Курортное «разводилово»
История знаменитой Солецкой бальнеолечебницы не даёт покоя проходимцам
Похоже, скандалы вокруг попыток переселять лечебные учреждения у нас становятся дурной традицией. Все помнят битву за Военно-медицинскую академию, совсем недавно на слуху оказалась 31-я больница… А вот теперь очередь дошла и до Новгородской области. Там в ужасе застыл областной противотуберкулёзный санаторий «Велебицы». Пронёсся слух, что это учреждение переселят неизвестно куда, а его место на живописнейшем берегу реки Шелонь займёт VIP-курорт.
Слух этот имел под собой почву. Перед самым Новым годом в крупнейшей областной газете была опубликована заметка «Жемчужина Шелони». Так, по словам безымянного автора заметки, будет называться центр санаторно-курортной медицины. Уже и инвестор есть – швейцарский фонд прямых инвестиций Pluribus Optimum, который готов вложить в «Жемчужину…» 15 миллионов евро. Основное внимание, как пишет газета, «разработчики проекта уделили социальным обязательствам перед жителями района, например, вся прилегающая к комплексу территория будет благоустроена по швейцарским стандартам». Даже сроки приводились – весной 2015 года комплекс уже должен начать работать. Подробнее о проекте газета обещала рассказать в ближайшем номере, то есть сразу после Нового года.
Новый год наступил, вышел уже не один номер газеты, но про курорт там ничего не было. А тема нам весьма близка: дело в том, что реанимация Солецкого бальнеологического курорта, который до войны находился совсем недалеко от Велебиц, неоднократно обсуждалась и солецкими, и новгородскими властями, в том числе и чиновниками от здравоохранения. «Невское время» писало об этом 24 сентября 2009 года. Тогда как раз началась очередная волна интереса к курорту, который мог бы успешно соперничать со Старорусским. Специалист районной администрации Надежда Чуркина подала в областное правительство папку с документами о курорте: каким он был и каким должен возродиться. Но с тех пор, как рассказывает Надежда Александровна, никто из областных чиновников на эту тему ни с ней, ни с главой района не говорил, а на вопрос, будет ли рассмотрена солецкая проблема, Чуркиной отвечали туманно: «Ваш объект поставлен в очередь, ждите, вам сообщат».
Мы обрадовались: наконец-то дошли руки до курорта. То, что его предполагают возродить не на старом месте, а чуть в стороне, тоже понятно: старый был в городе, там всё застроено, место стало некрасивым и грязным. А в Велебицах – чудный берег, сосновый лес, барская усадьба. Ведь главное здесь – вода, а солецкая вода никуда не девалась, вот она, рядом. И до лечебных грязей на реке Мшаге, которые использовались на старом курорте, даже ближе – Велебицы как раз между Сольцами и Мшагой. Одно только смущало: ведь в Велебицах успешно работает Новгородский областной противотуберкулёзный санаторий. VIP-персон такое соседство вряд ли устроит. Значит – выгонят санаторий?
Стали мы наводить справки о «Жемчужине Шелони». И с каждым звонком всё больше изумлялись: решительно никто не знал о колоссальном проекте! Обе администрации – и Новгородской области, и Солецкого района – дружно заявили, что ни о чём таком не слышали. А тот чиновник, который в своё время запрашивал информацию о курорте у Надежды Чуркиной, и вовсе заподозрил нас в неуместной шутке: «15 миллионов евро?! На Шелони?! К весне 2015 года?! Я вообще не понимаю, о чём речь». В общем, никто заметку эту в Новгороде не читал. А вот в Сольцах и в Велебицах прочитали – и перепугались, поскольку такая весть могла означать только выселение санатория.
В редакции новгородской газеты, сильно смущаясь, поведали, что заметку эту принёс некий «мальчик», пообещав вскоре продолжение. Журналисты спокойно приняли эту информацию, потому что тоже не раз слышали об идеях возрождения курорта. Взять мальчика за шарфик и спросить, а не врёт ли он случайно, им в голову не пришло. После Нового года мальчик позвонил и сказал, что продолжения не будет, потому что он разругался с фондом и не будет его агентом. Крайне скупая информация, найденная новгородскими журналистами в интернете, выдавала московский адрес «швейцарского фонда». Телефон там трагически молчал. Из интернета же известно, что фонд этот создан в марте 2011 года, а в декабре 2012-го он заявил, что готов вложить в российскую экономику до 100 миллионов евро инвестиций, рассчитывая на 20–25 проектов. Не успели они это заявить, как в Новгороде появился упомянутый «мальчик-агент».
Что это было? На сайте фонда говорится об инвестициях в экономику России и стран СНГ, особенно в части логистики и электронной коммерции. Есть и отдельная страничка о бизнесе в сфере недвижимости, где рассматриваются предложения по созданию проектов для коммерческой и жилой недвижимости. И вот эта информация уже даёт повод для размышлений. Понятно, что фонду строить санаторно-курортный комплекс на Шелони смысла нет, а вот что могло заинтересовать фонд, как и любого другого венчурного инвестора, так это быстро окупаемый коммерческий проект.
Как это может быть реализовано на примере существующего санатория по реабилитации или иного аналогичного объекта в хорошем месте? Территория таких санаториев обычно обладает большим парком, часто на берегу реки или озера. Проект нового комплекса может состоять из нескольких зон – застройка индивидуальными коттеджами в парке, поближе к воде – якобы для индивидуальных курортников. Эти коттеджи в парке и есть главная цель – они продаются частным лицам или фирмам. Затем следует часть, которая будет называться санаторно-курортным комплексом (на самом деле это будет современный спа-комплекс), другая зона – небольшой отель.
Где же окажутся нынешние обитатели санатория «Велебицы»? Скорее всего, на период строительства их куда-нибудь переселят, а затем желающим лечиться, может быть, будут предоставлены социальные номера в дешёвой гостиничке (это в самом лучшем случае).
Вполне можно допустить, что существует группа заинтересованных граждан, которая ищет деньги для реализации такого проекта. А публикация в газете – неудачная, непрофессиональная попытка какого-нибудь посредника по поиску инвестора «застолбить тему», чтобы гарантировать себе комиссионные. Иначе почему об этих намерениях не знает власть, которая о таких проектах должна узнавать первой?
Однако, скорее всего, этот проект, как и большинство подобных идей в Новгородской и сопредельных областях, так и останется на бумаге. И причина тому – прежде всего в отсутствии платёжеспособного спроса, который смог бы обеспечить необходимую наполняемость комплекса по европейским ценам. Кто станет отдыхать на таком спа-курорте? Как долго и откуда будут добираться желающие пройти эти спа-процедуры, какие развлечения и иные точки привлечения интереса вне курорта смогут удовлетворить богатую публику? Ведь в наше время иной раз дешевле отдыхать за границей, чем на родине, в окружении разбитых дорог и ненавязчивого сервиса.
Вероятно, переживать персоналу и пациентам санатория «Велебицы» нет смысла. Вряд ли их сгонят. А вот на теме Солецкого курорта, похоже, поставили очередной крест, раз никто, кроме сомнительных «инвесторов», не желает им заняться. В сентябре 2009 года Всемирный банк реконструкции и развития, по словам новгородских чиновников, обещал выделить 15 миллионов рублей на реконструкцию Солецкого курорта. Не выделил. Сейчас речь идёт о 15 миллионах евро, которых, вероятно, тоже никто не увидит. Смущает сходство числа – 15 миллионов. Дежавю…
Татьяна Хмельник