Развернулись по-взрослому
На строительстве «Зенит-Арены» в Петербурге количество рабочих растёт в геометрической прогрессии
Заказчик стадиона на Крестовском острове – городской комитет по строительству – принял важное решение о передаче функций генпроектировщика действующему генподрядчику. Таким образом, инжиниринговая корпорация «Трансстрой» стала на проекте главным действующим лицом, что благотворно сказалось на трудовом энтузиазме её персонала. Если в августе-сентябре 2012 года строительством «Зенит-Арены» были заняты 100–120 человек, то в ноябре – уже 600, а в декабре – почти 1000. Объект вышел из двухлетней спячки, а в марте-апреле 2013 года, когда на Крестовском острове начнётся монтаж опор под основную крышу, ожидается трудовой десант ещё тысячи новых строителей.
А ведь ещё три месяца назад из-за финансовых и проектировочных проблем казалось, что стадион могут и не успеть построить к лету 2017 года. За год до чемпионата мира в России должен пройти Кубок конфедераций, а новый петербургский 68-тысячник класса «элит» планировался как место его финала.
Причин для скепсиса было достаточно. «Трансстрой» стал «стрелочником» разноса, учинённого Дмитрием Медведевым, а город не продлил контракт с институтом «Моспроект-4», который занимался перепроектированием «Зенит-Арены». Начали дергаться и руководители «Трансстроя», так как по Петербургу поползли упорные слухи: заказчик продлевать контракт с генподрядчиком, который заканчивался в ноябре 2012 года, тоже не намерен. Если бы это произошло, только юридический развод и актирование выполненных работ заняли бы не меньше календарного года. А до утряски спорных вопросов и закрытия отношений с действующим генподрядчиком объявлять новый конкурс заказчик не имеет права.
После тяжёлых переговоров владельца бизнес-империи «Базовый элемент», в которую входит «Трансстрой», Олега Дерипаски и Георгия Полтавченко стороны пошли на взаимные уступки. Генподрядчик взял на себя обязательство целых полгода, до апреля 2013 года, оплачивать работы на объекте из собственных оборотных средств. На эти цели понадобится не менее трёх миллиардов рублей. К апрелю будет не только понятна новая стоимость стадиона, но и перезаключены контракты с генподрядчиком и его партнерами.
Не стоит раньше времени утверждать, что «Зенит-Арена» обойдётся петербургским налогоплательщиками в 44 миллиарда рублей, с которыми он ушёл в экспертизу. Ведь утверждённая смета и деньги, которые реально заплатит заказчик, могут сильно разниться. Есть такое понятие, как дисконт. Четыре года назад тот же «Трансстрой» выиграл тендер на строительство стадиона на Крестовском с ценой, на 5 миллиардов рублей меньшей, чем предельная стоимость госконтракта.
В качестве благодарности за финансовую передышку город разрешил «Трансстрою» самостоятельно выбирать ключевых партнёров. До недавнего времени Смольный «рекомендовал» генподрядчику привлекать к строительству стадиона своих проверенных в многочисленных заказах партнёров. Главной компанией по металлоконструкциям на стадионе, например, был вездесущий «Мостоотряд-19», который отметился на объекте тем, что пролоббировал закупку трёх тысяч тонн металла. Из-за корректировки проекта металл оказался металлоломом стоимостью в сотни миллионов рублей, которые легли убытком на генподрядчика и входят в стоимость его контракта…
У строителей было так много претензий к качеству проектной документации, что они решили, как говорится, поменять коней. «Трансстрой» отказался от услуг «Моспроекта-4», сделав главным партнёром по проекту петербургскую компанию ВиПС.
Низкое качество проектирования давно стало бичом «Зенит-Арены» и дорого обходится городскому бюджету. Смольный уже потратил на чертежи и процесс перепроектирования 1,5 миллиарда рублей, что в два раза больше, чем на проект такой сложности в Европе. И ещё не вечер: на завершение выпуска проектной документации понадобится минимум 300 миллионов рублей.
Но давайте в конце года и о хорошем. «Трансстрой» взялся за дело с новым энтузиазмом, уже заказал металл под стационарную часть кровли и пообещал, что на верхнюю отметку в 42 метра все сектора стадиона выйдут в сентябре 2013 года.
Сергей Тачаев, Москва – Петербург
«Стадион на Крестовском построим в 2015 году»
Это заявляет руководитель проекта строительства «Зенит-Арены» Карен Мдиванян.
