Общество

И что это было?..

22 декабря

 

22 декабря – самое время поразмышлять о причинах и природе охватившей многих истерии вокруг не состоявшегося 21 декабря конца света

В дни, предшествующие 21 декабря, «НВ» намеренно обходило тему конца света – чтобы своим участием в этом мутном информационном потоке лишний раз не нагнетать страсти. Но сейчас, когда даже отъявленные паникёры вынуждены признать, что все опасения были напрасными, самое время поразмышлять о причинах и природе охватившей многих истерии.

Вчера потомки древних майя, календарь которых послужил запалом к ажиотажному ожиданию конца света, торжественно отметили последний день эры Пятого Солнца и начало новой эры по их традиционному – тому самому – календарю. День, в который многие ждали глобальной катастрофы, завершился. Пора задаться вопросом: а что это было? Откуда весь этот ужас и паника? Версий много – как взаимоисключающих, так и дополняющих друг друга.

– Массовое сознание людей изначально иррационально, – объясняет профессор СПбГУ, доктор социологических наук Дмитрий Гавра, один из ведущих специалистов в сфере массовых коммуникаций. – Оно склонно доверять любой непроверенной информации, самой невероятной, самой абсурдной. И чем информация сенсационнее и фантастичнее, чем сильнее она пугает, тем охотнее массы её воспринимают. И тем легче их убедить, что это правда. Именно это и происходило в последнее время с ожиданием конца света. Сенсация была настолько громкой и пугающей, что подействовала на очень многих людей, даже вполне серьёзных и здравомыслящих.

Однако ажиотаж был столь велик, а массмедиа так много сделали для популяризации этой даты, что невольно закрадывается мысль: всё это было отнюдь не случайно.

– 21.12.2012 пиарили с чрезвычайной активностью, – констатирует Антон Вуйма, кандидат культурологических наук, генеральный директор ИА «Духовное наследие». – Можно подумать, что эту акцию придумали те, кто торгует, например, бункерами или бомбоубежищами. Но для торговца бомбоубежищами размах пиар-акции все же слишком велик. Скорее всего, за этим стоит некий более серьёзный проект. Многие солидарны в том, что на 21 или на 22 декабря запланирована некая сугубо рукотворная заваруха, которую организуют лидеры неких государств для своих неких целей.

Впрочем, большинство наблюдателей сходятся в мысли, что конспирологическая версия не выдерживает критики и снежный ком ажиотажа вырос самым естественным образом – как вырастает любой снежный ком…

– Не стоит думать, что распространение паники было результатом злого умысла каких-нибудь конкретных людей или организаций, – считает Дмитрий Гавра. – Всё намного проще. Подобная сенсационная информация распространяется очень легко и быстро. В первую очередь потому, что это элементарно выгодно большинству СМИ. Ведь истерика вокруг конца света, равно как и полезные советы о том, как его пережить, привлекают аудиторию. Читателям и зрителям хочется получить как можно больше информации по волнующей их теме, им это очень интересно. В результате есть надежда на рост рейтингов, тиражей. А рейтинги и тиражи – это дополнительный поток рекламодателей, а стало быть, и денег. Словом, СМИ очень выгодно раздувать такие сенсации и нагнетать страхи. Поэтому они будут раздувать и нагнетать всегда, когда для этого появится подходящий повод.

Справедливости ради надо сказать, что раздували и нагнетали отнюдь не все СМИ. Очень многие или принципиально молчали, или подробно и аргументированно объясняли, почему эта дата не предвещает никаких концов света. Среди таких СМИ была и наша газета.

Впрочем, признаём: даже разоблачительные материалы о конце света привлекают аудиторию. И являются палкой о двух концах – поскольку невольно способствуют повышению градуса напряжения. Именно поэтому еще на прошлой неделе на заседании редколлегии «НВ» было принято решение: до 22 декабря материалов с «апокалиптическим душком» не давать.

Однако нашему примеру последовали далеко не все коллеги, и «страшные» публикации, сюжеты, программы, шоу внесли немалый вклад в атмосферу общей истерики.

Но выгодна эта истерия была отнюдь не только СМИ.

– Это выгодно и различным коммерческим организациям, – продолжает анализ Дмитрий Гавра. – Под брендом «конец света» можно продать самые разнообразные товары и услуги. Так, ночные клубы в последнее время вовсю зазывали посетителей: «Проведите новогодний корпоратив у нас – до конца света!» Ювелирные магазины советовали: «Успей купить любимой девушке кольцо, прежде чем настанет конец света!» И даже многие из тех, кто не слишком верил в серьёзность разговоров о приближающемся апокалипсисе, все равно проводили вечеринки и делали своим близким подарки. Или «на всякий случай», или потому, что такой повод казался им остроумным.

Но почему же определённая – и весьма внушительная – часть человечества купилась на эту пиар-акцию. Несмотря на то что при желании можно было получить достаточно «успокоительной» информации?

А всё дело в уже упомянутой иррациональности человеческого сознания. В частности – в иррациональном страхе. Этот страх – в подсознании каждого. И если его разбудить, то можно увидеть и гораздо более впечатляющие вещи, чем прошедший марафон ожидания 21 декабря 2012-го.

Конечно, этот «конец света» не первый. Но на сей раз реакция массового сознания на очередное предсказание Армагеддона была слишком уж сильной. Виной тому – бурное развитие массмедиа.

