезная всем информация.
А чем тогда будут заниматься чиновники?
В публикации «Шумное дело» речь, напомним, шла о том, что во многих новых домах Петербурга совершенно отвратительная звукоизоляция. А причина в том, что строители используют для устройства межквартирных стен тонкие силикатные блоки. Согласно экспертизе, которую заказывал завод-производитель, эти блоки «держат шум» в соответствии с нормами. Зато две другие независимые экспертизы (их заказывали строительные компании) доказывают, что звукопроницаемость таких стен вдвое выше норматива. Поскольку проблема затрагивает интересы тысяч новоселов, мы попросили строительный комитет как-то обозначить свою позицию: или опровергнуть мнение «жалобщиков», или согласиться с ним и пообещать принять меры.
Полученный ответ – это, по сути, брат-близнец того, что мы получили от комитета по транспортно-транзитной политике. На полутора страницах подробно описывается, какими нормативными документами по качеству должны руководствоваться строители, кто и как эти документы разрабатывает и т. д. Эрудиция авторов хлещет, как кипяток из лопнувшей трубы. Что же касается существа вопроса – некондиционных (по мнению наших авторов и независимых экспертов) межквартирных стен, то комитет дает пострадавшим мудрый совет: в суд обращайтесь!
Господа строительные чиновники! Позвольте нам, в свою очередь, тоже блеснуть эрудицией и провести для вас правовой ликбез.
Совет обращаться в суд оправдан, когда речь идет о единичных случаях нарушений прав граждан – где-то стенка кривая, у кого-то крыша потекла. Если же речь идет о массовых явлениях – решение проблемы обязана брать на себя исполнительная власть. Город уже наелся советами идти в суд. Незаконную «13-ю квитанцию» всем разослали – идите в суд! Суды, мол, обязаны рассмотреть десятки тысяч однотипных исков – а власти заниматься вопросом недосуг. 20 лет над городом висела проблема тысяч обманутых дольщиков – потому что в том же строительном комитете всем обманутым советовали обращаться в суд. Что с того, что именно комитет согласовывал все документы компаниям-жуликам? Не чиновники же дольщиков обманули, а фирмы-однодневки, пусть люди с ними и разбираются.
С такой логикой исполнительной власти вообще ни за что отвечать не придется. В больницах лекарств не хватает – идите в суд. Улицы плохо убраны – судитесь. Дома в морозы без тепла остаются – пишите исковые заявления, нанимайте адвокатов, ждите месяцы, а то и годы, когда в суде до вас очередь дойдет. Исполнительной власти не до того: ей нужно процессом освоения бюджетных миллиардов рулить, с визитами ездить, зарубежные выставки посещать.
исключения
Когда им есть что сказать
В результате многолетней переписки с государственными службами мы выявили закономерность: когда чиновнику нечего скрывать и есть что сказать по существу вопроса, он дает откровенный и краткий, без словоблудия, ответ.
Так, администрация Красногвардейского района быстро и по существу ответила на обращение жительницы микрорайона «Ручьи», которая написала в «НВ» о неработающем светофоре: работа светофора восстановлена по временной схеме, после окончания дорожного ремонта будет переведен в нормальный рабочий режим.
Администрация Кировского района оперативно отреагировала на жалобу по поводу того, что один из внутриквартальных проходов-проездов некая фирма перекрыла воротами. Представители администрации, созвав комиссию, выехали на место и не только вынесли вердикт (путь перекрыт незаконно), но и добилась открытия ворот.
Спасибо указанным администрациям за то, что они решают вопросы и отвечают по существу. Но, к сожалению, список таких ответов весьма краток. Несмотря на то что мы рассказываем о городских проблемах в каждом номере.
порядок
Зато закон соблюден…
Порядок предоставления ответов на запросы журналистов прописан в федеральном «Законе о СМИ». В статье 39 этого закона написано, что журналисты имеют право запрашивать информацию о деятельности госорганов как в устной, так и в письменной форме. А в статье 40 – что информацию эту чиновники обязаны предоставить журналистам в течение 7 дней. Вот только насколько содержательна должна быть эта информация? Об этом в законе ни слова. Главное – ответить. Или аргументированно отказать в ответе. И все это – с соблюдением множества утомительных формальностей.
Вот и получается: журналисты недовольны, что получают отписки, чиновники – что им приходится писать бессмысленные бумаги. Зато закон соблюден…
взгляд изнутри
«Существуют специальные шаблоны отписок»
Вот что рассказал корреспонденту «НВ» анонимный источник, восемь лет проработавший помощником одного из депутатов ЗС.
– Закон «О государственной гражданской службе РФ», обязывает власть отвечать на запросы граждан в течение одного месяца. Причем 30 дней нужно отсчитывать с даты поступления обращения в аппарат чиновника. А если человек отправил письмо по почте? Как он установит, когда его обращение легло на стол госслужащего?
Но сроки – это еще цветочки. Главное, что законами никак не регламентируется содержательная сторона ответа. Часто, каюсь, и самому приходилось писать громоздкие отписки – пол-листа ни о чем, когда ответ можно было сформулировать в одном предложении.
Существуют даже шаблоны ответов гражданам по тем или иным проблемам: достаточно лишь вписать в этот шаблон тему обращения и ведомство, куда гражданина с его проблемой решено направить, «отфутболить». Сам же депутат или чиновник в глаза эти обращения как правило не видит. Его работа – подпись под подготовленной отпиской.
дословно
Из ответов чиновников на запросы «НВ»
«Реорганизация исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с 01.01.2013 производится за счет и в пределах существующей штатной численности…»
«Кроме того, в соответствии с п. 5.7.22 ГОСТ Р 52289-2004 допускается размещение информации (вид деятельности, расстояние до объекта, направление движения и т. д.) об объектах притяжения участников дорожного движения совместно с дорожными знаками…»
«В основе качества и безопасности в строительстве лежат нормативные документы – современные стандарты на правила выполнения работ и методы контроля, обучение и аттестация персонала на знание стандартов, контроль за их соблюдением, ответственность (юридическая и имущественная) за их несоблюдение, а также страхование деятельности строительных организаций…»
«Вместе с тем в региональных методических документах приводят рекомендуемые в качестве признанных, оправдавшие себя на практике в строительстве в Санкт-Петербурге положения, применение которых позволяет обеспечить соблюдение требований технических регламентов, а также строительных норм и правил Российской Федерации, признанных сводами правил, которые вошли в Перечень обязательных для применения документов; положения по отдельным вопросам, не регламентированным нормативными техническими документами».
Материалы подготовили Владимир Владимиров, Софья Прокошева