Два месяца назад в системе управления строительством петербургского футбольного 68-тысячника произошла новация: в штатном расписании появилась должность руководителя проекта, которую занял бывший первый вице-президент корпорации «Олимпстрой» Карен Мдиванян. Спецкор «НВ» встретился с руководителем, который произвел впечатление спокойного и уверенного в себе топ-менеджера.
– Карен Эдуардович, вы пришли из «Олимпстроя»?
– Да, в Сочи я выполнял функции заказчика, в том числе на строительстве Центрального стадиона игр. Я уволился из «Олимпстроя» по собственному желанию и вернулся в систему подрядчика на стадион.
– А в Сочи доходили ли до вас скандалы, связанные с долгостроем на Крестовском острове и его непомерной ценой?
– Доходила разная информация. Кто-то обвинял в случившемся подрядчиков, кто-то заказчика. Обвинить строителей – проще всего. Но в случае необходимости мы, строители, всегда сможем доказать свою позицию в любом суде. Из-за многочисленных перепроектирований «Трансстрой» был вынужден ломать и демонтировать часть конструкций. Нам и сейчас не избежать переделок, так как качество рабочей документации, которую подготовил институт «Моспроект-4», оставляет желать лучшего.
– Когда вы познакомились с проектом петербургского стадиона?
– В начале октября 2012 года. Мне хватило двух месяцев, чтобы полностью войти в курс дела.
– Какие претензии у вас к компании, которая два года занималась перепроектированием «Зенит-Арены»?
– Официально у нас не могло быть претензий, так как у «Трансстроя» попросту не было контракта с «Моспроектом-4». Большие вопросы к качеству документации возникали у заказчика – комитета по строительству администрации Петербурга, который непрерывным потоком направлял их исполнителю. Руководитель процесса перепроектирования Дмитрий Буш, получив рекламации, постоянно исправлял ошибки, а процесс строительства в это время был фактически заморожен. Несмотря на то что все технические разделы проекта получили положительное решение Главгосэкспертизы ещё в мае 2012 года, на данный момент треть рабочей документации (РД) ещё не подготовлена с надлежащей детальной проработкой. Кроме того, некачественно выполнены уже переданные 25 процентов РД. Ситуацию сегодня спасает то, что функции генпроектировщика недавно перешли к нам. И «Трансстрой», как генподрядчик и генпроектировщик футбольного стадиона, решил больше не привлекать к процессу «Моспроект-4», его контракт с заказчиком закончился в мае 2012 года. К работе над РД сегодня привлечена петербургская группа компаний КБ «ВиПС» («Высотные и подземные сооружения»).
– Почему выбрана именно эта организация?
– ВиПС хорошо знает проект стадиона и обладает серьёзным опытом проектирования. А для детальной проработки сложнейшей раздвижной крыши мы оставили на объекте компанию «Гипростроймост». Качеством работ этого партнёра мы очень довольны.
– Вы жалуетесь на плохое качество технических разделов проекта, который прошел Главгосэкспертизу. Означает ли это, что на объекте начнётся очередная ломка?
– Ломать мы больше ничего не будем. Есть нарекания не к качеству проектного решения, а именно к качеству исполнения рабочей документации. Это разные вещи. Объясню. У нас на руках есть стадия «Проект», которую подготовил «Моспроект-4» и прошёл с ней государственную экспертизу. После её выполнения должна разрабатываться рабочая документация, в которой детально выполнены даже мельчайшие узлы. И вот именно эту работу команда Буша не сделала в полном объёме или сделала некачественно. Исправлять ситуацию будут проектировщики ВиПС, которые начали выдавать строителям рабочую документацию целыми листами.
– Почему же прозрение у заказчика, отказавшегося от услуг фирмы, которая выиграла конкурс на перепроектирование «Зенит-Арены», наступило так поздно?
– Я не собираюсь делать никаких оценок и искать виноватых. Все вопросы нужно адресовать тем, кто в 2006 году, не имея на руках стадию «Проект», подписал контракт с первым генподрядчиком. Общемировая практика такова, что заказчик ставит визу «в производство работ» только после одобрения технических и финансовых аспектов проекта Главгосэкспертизой.
– Когда построите стадион на Крестовском?
– Сегодня обозначен 2015 год. Сводный сметный расчёт должен выйти из Главгосэкспертизы в конце 2012 года. Если эксперты дадут отрицательную оценку, то повторно в ГГЭ, устранив претензии, можно будет зайти не ранее чем через два месяца. И тогда сроки могут измениться. По сегодняшним оценкам стационарная часть кровли будет смонтирована в мае 2014 года. Следующие полтора года уйдут на монтаж раздвижной части кровли, инженерных сетей и отделочные работы.
