Рыбную деревню спасёт… Сергей Шойгу
Благодаря новому министру обороны в Калининграде будет завершено строительство уникального туристического центра
Многие уже считали, что на уникальном этнографическом проекте, ставшем визитной карточкой Калининграда, можно ставить крест. Ведь чиновники Министерства обороны под любыми предлогами не выполняли своих обязательств. Они не отдавали землю (о чём «НВ» уже неоднократно писало), необходимую для создания Рыбной деревни. Причина банальна: корыстные интересы. Но новый глава ведомства Сергей Шойгу пообещал в кратчайшие сроки решить проблему передачи участка.
–Реализация проекта реконструкции в центре Калининграда исторического уголка стартовала в 2004 году, – сообщил корреспонденту «НВ» директор «Компании проектного финансирования» Павел Фёдоров. – Тогда мы подписали трёхсторонний инвестиционный контракт с мэрией Калининграда и командованием Балтийского флота, так как эта территория принадлежала Министерству обороны. Там находились давно уже закрытые склады. В результате достигнутых договорённостей военные обязались передать имущество и землю военного городка Калининграду. Причём на компенсационной основе – взамен получить землеотводы в других районах города.
Вроде бы ничто не предвещало проблем. Ведь каждая из подписавшихся сторон оказалась не внакладе. Застройщики получили необходимый для строительства первой очереди проекта землеотвод, в ходе реализации которого было привлечено более 90 миллионов долларов прямых инвестиций. В бюджет муниципалитета пошли деньги за проданный участок и налоги от стройки. А Балтфлот получил несоизмеримо больший надел для воплощения госпрограммы по обеспечению жильём военнослужащих.
Первая очередь торгово-ремесленного центра, открывшаяся в 2008 году, сразу же стала одним из любимейших мест отдыха жителей города и гостей янтарного края и наглядно показала, что, когда власти думают о людях, всё получается довольно симпатично.
Однако популярность Рыбной деревни сыграла с проектом злую шутку. Когда пришло время передавать городским властям вторую часть землеотвода, местным военным из столицы была спущена директива: не отдавать. Без объяснения причин и условностей. Несмотря на то что в микрорайоне «Сельма», выделенном мэрией, вовсю уже возводились дома для военных и кипела работа. Вразрез с подписанными договорённостями опогоненные коммерсанты предложили выкупить участок под вторую очередь проекта.
Озадаченные таким вероломством со стороны одного из подписантов, городские власти и инвесторы стали забрасывать вопросительными эпистолами военное ведомство, ответить банальной отпиской на которые соблаговолил лишь исполняющий обязанности начальника управления по имуществу. Общий смысл ответа чиновника от обороны можно свести к следующему: указанная земля понадобилась ведомству для исполнения своих прямых обязанностей. Сиречь для обеспечения обороноспособности Отечества. Видимо, руководствуясь такими светлыми помыслами, в прошлом году военные объявили о продаже через аукцион спорного участка. Без лишних сомнений коммерсанты в погонах предложили купить разрушенный склад за астрономическую цену 180 миллионов рублей. При этом ведомство Сердюкова даже не смущало, что против подобных манёвров выступали не только городские власти, но и Генеральная прокуратура. Аукцион не состоялся, потому что желающих заморозить такую сумму денег неизвестно для какой прихоти просто не нашлось. А настоятельные намёки столичных военных и ненавязчивые предложения принять участие в торгах директор «Компании проектного финансирования» попросту игнорировал.
Предприимчивым военным пеняли практически все столичные гости, посещавшие с визитами янтарный край. В частности, в феврале прошлого года председатель Счётной палаты России Сергей Степашин чётко сформулировал суть гордиева узла, сковавшего претенциозный проект:
– Ну не хотят отдавать землю военные, считают, что нужно поторговаться. Вообще, конечно, военным не надо торговаться, военным нужно заниматься боевой подготовкой.
Посыл главного аудитора страны всё-таки был услышан в Министерстве обороны, правда, не Анатолием Сердюковым, а уже новым министром Сергеем Шойгу. Бывший спасатель решил спасти замороженный проект и на днях лично пообещал губернатору российского анклава Николаю Цуканову ускорить исполнение давно подписанного и уже, казалось, забытого договора.
– Мы уже общались с губернатором по этому поводу, – сообщил Павел Фёдоров. – Пока держу кулаки, но есть надежда, даже скорее уверенность, что добрая воля Сергея Шойгу реализуется в движение навстречу. Если так, то уже в этом году начнём исследование территории на наличие археологических артефактов и мин. Уже сегодня инвестиционный пакет на строительство второй очереди Рыбной деревни составляет 150–170 миллионов долларов. Это частные деньги, которые кардинально изменят облик центральной части Калининграда, создадут новые рабочие места и пополнят бюджет. Помогать нам не надо, главное, чтобы поменьше мешали!
справка «нв»
Рыбная деревня – этнографический и торгово-ремесленный центр в Калининграде, расположенный на Октябрьском острове и протянувшийся от Медового до Высокого моста. Представляет собой квартал, застроенный зданиями, стилизованными под архитектуру довоенного Кёнигсберга.
Строительство исторического комплекса началось в 2006 году. В невысоких зданиях разместились уютные гостиницы, ремесленные лавочки и специализированные рестораны.
Несмотря на столь юный возраст исторической реставрации, кварталы Рыбной деревни уже стали визитной карточкой нового Калининграда. Кстати, именно здесь на набережной Преголи проходят прямые эфиры с руководителями государства. А творения кулинаров ресторана «Кружка кайзера» отведали практически все ВИП-посетители российского анклава.
В Рыбной деревне уже немало достопримечательностей, а в планах по строительству второй очереди значится строительство так называемой Ресторанной улицы, где в каждом заведении общественного питания будет представлена кухня только одной страны.
прямая речь
Сергей Плотников, кандидат исторических наук:
– Такие проекты, как Рыбная деревня, стали возможны совсем недавно и не должны замалчиваться. Ведь это уникальный уголок не только для Калининграда – для всей страны, свидетельствующий о том, что мы не иваны, родства не помнящие, а именно люди, берегущие традиции своей земли. Как всей в целом, так и всех её регионов во всём их разнообразии.
Илья Козырев, собкор «НВ» в Калининградской области. Фото автора