С «Подорожником» подороже...
Что стоит за новой системой оплаты проезда в метро, которую навязывают петербуржцам
С 1 февраля в Петербурге исчезнут из продажи несколько популярных среди горожан видов проездных билетов на метро. Речь идёт о карточках «25 поездок на 15 дней», «50 поездок на 30 дней» и месячном билете на пользование подземкой (лимит – 70 поездок). Вместо этого пассажирам предложат зачислять то же самое количество поездок на «Подорожник», электронный билет, массовое внедрение которого уже несколько лет активно лоббирует руководство комитета по транспорту. «Подорожник»? – недоумевают многие петербуржцы. – Отлично! Но зачем отменять привычные карточки со скидками?»
В комитете по транспорту утверждают: повсеместное введение «Подорожника» продиктовано исключительно заботой о пассажирах. Плюс у нововведения действительно есть: купленные поездки (со скидкой – если поездок много) не сгорают, даже если их не израсходовали за определённое количество дней, и использовать эти поездки можно хоть через год. Но это если говорить о поездках. А вот скидки на них очень даже сгорают – уже через месяц.
Тем более, все это совсем не интересно тем, кто ездит на метро каждый день и, исходя из собственных нужд, выбирает удобный проездной.
– Отмена ряда проездных билетов, – объясняет позицию транспортников официальный представитель комитета Дмитрий Игнатьев, – решает ещё и проблему очередей в вестибюлях. Ведь «Подорожник» можно пополнить любым способом, в том числе через интернет или с мобильного телефона, – и вовсе не обязательно стоять в кассу.
Иными словами, выходит так, что пассажиров, которые, несмотря ни на что, всё-таки не собирались менять старые карточки на «Подорожник» и были готовы стоять в очереди, чтобы получить удобный тариф, теперь пинками заталкивают в светлое будущее – в будущее без очередей…
Увы, очередей как раз будет больше! Ведь скидки сгорают не через месяц со дня покупки, а с 1-го числа. Ясно, что в начале каждого месяца у касс будет ажиотаж.
Ну а что же со старыми карточками? Пассажиры ведь их, напомним, не покупали – вносили залоговую стоимость. Теперь можно получить 30 рублей обратно, стало быть? Увы… Всё, что можно сделать, – это оставить карточку себе на долгую память. Хорош «залог»!
Так или иначе никаких 30 рублей за возврат старой карточки вам не вернут – транспортникам старые билеты уже ни к чему. Им нужно продать новые «Подорожники», выпущенные несколько лет назад, но так и не прижившиеся у основной массы пассажиров. Деньги-то в них вложены! И если хотя бы один миллион пассажиров метрополитена приобретёт один «Подорожник» за 50 рублей, то это уже будет 50 миллионов.
– По сути, пассажиров насильно переводят на «Подорожник», – считает аналитик рынка перевозок Дмитрий Логинов. – В эту систему вложены большие средства, но она пока абсолютно неэффективна. У «Подорожника» действительно есть ряд преимуществ. Например, им можно расплачиваться в маршрутках. Из процесса исключаются живые деньги – и город сможет контролировать доходы частных перевозчиков, которые сегодня постоянно плачут, что несут большие убытки. Но переход на «Подорожник» должен быть выгоден и клиенту. Пока же я не вижу никаких особенных выгод. Одни неудобства.
Владимир Афанасьев