– Тормозит ли сегодня фронт работ отсутствие сметы, которая вот уже три месяца изучается в Главгосэкспертизе?
– Пока нет. До апреля 2013 года мы планируем финансировать строительство из собственных оборотных средств: к такому компромиссу мы пришли в процессе переговоров с комитетом по строительству. Сегодня мы ведём строительно-монтажные работы по тем участкам, которые переделываться уже не будут. Это в основном устройство железобетонных конструкций.
Когда я пришёл на объект в начале октября, там трудились около 300 человек. А сейчас там работает почти тысяча. Ежемесячный прирост численности рабочих составляет 50 процентов. На стройку вернулся трудовой энтузиазм, как только заказчик продлил с «Трансстроем» договор и делегировал ему функцию проектировщика. Оперативность работ на объекте заметно повысилась. Вопрос, который раньше решался неделями, сегодня решается в течение суток. Проектировщики ВИПС приносят лист рабочей документации, заказчик смотрит его прямо на стройплощадке и подписывает «в производство работ».
– Осенью ходили слухи, что заказчик может поменять подрядчика. Если бы это произошло, успела бы новая компания построить арену к чемпионату мира?
– Возможно, но смета стадиона была бы гораздо дороже. Ведь условному новому генподрядчику понадобилось бы время, чтобы развернуть механизмы, мобилизоваться на объекте.
Напомню, что из-за хронических проблем и простоев двух последних лет, а также из-за закупки по требованию заказчика никому не нужного сейчас металла «Трансстрой» несёт убытки свыше 1 миллиарда рублей. За 4 года работы генподрядчиком на петербургском стадионе город заплатил нам 8,5 миллиарда рублей, а мы потратили за это время 9,5 миллиарда на строительство и материалы! Содержание штаба и объекта, простой башенных кранов и механизмов – всё это оплачиваем мы. Во время двухлетнего простоя техника не вывозилась, а ждала решений. А депутаты, артисты, общественные деятели – люди, далёкие от строительной отрасли, – все рассуждают о строительстве стадиона, не понимая и не вникая в ситуацию, не зная ничего о проекте. Оказывается, в нашей стране все не только знают, как нужно играть в футбол, но также знают, как нужно строить футбольный стадион.
– Над запредельной ценой стадиона не издевается только ленивый. Что ответите недоброжелателям?
– Пусть депутаты и другие критики приедут на стройплощадку и вникнут в суть проекта, я готов ответить на все вопросы. Вот депутаты ухмыляются, что стадион на Крестовском будет вторым по дороговизне в мире после «Уэмбли», – это неправда. Петербургский стадион по сложности, многофункциональности и вместимости можно сравнить разве что со стадионом в Монреале, предназначенным для американского футбола и проведения концертов. Он обошёлся инвестору в 1 миллиард 400 миллионов долларов. Замечу, что на монреальской арене нет выкатного поля, сумасшедших петербургских ветровых и снеговых нагрузок, а также болотистого грунта. Учёт затрат, которые ставят в укор арене на Крестовском, на крупных зарубежных стадионах и в России заметно отличается. На Западе в смету входят только проект и общестроительные работы, а в России в расходах учитывают даже служебный транспорт и затраты на телефонные переговоры, не говоря уже о причале в проекте строительства стадиона на Крестовском. Ещё одно лукавство – в Европе стоимость объекта объявляют без налога VAT – аналога нашего НДС. А это «экономит» чуть ли не 20 процентов стоимости. Так что многие сравнения стоимости «Зенит-Арены» с зарубежными аналогами некорректны.
– Но ведь шум вокруг её непомерной цены подняла и Счётная палата, председатель которой публично заявил о воровстве бюджетных средств…
– Я такого заявления не слышал. Сейчас заканчивается проверка Счётной палатой нашей стройплощадки. «Трансстрой» предоставил все документы о том, что компания потратилась на объекте на миллиард рублей больше, чем получила от заказчика. О каких обвинениях в наш адрес может идти речь?
– Но ведь 5 миллиардов в своё время зарыл в фундамент первый генподрядчик – «Авант»…
– Я отвечаю только за свои расходы. Согласованная с заказчиком цена работы «Трансстроя» на данный момент составляет 22,5 миллиарда рублей, восемь с половиной из которых получены. Мы отвечаем только за свою работу…
Фото Евгения Лучинского