Впрочем, мы отчасти уже забыли, что творилось, скажем, в 1993 году или накануне миллениума. Или даже в прошлом году, когда ожидалось светопреставление по рецепту американца Гарольда Кэмпинга. А что творилось в 33-м, 666-м, 1000-м, 1666 годах… А ведь тогда ни нынешних СМИ, ни заинтересованных в продвижении «апокалиптических» товаров корпораций в природе не было… Так что дело в совокупности факторов, главный из которых – это всё-таки склонность людей к «самопуганию», напоминающая страсть детей ко всякого рода страшилкам.

– Здесь спрос аудитории встречается с предложением СМИ, – объясняет Дмитрий Гавра. – И потребители информационного продукта, и его производители хотят одного и того же: чтобы о сенсации говорилось как можно больше. Что и происходило весь этот год и особенно в последние недели, дни перед 21 декабря. Все эти факторы привели к тому, что паника стала распространяться стихийно, охватывать самых разных людей – поднялось так называемое информационное цунами, остановить которое было уже невозможно. И конечно, очень сильно этому способствовал интернет: через социальные сети интерес к подобным темам распространялся почти мгновенно. Слухи вообще распространяются как вирусы…

 

религия

А что думают священнослужители

Вообще-то прежде всего о конце света следовало бы спросить людей религиозных, ибо эсхатология – учение о гибели мира – есть почти во всех религиях. 


Юрий Плешаков, руководитель отдела по связям с общественностью Центра обществ сознания Кришны в России:

– Уж если жрецы майя и иже с ними чего и добились, так это того, что напомнили нам о необходимости чаще задумываться об отношении к миру как к Божественному Творению. И за это я лично им очень благодарен. Современная цивилизация оказалась в плену ограниченной научной парадигмы, которая отсекла от реальной жизни древнюю мудрость и заставила всех думать о разумной жизни лишь в пределах сравнительно короткого отрезка линейного времени. При этом то, чему нет аргументированного объяснения, которое основывалось бы на принципах современной науки, попросту отбрасывается, объявляется мифом, высмеивается как детская небылица.

 

Виталий Магдеев, протоиерей, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы на Малой Охте:

– Бояться надо не всеобщего конца света, а своего личного, частного. Он будет у каждого из нас. У кого-то раньше, у кого-то позже, но будет. А дата всеобщего конца света не может быть известна заранее – это однозначно. 

Но массовой истерии поддавались и некоторые верующие люди. Я заранее начал рассказывать своим прихожанам о том, почему появились слухи об апокалипсисе, и как к ним следует относиться. Кроме того, я вообще стараюсь как можно чаще напоминать прихожанам, что жизнь – это бесценный дар, за который надо благодарить Бога и которому надо радоваться. А тратить свою жизнь на ожидание глобальных катастроф или ещё чего-нибудь страшного – огромная ошибка и грех. Такие мысли высказывает в своих песнях и мой любимый певец Борис Гребенщиков, которого я часто цитирую.

 

Сергей Круглов, священник РПЦ, поэт:

– Нет границ человеческому любопытству и воображению, а дух нечистый рад подогревать наши страхи и тревоги. Но, как сказал один из православных святых, верить ему нельзя, особенно если его предсказания… правдоподобны.

Словами Священного Писания нам сказано ясно: «Ни дня, ни часа этого никто не ведает, даже ангелы, никто, кроме Бога». Это не означает, что Бог хочет «поизмываться» над людьми, держа нас в неведении. Нет, Бог – наш Отец и любит нас. Бог ради нас умер на кресте и ежедневно заново сострадает нам во всех скорбях нашей жизни. 

Самое главное: человек, дитя Божье – вечен. Мир сотрясут катаклизмы, он погибнет, чтобы кардинально измениться, будут, по слову Писания, новое небо и новая земля, но человек переживёт всё это.

Настроены ли мы жить вечно, какие у нас отношения друг с другом и с Богом, какими именно мы войдём на эту новую землю и под это новое небо – вот об этом нам надо подумать наипервейше. И в связи с темой конца света, и потому что другой, личный конец света – смерть и новая жизнь после неё – не обойдёт ни одного из нас.

 

слово психолога

Если вы верили в конец света, то вы…

Мария Сурыгина, психолог:

– Люди, которые всерьёз поверили в предсказание о конце света, отличаются от остальных не особенностями психики, а складом мышления. Чем сильнее у человека развит материалистический, скептический взгляд на мир, тем меньше он склонен верить во что-либо сверхъестественное. В том числе и в назначенный на определённую дату апокалипсис. Материалист-скептик поверит в подобное, только если получит научные доказательства. Соответственно, человек с мистическим складом сознания быстрее поверит любой фантастической, пусть даже ничем не подтверждённой информации. Это, впрочем, не касается людей, которые искренне и серьезно исповедуют традиционные религии: они разделяют веру и суеверия. Но нынче и в России, и во всём мире очень много псевдоверующих – людей, которые на словах принадлежат к какой-нибудь конфессии, однако при этом крайне слабо разбираются в ней. Такие тоже готовы верить в любые приметы, предсказания, мировые заговоры и так далее.

Кроме того, люди, которые опасались конца света, имеют некоторые особенности характера. Во-первых, это люди мнительные, подверженные влиянию своего окружения и общественного мнения в целом. А во-вторых, это люди тревожные, неспокойные, привыкшие все время из-за чего-нибудь переживать.

Наконец, реакция на страшные предсказания зависит от объективных обстоятельств. Чем стабильнее жизнь человека, тем безразличнее он относится к подобным предсказаниям. 

Павел Виноградов, Татьяна Минасян. Фото AFP
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+3
Умеренный дождь
28 ноября
четверг
+4
Слабый дождь