Реклама – двигатель неврозов
Как избавиться от навязчивой SMS-рекламы, которая способна не только вызвать раздражение, но и изъять весьма приличную сумму со счета мобильного телефона
В начале декабря эсэмэски отметили 20-летие. За это время телефонные сообщения научились приносить людям не только пользу, но и вред. Многочисленные исследования рынка сотовых услуг показали: около 10 процентов всех SMS, получаемых сегодня россиянами, – реклама. И правда, в последнее время количество спама, приходящего на наши мобильные, растет в геометрической прогрессии. Эта проблема всерьез насторожила антимонопольную службу. Многочисленные заявления петербуржцев на получение ими SMS-рекламы сподвигли местное УФАС разработать свод правил по борьбе с незаконными сообщениями. Что делать человеку, чей телефон захламлен ненужными предложениями, и откуда берется SMS-реклама, выяснила корреспондент «НВ».
…Недавно в самый разгар рабочего дня в кабинет ворвалась коллега с мобильником в руках. Размахивая им в воздухе, она возмутилась:
– Слушай, вот скажи, зачем мне зимой десять литров минеральной воды?
Глядя на мое обескураженное лицо, в котором явно читалось: «Какое отношение я имею к воде?» – она торопливо пояснила, продолжая размахивать мобильником:
– Мне сегодня очередная эсэмэска с семизначного номера пришла, мол, закажите до 1 января минеральную воду – и восемь литров подарим бесплатно…
– Неслыханная щедрость! – вставила я.
– Да уж! Но беда в том, что у меня подобными эсэмэсками весь телефон забит, сыплются и сыплются, стирать не успеваю. И откуда у них мой номер? Я про эту минералку вообще впервые слышу! Ну вот, опять про воду, – сокрушалась коллега, услышав сигнал своего мобильника, – а, нет, это уже про такси…
Так как же попадает SMS-реклама (не путать с мошенничеством) в наши мобильники? Начнем с того, что существует три вида такого спама. Первый – это SMS-сообщения, касающиеся деятельности компании-оператора. Дело в том, что, подписывая типовой договор при получении нового номера, человек автоматически соглашается на получение SMS-сообщений информационного характера о деятельности компании (новых тарифных планах, акциях и так далее).
– Но по договору между оператором и абонентом передача персональной информации абонента третьим лицам от оператора запрещена, – пояснила официальный представитель одного из крупных сотовых операторов Вероника Бялковская. – Оператор тщательно соблюдает взятые обязательства и гарантирует сохранение конфиденциальности, так как борется с мошенничеством.
Правда, если абонент не хочет получать такие рассылки, то он в любой момент может от них отказаться. Для этого достаточно зайти на сайт своего оператора и подключить бесплатную услугу «Запрет приема информационных SMS и SMS/MMS».Она есть у каждого крупного сотового оператора. Также можно заявить об отказе от рассылок в офисе лично.
На второй вид SMS-рекламы абонент добровольно подписывается сам, оставляя свой телефон в магазинах, на сайтах и так далее и соглашаясь на SMS-рассылки. Тут сотовый оператор уже ни при чем.
– Отписаться от получения таких рекламных материалов можно только на тех сайтах или через контактные центры тех компаний, где вы оставляли свои данные и давали согласие на получение рекламных рассылок, – советует Вероника Бялковская.
А теперь перейдем к третьему, самому распространенному и вредному виду SMS-рекламы – несанкционированной рекламе, или спаму. Как раз к нему и относится вышеупомянутое сообщение про восемь литров минеральной воды. Сотовые операторы признают: подавляющее большинство рекламных SMS-рассылок проводится третьими лицами и никакими договорными отношениями с оператором не связано. Беда в том, что люди часто оставляют свои номера в магазинах для получения дисконтных карт, размещают в открытом доступе в интернете, например в социальных сетях или при регистрации на различных сайтах, номер фиксируется при вызове такси, заказе суши, пиццы и других товаров на дом и так далее. Именно так номера попадают в базы спамеров.
– Мы рекомендуем абонентам не размещать информацию о своем номере и любую другую персональную информацию в открытом доступе и по возможности не указывать номера своих мобильных телефонов в анкетах, – посоветовала Вероника Бялковская.
Другими словами, если не хочет человек получать пачками эсэмэски про воду, такси, акции в магазинах, пусть не оставляет свой номер. Хотя, по мнению официального представителя другого сотового оператора Людмилы Чеховой, любой сотовый номер может запросто попасть в существующие спамерские базы – сегодня номер мобильного телефона предельно открыт в доступе. Поэтому часто человек может получить на свой номер «случайную SMS» – его так проверяют или прощупывают. Если он на нее никак не отреагирует и просто удалит, то, скорее всего, этим все и закончится. Кстати, чаще всего в спамерские базы попадают недавно заведенные номера. Поэтому абоненты, которые верны своему номеру годами и даже десятилетиями, получают SMS-рекламу намного реже или не получают совсем.
