Сказка всех детей сближает
Приезжих детей можно обучать не только у школьной доски, но и с помощью театров
Петербургский музыкально-драма-тический театр «Буфф» пригласил к себе на спектакль детей мигрантов. Волонтёры проекта «Дети Петербурга», которые вот уже более года изучают с детьми мигрантов русский язык и знакомят с российской культурой, убеждены: возможности театра можно использовать для интеграции детей мигрантов в культурную среду Петербурга. Вместе с ребятишками спектакль посетили корреспонденты «НВ».
Просто как-то в театре «Буфф» решили, что хватит лекций про толерантность: с помощью спектаклей можно способствовать детям мигрантов адаптироваться в новом городе и привыкнуть к незнакомой речи. Сказано – сделано. Представители театра связались с волонтёрской организацией «Дети Петербурга».
– Мы договорились, что по мере возможности детишки будут приходить к нам, смотреть спектакли, получать позитивные эмоции и совершенствовать свои знания языка русского, – рассказала Евгения Чумакова, помощник художественного руководителя по связям с общественностью Санкт-Петербургского музыкально-драматического театра «Буфф». – Со временем мы сделаем наше сотрудничество постоянным.
Первым спектаклем, на который театр пригласил детей мигрантов совершенно бесплатно, стал «Питер Пэн». Было очевидно, что ребятишки – редкие гости в детских театрах. В фойе они вели себя тихо и держались сбившейся стайкой. Во время представления каждую сцену спектакля впитывали в себя как губка. Историю про мальчика Питера Пэна, не желающего взрослеть и к тому же обладающего волшебными способностями, все малыши – и петербуржцы, и приезжие – смотрели с одинаковым интересом. Правда, всё ли понимали дети мигрантов из речи артистов – большой вопрос, но ведь у сказочных историй для всех детей один понятный язык.
Одна из приглашённых зрительниц – шестилетняя подвижная и болтливая Шейла. Девочка посещает детский сад. Хотя, сетуют родители, детей мигрантов в дошкольные учреждения берут неохотно. На то есть причины: отсутствие у приезжих регистрации и мест в садиках. В случае с Шейлой постоянное общение с русскими ребятами дало результат – девочка говорит по-русски достаточно хорошо. Она призналась корреспонденту «НВ», что сказка ей очень понравилась, а с Питером Пэном она не прочь бы и подружиться.
– Теперь я поняла, что хочу работать артистом! – заявила Шейла с горящими глазами.
Возможно, с годами выбор профессии у девочки изменится. Как бы то ни было, полученные во время спектакля впечатления, по мнению экспертов, очень полезны для ребёнка независимо от его возраста и национальности.
– Театр может как никакой другой вид искусства проникнуть в душу малыша и мощно воздействовать на неё, – считает искусствовед, педагог Ольга Комова. – В театре ребёнок впервые встречается с визуальным рядом искусства вживую. У нас есть компьютеры и прочие технические новшества, но тем не менее нужно уметь писать ручкой. Точно так же при наличии телевизора необходимо смотреть спектакли в театре: они развивают сопереживание, живой организм психологически по-другому воздействует на человека, нежели экран телевизора. Один раз пятилетний мальчик первый раз пришёл в театр, а герой сказки со сцены наставил ружьё в зал. После чего ребёнок отказался ходить в театр вообще. Происходящее на сцене для ребёнка – реальность.
Поэтому, считает специалист, если даже дети не до конца понимают речь актёров, они воспринимают увиденное действо интуитивно, сопереживая героям. А произнесённые со сцены слова, по мнению Ольги Комовой, прочно западут в душу юным зрителям и когда-нибудь в нужный момент обязательно всплывут в их памяти. Несомненно, театр «Буфф» задумал благое дело, которое, хочется верить, поддержат и другие театры Петербурга. Ведь как ребёнок может понять, что он обожает театр, если он ни разу в нём не был? К сожалению, многие дети мигрантов вообще лишены возможности посещать культурные места Петербурга – у их родителей на это нет ни средств, ни сил, ни времени. И уж если рядом с нашими детьми живут ребятишки мигрантов, то нужно помочь им стать полноценными жителями культурной столицы.
Софья Прокошева