Общество

России нужна «штраф-стоянка»

28 декабря

 

В нашей стране то и дело вводятся новые штрафы. Притом что никто не обращает внимания на многие из старых.

Не пора ли остановиться и выработать внятную политику в этой сфере?

 



есть мнение

Зачем правила, которые никто не соблюдает?

 

Степан Морозов, обозреватель «НВ»

Постоянные читатели «НВ» знают, что наша газета регулярно обращается к теме административных правонарушений и соответствующих наказаний. Мы часто говорим и о необходимости повышения смехотворных ныне штрафов за отдельные общественно опасные нарушения. И о полном пренебрежении законами – как со стороны тех, кто нарушает, так и со стороны тех, кто призван за это штрафовать.

Но какая же картина получается в целом? А никакой не получается – не складываются пазлы в картинку.

С одной стороны, за некоторые и весьма серьёзные нарушения штрафы у нас такие, что комара не испугаешь. Взять, например, проезд на красный свет: люди на зебрах гибнут и гибнут, а в ответ – жалкая тысяча.

Так что же – такое вот у нас гуманное штрафное законодательство? Отнюдь. Та же тысяча полагается за фантик, брошенный в переходе метро. За «незаконное повреждение лесных насаждений» – 3–5 тысяч. За «нарушение порядка официального использования государственных символов РФ» – 2–3 тысячи. За «осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии» (частный извоз, если по-простому) – 50 тысяч рублей.

При этом есть такие нарушения/штрафы, которые выписывают на каждом углу (в первую очередь речь идёт, разумеется, о дорогах), а есть такие, что существуют только в воображении. Перечень последних столь обширен, что глаза разбегаются. И перечень этот всё ширится.

Вот, скажем, не так давно прозвучала здравая идея: чтобы все ходили со светоотражателями. То есть надо ввести такое правило. А раз правило – значит, соблюдение обязательно. А если кто не соблюдает? Штраф! Ну и как вы себе это представляете?..

А быть может, всё дело в том, что людям, которые устанавливают правила, надо ориентироваться не на Запад, не на Восток и не на страну Утопию, а на Россию. Просто присмотреться к обществу: что у нас считается беспардонным, а на что люди закрывают глаза. Что всех возмущает, а что считается невинной шалостью.

Чтобы закон работал как часы, необходимо одно условие: само общество в массе своей должно испытывать отторжение к его нарушителям. Почему, например, в России всё-таки мало кто гадит посреди улиц? Да потому, что такого красавца сами прохожие за причинные места тут же оттаскают. А не смогут – вызовут полицию. И никто не скажет: вот, мол, стукачи!

В Европе люди потому и «стучат», что те, на кого они «стучат», нарушители не в глазах власти, а в их собственных глазах. (Впрочем, это уже более широкая тема – тема отношения государства и общества.)

А мы будем курить в тамбурах. Будем пить пиво на улицах. Будем шуметь по ночам. Потому что общество как единое целое подобного поведения не отвергает. Если грубо, то большинство думает: «На его месте мог бы оказаться и я». А если и не мог бы, то: «Ну и что тут такого?..»

Так, может, одни законы (те, нарушения которых всех «достали») ужесточить, а другие просто отменить? До поры до времени. Конечно, это только один из вариантов штрафной политики государства. Но беда в том, что сейчас в России нет никакой.

 

взгляд политолога

Леонид Радзиховский, публицист, политолог:

– Штрафы у нас устанавливаются произвольно, исходя из неведомых нам соображений – это правда. Потому что в России нет системного подхода к этой мере. И общество никак не может повлиять на размеры штрафов за те или иные нарушения. Таким образом, налицо двойная проблема. С одной стороны, попросту говоря, бардак. С другой – отсутствие обратной связи между обществом и властью.

И Госдума в её нынешнем состоянии механизмом обратной связи работать не может – даже в житейских вопросах вроде установления штрафов, когда депутатам позволено спорить с исполнительной властью, они всё равно не возражают.

