Жюльет Бинош, Катрин Денёв, Джуд Лоу и российский фермер –
всех их можно будет увидеть на экранах 63-го Международного кинофестиваля в Берлине, который пройдёт с 7 по 17 февраля
Berlinale начнётся мировой премьерой фильма гонконгского режиссёра Вонга Кар-Вая «Великий мастер». В конкурсе 19 картин, среди которых и наш российский фильм «Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова.
Решать, кому достанется главный приз – «Золотой медведь», будет международное жюри, в котором собрались лауреат «Оскара» датчанка Сюзанна Бир, голливудская звезда Тим Роббинс и другие именитые кинематографисты, а председателем выбран тот, кому и досталась честь открытия, – Вонг Кар-Вай.
«Великого мастера» Вонга Кар-Вая весной прошлого года ждал в свой конкурс Каннский кинофестиваль, но режиссёр не успел тогда закончить проект, над которым трудился почти десять лет. Это большая постановочная картина, действие происходит в 30-е годы прошлого века, главный герой – мастер боевых искусств Ип Ман, будущий наставник всемирно известного Брюса Ли. Центральную роль исполнил неизменный участник всех фильмов Кар-Вая, спутник его жизни, выдающийся артист Тони Люн Чу Вай.
Среди исполнителей ролей в конкурсных фильмах, которые будет судить жюри под руководством Вонга Кар-Вая, немало звёзд. Даже Ривер Феникс, чья жизнь оборвалась двадцать лет назад. Он появится в фильме 80-летнего Джорджа Слейтера «Тёмная кровь».
Слейтер спас сохранившиеся съёмки неоконченного режиссёрского дебюта Феникса с ним же в главной роли и завершил с помощью досъёмок и закадрового текста замысел безвременно ушедшего актёра, чья слава началась после фильма Гаса Ван Сента «Мой собственный штат Айдахо».
Сам же Гас Ван Сент привезёт в Берлин фильм «Земля обетованная» с Мэттом Деймоном в главной роли.
На фестиваль приедут Джереми Айронс, Мелани Лоран и Шарлотта Рэмплинг – они представят «Ночной поезд из Лиссабона» датского режиссёра Билли Аугуста.
Франция будет представлена тремя картинами. Это прежде всего «Камилла Клодель 1915», в которой сестру великого поэта и драматура Поля Клоделя сыграла Жюльетт Бинош. Киноманы наверняка помнят давнюю мелодраму о несчастливой любви Камиллы и скульптора Огюста Родена, где блистали Изабель Юппер и Жерар Депардье. В новом фильме, снятом жёстким и бескомпромиссным Бруно Дюмоном, в центре внимания – конфликтные отношения между братом и сестрой Клодель.
Картине «На моём пути» режиссёра Эммануэль Берко повышенный интерес зрителей и критиков обеспечен хотя бы потому, что в главной роли неувядающая красавица Катрин Денёв.
Ещё одна французская звезда первой величины Изабель Юппер появится на красной дорожке перед фестивальным дворцом на премьере конкурсной «Монашки» Гийома Никлу.
Американец Стивен Содерберг, постоянно объявляющий каждый свой новый фильм последним, к радости фестивальных отборщиков опять не сдержал обещания. Он привезёт в Берлин «Побочный эффект» с Джудом Лоу, Руни Мара (её мы видели в «Девушке с татуировкой дракона») и Кэтрин Зета-Джонс.
Главная загадка Berlinale – Джафар Панахи.
Великий иранский режиссёр, который давно уже находится под домашним арестом и лишён права снимать кино и выезжать из страны, сделал тем не менее новый фильм «Закрытый занавес».
А наш 40-летний Борис Хлебников покажет «Долгую счастливую жизнь». Как говорит Екатерина Мцитуридзе, генеральный директор РОСКИНО: «Раньше была пара Хлебников и Попогребский, теперь Хлебников и Костомаров, это такой же полноправный авторский тандем. «Долгая счастливая жизнь» имеет все шансы следовать своему названию, так как помимо остросоциальной проблематики, помимо сюжета это очень визуальное зрелище. Хлебников и Костомаров дополняют, досказывают друг друга и историю, разворачивающуюся на экране, и ни разу не выдают фальшивой ноты. Жёсткое кино вполне соответствует формату Берлинского кинофестиваля».
Известный режиссёр и оператор Павел Костомаров в 2010 году стал обладателем «Серебряного медведя» за операторскую работу в фильме Алексея Попогребского «Как я провёл этим летом». Теперь он едет в Берлин в составе съёмочной группы фильма «Долгая счастливая жизнь». Павел снимал, продюсером выступил Роман Борисевич, автор замысла и режиссёр – Борис Хлебников.
