Денисов не краснеет?
Может ли полузащитник сменить сине-бело-голубую форму «Зенита» на красно-белую московского «Спартака»
«Спартак» предлагает за Денисова 15 миллионов евро» – эта новость, опубликованная в одной из спортивных газет страны, могла бы вчера взорвать рынок трансферных слухов, которыми потчуют себя болельщики и журналисты за неимением другой информации. Могла бы, если бы не была настолько бородатой.
Слухи о том, что полузащитник «Зенита» покинет петербургский клуб, появились сразу после того, как стало известно, что Игорь отказался выходить на поле до увеличения своей зарплаты. На следующий день после скандального матча в Самаре, в заявку на который Денисов даже не был включён, появилось большое интервью футболиста. В нём он прямо заявил, что в его контракте есть определённая сумма отступных – 12 миллионов, за которую его может приобрести у «Зенита» любой интересующийся полузащитником клуб.
Так началась долгоиграющая эпопея «продай Денисова», участие в которой не принял только самый ленивый из пишущей братии. Куда только не пристраивали Игоря, не сомневаясь, что он не собирается оставаться в Петербурге. Но самым эпатажным стало, конечно же, высказанное поначалу в шутку предложение забрать Денисова в «Спартак». Все ведь помнят, как зенитовца за нецензурную перепалку с наставником красно-белых Валерием Карпиным, едва не закончившуюся дракой, дисквалифицировали на пять матчей (Денисов отбыл её тогда от звонка до звонка). Согласитесь, нынешний поворот событий выглядит весьма элегантным щелчком москвичей по носу действующим чемпионам – вот, дескать, какой Валерий Карпин благородный, он способен забыть о личных обидах ради спасения карьеры талантливого игрока (ну и своего клуба, болтающегося пока на шестом месте в турнирной таблице).
Ещё говорили, особо не разобравшись, что Денисова отправил в дубль Лучано Спаллетти, которого-де возмутили непомерные финансовые запросы полузащитника. Итальянец тогда этим слухам изумился.
– Я всегда хочу, чтобы мои футболисты зарабатывали как можно больше, – признался Спаллетти. – Но финансовые дела клуба – это не моя компетенция.
Всё это, повторюсь, прошлогодние новости. Интенсивность их появления стала угасать после того, как Денисов вернулся на поле и заявил, что намерен остаться в «Зените» и приносить ему пользу. Отчего же теперь они вспыхнули с новой силой? А всё просто – на первом сборе в Дубае Игорь Денисов не сыграл ни одного контрольного матча и всё время тренировался по индивидуальной программе. Плюс к этому на сборе был замечен агент футболиста, а потом в Дубай приехал президент «Зенита» Александр Дюков. И хотя Лучано Спаллетти заявил, что «Денисов пока остаётся», а Валерий Карпин со свойственной ему эмоциональностью на вопрос: «Переходит ли Денисов в его команду?» – поинтересовался в ответ: «Вы с ума сошли?», унять разбушевавшуюся фантазию прессы было уже невозможно.
Во-первых, Валерию Карпину, каким бы благородным он ни был, особо веры нет – он и покупку Юры Мовсисяна из «Краснодара» отрицал до последнего, хотя футболист уже проходил медобследование в «Спартаке». Во-вторых, агент Денисова, хоть и отрицает факт переговоров с москвичами, слухи о желании футболиста улучшить свои материальные условия в «Зените» развеивать не спешит.
Можно ли верить представителям питерского клуба, которые уверяют, что особый режим тренировок Денисова связан исключительно с травмой футболиста? Как стало известно «НВ», у Игоря действительно неприятная травма. Ещё во время своего отпуска Денисов начал понемногу тренироваться и потянул мышцу. Медицинское обследование в Дубае подтвердило – футболисту следует ограничить нагрузки, дабы не усугубить травму, которая пока относится к разряду лёгких.
Понятно, что одно не исключает другого – травмированный футболист вполне может настаивать на пересмотре своего контракта. Однако реальность травмы выбивает почву из-под ног у тех, кто называет её «политической», связанной не с физическим состоянием самого игрока, а с переговорным процессом. Да и принципиальность данных переговоров для сторон явно сильно преувеличена. Из приватного разговора с сотрудником клуба корреспонденту «НВ» известно, что глава «Газпрома» Алексей Миллер, узнав о причинах «дела Денисова» и разразившегося из-за него скандала, ещё осенью прошлого года дал понять, что решение проблемы не требует его вмешательства, с этим вполне могут справиться руководители «Зенита».
К тому же вряд ли петербургские менеджеры не понимают, что уход Денисова, во-первых, усилит одного из конкурентов в борьбе за медали, во-вторых, усложнит судьбу самого «Зенита», которому предстоит выступление в Лиге Европы и непростая гонка за лидером в чемпионате, где питерцы пока занимают третье место. Ну и в-третьих, история продажи Владимира Быстрова в тот же «Спартак» должна была научить и руководителей «Зенита», и самого Игоря Денисова, что этот вариант стоит рассматривать в самую последнюю очередь.
Вряд ли Денисов хочет повторить судьбу своего друга – а Владимиру Быстрову в Петербурге из-за выступления в «Спартаке» пришлось пережить много неприятных моментов, о которых не сообщалось в прессе. Мало того что футболист некоторое время был вынужден пользоваться личной охраной, под горячую руку фанатов попали родные Владимира. Денисов – многодетный отец, любящий и оберегающий от посторонних свою семью и свой дом, знает об этом и вряд ли захочет подвергнуть их таким испытаниям.