Глобальная же проблема в том, что наше государство привыкло относиться к гражданину как к ребёнку – или глупому и противному, или капризному и любимому. Но в любом случае как к ребёнку. Государство обладает истиной и спускает её дуракам-подданным. А народ – всё тот же подросток, который порой ловко уворачивается от родительского ремня, но права голоса не имеет.

 

взгляд депутата

Алексей Ковалёв, депутат ЗС Петербурга:

– Недавно мне показали статистику: в 2011 году удалось собрать чуть более 50 процентов назначенных штрафов. Это действительно проблема – наказание не осуществляется. Возможно, люди станут лучше платить, если к штрафу будут набегать большие пени. А так, это ерунда, а не наказание. Банки предлагают принять целый ряд мер, чтобы исправить ситуацию, но воз и ныне там.

А увеличение сумм штрафов может только усугубить ситуацию – вообще никто ничего платить не будет! И тогда это будет избирательное правосудие (до кого-то добрались, до кого-то – нет), а это очень опасно.

Штрафы в России стали модой, но не стоит слепо следовать этой моде – надо к каждому отдельному случаю подходить индивидуально, изучать статистику. 

 

точка зрения

Это всё от бессилия

Владимир Новиков, редактор отдела экономики «НВ»

Политика повышения штрафов – свидетельство лени и бессилия госслужб. Когда у этих служб нет ни желания, ни сил следить за соблюдением установленных государством правил, они пытаются взять народ на испуг. Поймаем одного из тысячи – зато так его накажем, чтобы остальным неповадно было.

Данный опыт зародился в раннем Средневековье, когда организованных правоохранительных и административных служб почти что и не было. В городах порядок блюли немногочисленные дозоры стражи, на загородных дорогах – ещё более редкие разъезды княжеских или королевских воинов. Поймать при такой организации дела карманника или татя лесного можно было лишь случайно и при большой удаче. Потому пойманный огребал по полной: от простого отрубания руки за кражу до всего разнообразия «высших мер». Множество татей даже приходили посмотреть на мучения сотоварища, но шанс остаться непойманным был у них настолько велик, что они и не думали бросать своё подлое ремесло.

Совершенно то же происходит сейчас на Руси и в бывшем стольном граде Санкт-Петербурге. Одной из главных напастей здесь является хаос на дорогах. ГАИ в ходе реформы получила хорошие оклады, строгий запрет на мздоимство, но результат оказался противоположным ожидаемому: вместо рьяного и принципиального несения службы сотрудники ГАИ на неё… – пардон, о ней – забыли. Сидят себе в тёплых машинах, выезжая (неторопливо) разве что на оформление очередного ДТП. В результате на дорогах северной столицы порядки ныне весьма средневековые: езди как хочешь, главное – живому остаться. Можно всё: поворот из любого ряда, езда по встречной, проезд на красный, стоянка в любом месте. Озаботились этим власти – ведь реально страшно на дорогу выезжать – и стали перед выбором: заставить ГАИ выполнять свои обязанности или наказания для водителей ужесточить? 

Первый вариант требовал бы трудоёмких организационно-воспитательных мер (мудро говорят на Кавказе: ишак, привыкший отдыхать в тени, на солнце работать не будет). Поэтому выбрали второй вариант: повысить штрафы и вообще закрутить гайки. За неправильную парковку – 5000 рублей плюс эвакуация, за выезд на встречку – лишение прав, сейчас предлагают и за создание заторов на перекрёстке их тоже лишать. Логика властей понятна: авось кто-то испугается! А если ужесточение не сработает, то хотя бы совесть будет чиста: мол, мы меры принимаем, а что толку от них никакого, так то народ виноват – ничем его не проймёшь.

Народ между тем рассуждает просто: если хотя бы за каждое второе нарушение пришлось платить рублей по 500 – правила выгоднее было бы соблюдать. Но если шанс попасть под санкции один из тысячи, каждый будет считать, что попадётся кто-то другой, а мне по-прежнему можно всё.

