Отвлекающий маневр
В то время как бывшее руководство «Оборонсервиса» наживало миллиарды, рядовые сотрудники того же ведомства не брезговали и тысячами
Прошло уже больше месяца с момента первых обысков в «Оборонсервисе», а слухи о масштабах воровства в этом ведомстве обрастают все новыми подробностями. Но слухи к делу не пришьешь, а тем временем мой знакомый, старший мичман запаса Александр Самохин измеряет уровень коррупции в Вооруженных силах… насосами. Точнее, ценами на них. И, между прочим, измеряет достаточно точно. При этом ветеран Балтийского флота с недавних пор не без оснований полагает, что масштабное воровство сродни военным действиям: имеет и стратегию, и тактику.
Кульминация этой истории произошла весной нынешнего года, когда в часть, где тогда еще служил старший мичман, добрался технический прогресс. Не разглашая особых военных тайн, сразу скажу: в подразделении, расположенном за тридевять земель, жилищно-коммунальная сфера соответствовала быту партизанского отряда времен Великой Отечественной вой-ны. Электричество от дизель-генераторов, печное отопление, выгребная яма для мусора, сортир во дворе и вода из колодца. Вот и решил однажды командир части проявить заботу о своих подчиненных, каждый день таскающих ведрами воду, и после неоднократных обращений наверх добился-таки установки при колодце насоса.
В апреле в далекое подразделение нагрянули специалисты местного подразделения «Оборонсервиса», за день смонтировали долгожданное оборудование и сунули офицеру на подпись акт приемки. Ознакомившись с документом, наивный командир сначала не поверил написанному, а подойдя к колодцу, уже и увиденному.
Согласно стоимости, указанной в бумаге, долгожданный насос был сделан не иначе как из какого-то очень ценного сплава. Стоимость механизма превышала розничную цену в три с лишним раза. Двадцать тысяч рублей с хвостиком против шести с половиной тысяч, что на витрине в магазине садового инвентаря ближайшего населенного пункта.
– Из Москвы везли, – не моргнув глазом, пояснил особенности национального ценообразования представитель «Оборонсервиса».
– А счетчик, счетчик-то зачем установили? – еще больше изумился командир части, дойдя до следующей строки в акте.
Действительно, лихие подрядчики привезли (судя по цене, опять-таки из столицы) и смонтировали на подающую из колодца трубу не только насос, но зачем-то и водомер. Для какой надобности и с какой целью решили установить измерительный прибор на источник природной воды, монтажники пояснить не смогли.
Сначала командир встал на дыбы, заартачился, но спустя некоторое время, после нескольких вызовов на ковер к начальству, все же подписал акт приема в эксплуатацию мудреного комплекса. Тем самым приняв все бремя материальной ответственности и за дорогой насос, и за не менее золотой счетчик. И вот уже несколько месяцев установленный при колодце водомер зачем-то скрупулезно фиксирует добытую насосом из недр влагу.
Казалось бы, за это время в армии уже многое изменилось. Осенью ушел в отставку один министр обороны и пришел другой. Ряд военных чиновников лишились своих должностей, а особо жадные даже арестованы. Но… Но в бюджетных планах на следующий год для далекой части запланированы средства на профилактическое обслуживание как насоса, так и водяного счетчика. Согласно подписанному с местной структурой «Оборонсервиса» договору. Деньги не ахти какие большие, но прописаны отдельной строкой, а значит, обязательно будут выделены и, конечно же, освоены.
– Может, в этом есть какой-то глубинный смысл? – недоумевает старший мичман запаса. – Так сказать, отвлекающий маневр, чтобы никто не задавался стоимостью установленного оборудования, а просто пребывал в шоке от целесообразности подобной установки? Ну, наварили более трех сотен процентов. Так об этом никто из проверяющих сегодня и не вспомнит. Потому как все будут ломать голову: зачем же все-таки на колодце установлен водомер?..
больной вопрос
Контрактники остаются бездомными
Несколько сотен контрактников 76-й десантно-штурмовой дивизии не получили положенных им квартир. Причиной тому стало распоряжение ФГУ «Северо-Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ», которое на основании приказа теперь уже бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова запретило обеспечивать служебной жилплощадью контрактников. Сейчас некоторые из обделенных десантников прямиком направились в суд, а старшина отдельного батальона материального обеспечения Михаил Полютин написал письмо прямо президенту…
Михаил Михайлович служит уже 12 лет. В 2002-м он принимал участие в боевых операциях и намерен продолжать служить дальше. Правда, с одним условием: чтобы его большой семье выделили нормальную квартиру. Сейчас у него шестеро детей, и все девочки. Старшей 9 лет, а младшей год. Жена Александра, понятно, не работает, занимается воспитанием детей. Но сейчас эта большая и дружная семья проживает в служебном помещении, где на восьмерых у них всего 26 квадратных метров. Говорить о том, что представляют собой эти «квадраты», смысла, наверное, нет, но для командования части повторим: здание общежития совершенно непригодно для проживания многодетной семьи. Все стены и мебель покрыты грибком – черной плесенью, бороться с которой практически бесполезно. Окна продуваются всеми ветрами, из-за этого дети часто болеют. Понятно, что ни о каком режиме дня говорить не приходится. Денежное довольствие – 37 тысяч рублей в месяц, поэтому другого жилья Полютины снять не могут. Правда, в соответствии с законодательством старшине положено жилье с учетом количества членов семьи. И в ФГУ «Северо-Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» Михаилу Полютину не раз обещали выделить квартиру, вот только каждый раз обходили. Почему? Как пояснил эту ситуацию главный федеральный инспектор Салават Гумеров, подобная юридическая коллизия возникла именно из-за двусмысленного приказа бывшего министра обороны.
– Чтобы разрешить ситуацию, этот приказ следует отменить, тогда проблемы контрактников дивизии будут решены, – убежден Салават Гумеров.
Между тем, по словам Михаила Полютина, в дивизии есть примеры, когда в обход того злополучного приказа некоторые из контрактников квартиры получили, причем давно.
– Каким образом им это удалось – неизвестно, но, насколько я знаю, сейчас в дивизии идет проверка, которая должна установить, как вообще шло распределение квартир.
Пока ее результаты неизвестны, командование дивизии хранит молчание. И исходя из многолетнего опыта общения с ним не факт, что когда-нибудь кто-нибудь донесет до общества итоги этой проверки. А ведь на таких, как Полютин, не только армия – вся Россия держится. Президент в Послании Федеральному собранию заявил, что семья с тремя детьми должна стать в России нормой. Михаил и Александра Полютины эту норму в два раза перевыполнили. И чем помогло им государство? Тем не менее Полютины готовы помогать стране и дальше.
– Мой дед пришел с Великой Отечественной войны без ноги, и у него было потом 14 детей. Первые семеро – дочери, а следующие – сплошь мальчишки. Я еще молод, мне только 30, у нас тоже могли бы быть еще и сыновья. Одна проблема – квартира, – с горечью добавляет старшина…
Сергей Некрасов, собкор «НВ» в Псковской области
Илья Козырев, собкор «НВ» в Калининградской области