Конечно, все слухи рано или поздно развеет время – до закрытия зимнего трансферного окна остаётся не так много времени. 27 февраля мы будем точно знать, остаётся Денисов в «Зените» или уходит.
цена вопроса
Может ли «Спартак» приобрести Денисова без согласия на это «Зенита»
Борис Рапопорт, главный тренер «Зенита» в 2002 г., спортивный директор «Зенита» в 2001–2005 гг.:
– Сумма отступных, если уж эта опция прописана в контракте у игрока, – вещь обязательная. Она означает, что, если в клуб поступает предложение покупки за указанную в документе цену, действие контракта футболиста автоматически прекращается. Клуб, владелец игрока, сделать в этом случае ничего не может. Если одна команда хочет купить футболиста за сумму отступных, то ей достаточно договориться с самим игроком. Получив его согласие, платятся отступные, и переход происходит. Эта опция в контракте не общепринятый пункт, она вносится туда в основном по желанию игрока или его агента. Так, например, «Зенит» воспользовался суммой отступных в контракте Данни, выкупив его у московского «Динамо» в 2008 году за 30 миллионов евро.
Константин Сарсания, спортивный директор «Зенита» в 2006–2007 гг., советник президента клуба по вопросам трансферной и селекционной политики в 2008 г.:
– Если условный «Спартак» выплатит прописанную в контракте Денисова сумму отступных и сам Игорь будет согласен на переход, то «Зенит» не сможет этому воспрепятствовать. Хотя в контрактах возможны разные юридические хитрости, но, как правило, схема именно такая. При этом сумма отступных одинакова для всех, нет такого, что в российский клуб за одни деньги, а в европейский – за другие.
12 миллионов евро, которые сам Денисов назвал в качестве отступных за себя, – цена немного завышенная, учитывая, что Игорю в мае исполнится 29 лет. Цена на футболиста складывается из разных составляющих: уровня мастерства, длительности контракта, возраста. В Европе опорный полузащитник уровня и возраста Денисова будет стоить примерно те же 12 миллионов, может, чуть дороже. На днях «Рубин» купил за эту же цену игрока сборной Франции Мвила, но, приглашая легионера, всегда сталкиваешься с риском – как он адаптируется в чужой стране и чемпионате. В случае перехода Денисова в другой российский клуб такой опасности нет.
Мне проще представить Денисова в другом российском клубе, чем в зарубежном. Да, есть, скажем так, имиджевый риск, болельщики тяжело это воспримут, но в 28 лет бросать родной город, где он провёл всю карьеру, и переезжать в Европу для Игоря будет ещё тяжелее.
компетентно
«Уход Игоря в другую российскую команду – бред»
Борис Рапопорт, главный тренер «Зенита» в 2002 г., спортивный директор «Зенита» в 2001–2005 гг.:
– Во-первых, я не сильно верю в этот вброс информации о возможной продаже Денисова в «Спартак». Но если допустить, что это правда… Мне сложно представить Игоря в другом российском клубе. Думаю, тем, кто принимает решения в «Зените», – тоже. Поэтому трансфер Денисова произойдёт только в том случае, если ситуация реально зайдёт в тупик. Уход Игоря в другую российскую команду – бред как с моральной точки зрения, так и с игровой. Он свой воспитанник, который уже 11 лет находится в «Зените». К тому же футболист высокого класса. На его позиции в России нет равных ему по уровню мастерства игроков. Если же взять выступающих у нас легионеров, то единственный, кто сравнится, – Лассана Диарра из «Анжи».
Если Игорь уйдёт, нужно искать замену. А где её возьмёшь? Придётся, возможно, прощупывать вариант Анатолия Тимощука, которому уже 34 года. Или использовать на позиции Денисова Акселя Витселя. В любом случае это всё будет уже не то. Я вижу только одного игрока, который в будущем способен вырасти в игрока класса Денисова, – это воспитанник «Зенита» Сергей Петров, лидер молодёжной сборной. Но и он почему-то перешёл недавно в «Краснодар». В общем, для меня уход Денисова – это очень плохо. И мне больно осознавать то, что это может произойти.
Анатолий Давыдов, главный тренер «Зенита» в 1999–2000 гг. и в 2009 г.:
– Всё зависит от Игоря, от того, как он видит эту ситуацию. Если он сам больше не хочет играть за «Зенит», то ему надо менять клуб. И нет ничего страшного в том, что это «Спартак». Это для болельщиков принципиально, а для игрока не столь важно. В «Спартак» игроки из «Зенита» переходили неоднократно – и Владимир Быстров, и Дмитрий Радченко, и Сергей Дмитриев, а если вспомнить времена, когда я играл, – Сергей Швецов. «Спартаку» нужен футболист такого плана, как Денисов, тренер Валерий Карпин в нём заинтересован. Та сумма, которую называют, – 15 миллионов евро – хорошие деньги. Но вопрос в том, что «Зениту» надо найти Денисову замену, разрушителя такого же высокого класса, который поддерживает баланс между атакой и обороной. И сделать это будет очень сложно.
Кира Донская