Столь же мизерный эффект, как повышение штрафов, оказывает и обилие штрафных статей. Власть регулярно пытается выполнить свою обязанность по поддержанию порядка в обществе самым лёгким и дешёвым способом: вводя штрафы. Есть, к примеру, проблема подростков, которые поздними вечерами бродят компаниями по улицам, громко разговаривают, иногда даже пиво пьют. В общем, пугают мирных обывателей. Решили петербургские депутаты ввести для несовершеннолетних комендантский час, за нарушение которого подростку грозит привод, а родителям – штраф. Сами народные избранники, конечно, белыми ночами не гуляли, а до утра учили уроки. Но нынешняя молодёжь почему-то на комендантский час плюёт. Потому что знает: ни один вменяемый полицейский, встретив парня с девочкой на улице в 23.10, не потащит их только на этом основании в отделение составлять протокол.

Аналогично работают запреты на распитие пива в общественных местах, на «неправильный» выгул собак, запреты шуметь, курить, ставить без согласования металлопластиковые окна и т. п. Контроль за соблюдением этого потока штрафного законотворчества возложен на полицию. Ей, конечно, делать больше нечего. Легко она справляется с предотвращением драк с поножовщиной, карманниками в метро, в считаные часы раскрывает изнасилования, угоны. Поэтому полицейские должны с линейкой измерять, какой высоты гуляющая собака в холке, правильно ли у неё надет намордник и не пьёт ли её хозяин пиво.

 Мысль, что потенциального нарушителя останавливает не тяжесть наказания, а его неотвратимость, столь же банальна, как сведения о том, что Волга впадает в Каспийское море, а Земля – круглая. Но Земля, несмотря на банальность тезиса о своей форме, действительно круглая. Эффективно только то наказание, вероятность которого достаточно велика. Попытки же подменить неотвратимость наказания суровостью – это от бессилия.

 

взгляд полицейского

Если бы мы штрафовали всех…

Алексей Журавлёв (имя изменено по просьбе автора), офицер ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

На множество нарушений, за которые предусмотрены штрафы, мои коллеги попросту не обращают внимания. Но вина полицейских тут минимальна. Просто если действовать по закону, то штрафовать придётся каждую минуту. А народа в отделах и так не хватает. И если патрульные экипажи станут заниматься теми, кто мусорит или матом ругается, у них времени ни на что другое не останется.

Выгул собак без намордников, распитие пива на улице или брошенный на землю окурок. Почему за подобные нарушение на деле никто не штрафует? Потому что у нас зачастую сначала устанавливают правила, а потом думают о том, как их реализовать. И вообще – реально ли это?

Взять, к примеру, то же пиво. Обычно полицейские просят убрать бутылку или завернуть её в пакет. И почти всегда встречают понимание. Серьёзные меры применяются лишь к тем, кто сильно пьян или ведёт себя неадекватно. Но это уже совсем другая статья. Мы ведь и сами прекрасно понимаем, что запрещать человеку выпить бутылку-другую пива на скамейке – глупо. А вот наверху этого не понимают.

Кроме того, попробуешь ты кого-нибудь за выгул собаки без поводка оштрафовать, а человек тебе в ответ: мол, докажи, что это моя собака. И что в этой ситуации делать? Поквартирный обход проводить, свидетелей искать?

И при этом никакой личной заинтересованности у полицейских нет. Разве что «ментом поганым» назовут. Вот деньгами бы поощряли – другой разговор. Например, выписал 9 штрафных квитанций – десятая идёт тебе в карман. Патрульные сразу бы стали бдительными!

Что ещё можно предложить? Было бы здорово, если бы нам разрешили выписывать штрафы задним числом, в том числе и на основе фотографий и видеозаписей. Тогда граждане могли бы посылать в специальный информационный банк фотографии припаркованных на газонах машин, например.

А ещё часть полномочий полиции можно передать другим ведомствам. Контролёрам в электричках, скажем, можно разрешить выписывать штраф за курение в тамбуре, членам муниципальных советов – за брошенный где попало мусор и так далее.

И потом, считаю, что следует пересмотреть ряд законов так, чтобы за действительно серьёзные нарушения, за которые не предусмотрена уголовная ответственность, штрафы стали очень высокими, а за мелкие проступки, на которые никто не обращает внимания, штрафы вовсе отменить.

 

 

 

 

 

 

 

Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+3
Умеренный дождь
28 ноября
четверг
+4
Слабый дождь