О герое фильма, который сделал попытку возродить заброшенные земли, и о том, как появилась эта история и почему она важна именно сегодня, Борис ХЛЕБНИКОВ (на фото) рассказал в эксклюзивном интервью «НВ».
– Ваш фильм ведь поначалу назывался «Конецдворье», а теперь – «Долгая счастливая жизнь». Как киновед по первому образованию, вы наверняка помните старый фильм Геннадия Шпаликова, он первым это название придумал.
– Знаю, что такой фильм был, я его видел. Понимаю, что ситуация «кривая», нехорошая, но я совсем не вспоминал про Шпаликова, когда возникло это название для нашего фильма. Оно родилось из альбома группы «Гражданская оборона», песней Егора Летова я собирался закончить фильм. Но в результате мы и от песни отказались, в окончательном монтаже стало ясно, что к финалу нашей истории добавлять ничего не нужно. А название осталось. Возьму на себя смелость сказать, что оно давно оторвалось вообще от кого-либо, никому не принадлежит. Слова «долгая счастливая жизнь» такие сильные, что могут быть названием неоднократно, имеют на это право.
– Как получилось, что вы стали снимать фильм о фермерах?
– Всё задумывалось как чистый такой вестерн, вернее, истерн. Отталкивался я от американского фильма 1952 года «Ровно в полдень» режиссёра Фреда Циннемана и как-то случайно стал изучать эту тему, погрузился в неё глубоко. На протяжении двух лет ездил по разным фермерским хозяйствам вместе с драматургом Александром Родионовым. Оказалось, что это одна из важнейших тем, фундаментальных проблем, которые существуют в нашей провинции. У нас вообще нет сельского хозяйства, оно не просто загублено, сознательно блокируется государством.
– С какой целью?
– Просто это никому не выгодно, есть импорт-экспорт, нет стимула развивать своё сельское хозяйство. Гигантские налоги, препоны во всём, отсутствие рынка сбыта.
То, что мы встречали в своих поездках, – это либо череда трагедий, либо истории чудаков, странных людей, которые пытаются заниматься фермерством. Если мы не говорим о Черноземье. Но и там, в сущности, то же самое происходит, только по-другому. Никак поделить земли не могут, там дикая, страшная вражда.
В любой стране мира сельскому хозяйству предоставляется огромная помощь – субсидии, защита от больших корпораций. И не потому, что оно так уж нужно повсюду, но чтобы поддержать людей, дать им возможность трудиться. У нас же громадное количество народу уже не умеет работать, деревни по-настоящему вымирают, что с этим сейчас делать, ни один экономист, никакой фермер, ни один человек бизнеса, никто не знает. Ни у кого нет никакой программы, только чёткое понимание того, что за всем этим смерть огромных регионов.
– Значит, фильм о безысходности сельской жизни?
– Нет, не об этом. Прежде всего я рассказываю о людях. Нашего героя – бизнесмена Сашу – играет Александр Яценко, для него это необычная роль, он тут уже не пацан неопределившийся, которых он много переиграл, а взрослый, сложившийся человек. Ещё снимались новые молодые актёры и мои постоянные артисты из Кемерова – Евгений Сытый и Сергей Наседкин. Для нас особенно важно, что фильм попал в конкурс Berlinale, ведь у картины про фермера шансов пробиться к зрителям дома не так уж много. Покажем сначала на фестивалях, а потом уже попробуем выйти в прокат.
– В наше сложное запутанное время, когда много людей несчастливых и неустроенных, как вам кажется, что должно делать кино – утешать и развлекать или ставить перед зрителями серьёзные философские вопросы?
– Думаю, что кино никому ничего не должно. Тут нет правил. Я очень уважаю и люблю, условно говоря, «великих утешителей»: Фрэнка Капру, Эрнста Любича, – но одновременно с ними был и Джон Форд, который всегда говорил правду и тоже был нужен зрителям. Возьмите русскую литературу. «Евгений Онегин» – это же чернуха по отношению к эталонному портрету своего современника.
Перечитайте Чехова, Толстого, Лескова, ничего «утешительного» не найдёте. Никакого «позитива», к которому так любят сегодня призывать.
– Что вы ждёте от зрителей «Долгой счастливой жизни»?
– Я рассказываю о судьбе очень интересного мне человека, для меня этого достаточно. Надеюсь, зрителям тоже.
Ольга Галицкая