Спорт

Возьмём высоту!

27 декабря

Спецкор «НВ» узнал секреты будущих биатлонных и лыжных трасс сочинской Олимпиады


Грандиозное снегохранилище вблизи лыжно-биатлонной трассы – гарантия проведения соревнований на случай бесснежья


 

 

За последний год в Красной Поляне я побывал несколько раз – зовёт любовь к лыжам и биатлону. Место в горах неподалёку от Сочи, где строители возводят лыжно-биатлонный комплекс Олимпийских игр – 2014, живо напоминает мою юность. На БАМе, где я работал по комсомольской путёвке в 70–80-х годах прошлого века, было такое же обилие разнообразной отечественной и импортной строительной техники, такое же большое количество одновременно возводимых объектов, так же много строителей разных национальностей, даже пейзаж похожий – горно-хвойный… Совпадений много, только вот горы в Сибири называли сопками.

Здесь, в Красной Поляне, я встретился с человеком, которому известны все тайны и секреты биатлонных и лыжных трасс Олимпиады-2014. Это петербуржец, заслуженный мастер спорта, четырёхкратный чемпион мира и шестикратный чемпион Европы, призёр чемпионата России и победитель Кубка России по лентнему биатлону Сергей ПРОСВИРНИН. Он главный спортивный технолог компании «Росинжиниринг», которая занимается проектированием и строительством лыжно-биатлонного комплекса для Олимпийских игр 2014 года.

 



 

Вот наш разговор на высоте свыше 1500 метров:

– Сергей, каковы технические требования к олимпийским трассам со стороны международных федераций лыжного спорта (FIS) и биатлона (IBU)?

 – Главный параметр – это безопасность как для участников, так и для зрителей. Трассы Олимпиады не могут находиться на высоте свыше 1800 метров. Перепад высот от нижней до верхней точки трассы не должен быть более 100 метров. И наконец, главный показатель сложности трассы – сумма перепадов высот на трассе. У нас, например, на круге в 5 километров для лыжников он находится в диапазоне 150–210 метров. Это близко к верхнему допустимому пределу правил. Есть еще требования к длине и крутизне подъёмов. В конечном итоге трасса должна получить лицензию категории «А».

 

– Кто проектировал лыжные и биатлонные трассы в Сочи? В чём их различия и особенности?

– По лыжным трассам мы плотно работаем с норвежцем Хермодом Бьёркестолом и нашим специалистом Игорем Беломестновым. По биатлонным – c рейс-директором IBU Францем Бергером и вице-президентом Союза биатлонистов России Вадимом Мелиховым. Мелихов, кстати, последние несколько десятков лет является главным инициатором нововведений в правила IBU.

В Красной Поляне биатлонные трассы по перепаду высот получились сложнее, чем лыжные. Не на всех биатлонных кругах, согласно правилам FIS, могли бы проводиться соревнования лыжников-гонщиков. А ведь до 2009 года комплекс, который на Олимпиаде будет называться «Лаура», проектировался для лыжных гонок. Биатлон собирались проводить в 15 километрах от него. Это уже потом месторасположение лыжников и биатлонистов сблизили. Постоянная инфраструктура со стадионом тогда отошла к биатлону, а для лыжников проектирование начали с нуля. Места на хребте Псехако, где идёт строительство, немного, поэтому «биатлонисты» и «лыжники» борются за свои приоритеты. И если на период Олимпиады интересы лыжников были слегка ущемлены, то после неё места хватит всем. Из 14 километров трасс мы сделаем достойные круги и для тех и для других.

– Есть ли зарубежные аналоги у трасс в Сочи?

 – Трассы уникальны по своей сложности на данной высоте. Может, что-то похожее можно увидеть в альпийских Антерсельве или Обертилиахе, но наши – серьёзнее. Поэтому мы постоянно беспокоимся о безопасности спортсменов, недавно, например, перенесли часть опор освещения с одной стороны биатлонной трассы на другую.

– Какие спортсмены здесь получат преимущество?

 – Трассы предъявляют повышенные требования к физической подготовке спортсменов. Кроме того, здесь много спусков с поворотами. На таком рельефе спортсмены, неуверенно владеющие лыжами на больших скоростях, имеют меньше шансов на удачное выступление. Конечно, мы в первую очередь прислушиваемся к мнениям российских спортсменов, но многие их конкуренты из Европы и Америки владеют горнолыжной подготовкой лучше по объективным обстоятельствам – они живут там, где на горных лыжах катаются с детства, а не каждый из наших лыжников и биатлонистов в своей жизни надевал горные лыжи. 

Хотя, повторюсь, мы детально проговаривали рельеф с тренерами и спортсменами сборной России по биатлону Павлом Ростовцевым, Ольгой Зайцевой, Екатериной Юрловой. Мы имеем замечания участников Кубков России по лыжам и биатлону, а также наших паралимпийцев.