По статье 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сотовой связи без предварительного согласия абонента на получение рекламных сообщений не допускается. Ответственность за данное нарушение несет распространитель рекламы.
что делать?
Пишите письма оператору
Так что же делать, если абонент все же стал жертвой SMS-рекламы, как человеку избавиться от ненужных сообщений, забивающих память его телефона? Петербургское УФАС разработало на этот счет целую инструкцию.
Прежде всего, говорят антимонопольщики, человек должен обратиться к своему оператору мобильной связи, направив письменный отказ по почте (но не по электронной) с уведомлением о вручении. Более надежный вариант – составить письменный отказ от получения SMS-рекламы в двух экземплярах на имя руководителя компании – оператора мобильной связи. Первый экземпляр передать лично представителю в офисе компании, на втором экземпляре – поставить входящий номер и подпись должностного лица.
Сотовые операторы солидарны с антимонопольщиками. Они советуют прийти в офис оператора лично и написать заявление об отказе от разного рода рассылок. В этом случае номер абонента проверят по базе и поставят защиту на спамерскую рассылку.
– Зачастую абоненты обходятся без заявления, просто приходят в офис и просят сотрудников отключить их от SMS-рекламы, – рассказывает представитель крупного сотового оператора, – в этом случае выполнение просьбы остается исключительно на совести сотрудника офиса. Он может пообещать и не сделать этого или не до конца провести операцию блокировки на входящий спам. Поэтому лучше написать заявление – оно станет гарантом того, что абонента действительно отключили от рекламных рассылок.
Правда, УФАС возлагает на письменное заявление оператору другие надежды. По инструкции антимонопольщиков, если через месяц на номер продолжает поступать SMS-реклама, а повторные обращения к сотовому оператору не помогают, то нужно с заявлением идти в петербургское УФАС. К нему требуется приложить копию обращения к оператору мобильной связи, фотографические снимки рекламных сообщений с экрана мобильного телефона, распечатку сообщений, полученную от оператора связи, копию договора с оператором на оказание услуг мобильной связи.
С заявлением сотрудники УФАС обещают разбираться вместе с правоохранительными органами. Только так, считают антимонопольщики, можно справиться с отправкой SMS через интернет и спамерские базы.
Правда, говорят в ведомстве, пока подкрепленных жалоб с заявлениями на несанкционированную рекламу нет. Либо операторам пока удается справляться с ней самостоятельно. Либо абоненты пока ленятся собрать все документы и дойти до антимонопольной службы – им проще стереть одной клавишей ненужное сообщение, и дело с концом.
между тем…
«Я тебя люблю». Мошенник
И все же наибольшую опасность, говорят сотовые операторы, сегодня представляют SMS-рассылки мошеннического характера. Например, абоненту может прийти SMS подобного содержания: http://ru-mms.ru/masha «Я тебя люблю». Чтобы посмотреть «присланное MMS», предлагается перейти по ссылке, указанной в сообщении. При переходе происходит автоматическая установка вируса, рассылающего SMS на короткие номера, либо активируется подписка на платные услуги.
У мошенников есть несколько способов получения денег со счетов мобильных операторов: платные сервисы, отправка на которые SMS достаточно дорога (на это обычно покупаются дети), скачивание вредоносного контента, прямой перевод денег на телефон, выманивание кода карты оплаты.
Операторы, в свою очередь, рекомендуют при получении SMS от незнакомого человека ни в коем случае не переходить по указанным в нем ссылкам, какими бы привлекательными и невинными они ни выглядели. Не подтверждать отправку SMS на короткие номера, если вы сами не заказывали данные услуги. (Кстати, для детей есть услуга блокировки отправки SMS на короткие номера.) Также абонента просят избегать или сводить к минимуму передачу любой конфиденциальной информации (номера кредитных карточек, PIN-коды, пароли и т. д.). И, конечно же, не переводить денежные средства на номера, указанные в SMS от неизвестных или сомнительных отправителей.
Чтобы справиться с мобильными мошенниками, сотовые операторы активно сотрудничают с правоохранительными органами: информация обо всех номерах, уличенных в незаконных схемах, передается в УВД.
– Мы фиксируем все жалобы на действия мошенников и ведем работу по исключению возможности использования сети мошенниками, – констатирует мой компетентный собеседник Вероника Бялковская. – Мы проверяем номера, на которые поступают жалобы, и если обнаруживаем признаки того, что телефонный номер, в том числе короткий номер, используется в незаконных схемах, его блокируем или передаем данные о нем в правоохранительные органы для проведения расследования. При подтверждении факта мошенничества мы проводим корректировку счета абонента и возвращаем потраченные средства.
Софья Прокошева