– Когда зарубежные лыжники и биатлонисты опробуют трассы Олимпиады-2014 и насколько открытыми они будут для них в дальнейшем?

 – В начале февраля здесь пройдет этап Кубка мира у лыжников. Биатлонисты в конце января будут соревноваться на региональном Кубке IBU, а в начале марта на этапе Кубка мира. После этого все вопросы с допуском зарубежных спортсменов будет решать оргкомитет «Сочи-2014» и наши федерации. Понятное дело, что желания лишний раз допускать сюда конкурентов нет, – секреты «своего поля» никто раскрывать не хочет. Мое мнение – Олимпийские игры – 2014 у лыжников и биатлонистов будут настоящим сражением инженеров-смазчиков и другого технического персонала команд.

 – Удобны ли биатлонные и лыжные трассы для спортсменов – участников Олимпиады-2014 с точки зрения доступности?

 – В Сочи очень удобно добираться до трасс. Горная деревня для проживания олимпийцев находится в 100 метрах от лыжни. 

После Олимпиады схема для желающего покататься-потренироваться, если он не будет жить наверху, будет выглядеть так: от Сочи или Адлера – скоростной электропоезд, далее метров 600 до подъёмника, потом на нём, а от него до трасс те же 100 метров. Так же и летом – здесь спроектированные отличные лыжероллерные трассы.

– Сколько зрителей вмещают лыжный и биатлонный стадионы? Почему первый разборный, а второй стационарный?

 – Каждый из стадионов рассчитан на 9600 зрителей. Столько же зрителей более или менее комфортно сможет разместиться вдоль трасс. По правилам Международного олимпийского комитета надо успеть поднять всех людей к месту проведения соревнований за 2 часа, а спустить за полтора. Исходя из пропускной способности канатных дорог и «родилось» число зрительских мест. Временный лыжный стадион – экономическая целесообразность. Хотя это может быть в дальнейшем большим плюсом. После его разборки освободится площадка размером 100 на 200 метров. Почему бы здесь не возвести высокогорный каток, ведь своего «Медео» у нас так и нет.

 – А способны Сочи заменить нашим спортсменам грузинский «Бакуриани», где был центр подготовки спортсменов сборных команд во времена СССР?

– Надеюсь, что это произойдёт, хотя «Бакуриани» находится чуть выше, но это не принципиально – те же условия среднегорья. С развалом Союза у нас нет ни одной приличной базы в среднегорье. Спортсмены более или менее приличного уровня едут тренироваться в Австрию, Италию, Норвегию, Болгарию и другие страны. Есть небольшие базы на Алтае, Сахалине, Камчатке, но туда дорого и долго добираться.

– Что сделано для проведения состязаний в тёмное время суток и для качественной ТВ-картинки?

 – Освещёнными строятся только биатлонные трассы – это требование IBU с 2010 года. Речь идет об уровне освещённости в 300 lux – это очень серьезный свет. В местах, где планируется установка телекамер, и на стадионе освещённость будет 1000 lux. Это, пусть будущие зрители поверят, очень светло!

– Сергей, скажите, востребованы ли ваши знания и умения на благо питерских лыж и биатлона? Ведь мест для катания и тренировок у нас всё меньше – трассы усекаются, сдаваясь под натиском частного строительства, а то и вовсе исчезают? Вот на днях приказал долго жить международный лыжный марафон «Хеппоярви» в Токсово…

 – Да, это, к сожалению, так! Есть критическая черта, после которой мы не сможем не то что проводить приличные международные соревнования, но и присваивать спортивные звания из-за несоответствия наших трасс современным требованиям.

Конечно, скоро должен открыться новый комплекс в Токсово, в районе курорта «Орлиная гора», я последнее время курирую этот объект по линии Союза биатлонистов России. Стараемся довести до ума все элементы, связанные со спортивной инфраструктурой. Но это всего лишь тренировочная база на очень ограниченном пространстве. А где же базы на СКА и ВИФКе, где проводились традиционные Кавголовские игры, этапы Кубка мира... Где Зеленогорск, Лемболово?

Знания и умение, к сожалению, приходится реализовывать в других регионах – Карелии, Алтае, Мурманской области и даже на Украине. Обидно, что не дома!

 


Вид на биатлонное стрельбище с верхнего ряда трибун



Капитальное здание биатлонного центра. Здесь разместятся все технические службы и здесь же будут работать журналисты. Противоположная сторона здания – трибуны на 9600 мест



Горная олимпийская деревня, в которой поселятся лыжники и биатлонисты



Вид на вершины Кавказа из помещения пресс-центра


Автор благодарит специалистов из программы «Газпром-2014» за помощь при подготовке этого материала 

Андрей Чепакин, Сочи – Красная Поляна – Петербург. Фото автора
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+5
Слабый дождь