Общество

Семнадцать мгновений туфты

06 февраля



Загадки «дела супругов Аншлаг» – самого громкого шпионского процесса со времён холодной войны

Сразу оговорюсь: режущим чуткое интеллигентское ухо словом «туфта» я именую не сам факт предъявления супружеской чете Аншлаг прокуратурой ФРГ обвинений в шпионаже в пользу России. Немецкий суд – самый гуманный суд в мире (после советского), – уверен, разберётся, в какой мере эти личности провинились перед Германией, а в какой им должна быть признательна Россия. Этим термином автор вынужден характеризовать многочисленные «достоверные сведения», живописующие шпионскую деятельность новоиспечённых «Штирлица и пианистки Кэт». А также безапелляционные и противоречивые утверждения записных «экспертов в сфере деятельности спецслужб», способы действия разоблачённых в Германии «российских разведчиков андроповского призыва» и прочая, прочая…

Поэтому хочу сегодня предложить читателям не готовые ответы на вопросы, касающиеся самого громкого шпионского процесса со времён окончания холодной войны, а загадки этой долгоиграющей сенсации.


Наша «объективка»

Номер уголовного дела супругов Аншлаг: 4b – 3 StE 5/12. Рассматривается Верховным земельным судом г. Штутгарта, зал заседаний № 18.

Обвинение: «Агентурная деятельность в интересах зарубежной спецслужбы». Согласно обвинению супружеская пара Андреас (55 лет) и Хайдрун (47 лет) Аншлаг (они же Ольга и Саша Рост, они же «Тина и Пит» – все имена и фамилии залегендированные, настоящие будут оглашены, скорее всего, только в ходе вынесения приговора) более 20 лет поставляла секретную информацию КГБ, впоследствии – Службе внешней разведки (СВР) России. Передано несколько сотен документов. Оплата шпионского труда – 100 тысяч евро ежегодно.

«Легенда»: в конце 1980-х супруги под видом граждан Австрии южноамериканского происхождения прибыли в Германию и обосновались там на жительство. Андреас работал в фирме, торгующей автомобилями. Хайдрун вела домашнее хозяйство. Шпионская чета жила в городе Балинген (земля Баден-Вюртемберг) и в городе Марбург (земля Гессен). У супругов есть взрослая дочь, не подозревавшая об истинном роде деятельности родителей.

Сообщник: сотрудник нидерландского МИДа Раймонд Валентино Пэтерай. Предполагается, что дипломат поставлял шпионской чете секретные документы НАТО и ЕС. До 30 раз встречался с Андреасом Аншлагом, получил от «советских шпионов» свыше 72 200 евро. По делу этого предполагаемого сообщника шпионов предстоит отдельный судебный процесс в Голландии.

Совершенно секретная информация: главным шпионским успехом четы Аншлаг считается передача в Москву совершенно секретного доклада генерал-майора Марка Рамсея, бывшего сотрудника ставки верховного главнокомандования ВС НАТО в Европе (2011 год). В этом докладе анализировалось актуальное состояние боевых операций НАТО, проводимых в Афганистане, Ливии и Косово. Карьера Рамсея, в связи с тем что его доклад оказался якобы достоянием советских спецслужб, не пострадала: ныне он генерал-лейтенант ВС США.

Шпионское оборудование: вопреки утверждениям «хорошо осведомлённых источников», техника супругов вовсе не являла собой анахронизма. Согласно данным Федеральной прокуратуры ФРГ, чета Аншлаг якобы поддерживала связь с родиной посредством спутниковой связи и зашифрованных сообщений, оставляемых в интернете на видеопортале YouTube. Кроме того, якобы существовал тайный схрон, закладку добытых документов в который осуществляли супруги, а выемку – сотрудники российского генконсульства в Бонне.

Арест: благодаря «наводкам» от американского ФБР и «одной дружественной восточноевропейской спецслужбы» чета Аншлаг попала под колпак немецкой контрразведки в начале 2011 года. В октябре 2011-го супругов, якобы уже подготовивших план бегства в Россию, арестовали.

«Судьба резидентов»: её определит суд в ходе 31 заседания, которые состоятся до конца июня 2013 года. Максимальный срок лишения свободы, который грозит чете, – до 10 лет тюрьмы.


Виртуальное правосудие

Никто не знает, кого сейчас судят в Штутгарте. Андреаса и Хайдрун Аншлаг? Так это вымышленные имена. Даже адвокат подсудимых утверждает, что они известны ему лишь под оными. Да и в материалах судебного процесса фигурируют именно эти имена и фамилии. Но может быть, речь идёт об Александре и Ольге Рост? Однако в следственных кругах убеждены: это тоже всего лишь псевдонимы, якобы присвоенные «шпионам» СВР для связи с российским генконсульством в Бонне – на случай необходимости быстрого отбытия на родину.

Многочисленные «аналитики» прочат двум «российским разведчикам» тюремный срок продолжительностью 10 лет. Однако куда меньшие сроки получали значительно более одиозные клиенты адвоката Пётшке, в отличие от «многоименных» супругов действительно имевшие доступ к государственным тайнам Германии.

А не родится ли после нынешнего лета, когда закончится суд по делу супругов, очередная сенсация? Сенсация, о которой пока не догадывается никто? Сенсация, состоящая в признании всего этого суда… юридически ничтожным?

Прошу понять правильно: я не оспариваю вины Аншлагов, как и не уверяю, будто они невинные овечки. Дело в другом. Сейчас в ФРГ судят виртуальных, безымянных героев (или злодеев – кому как угодно). И не случится ли впоследствии так, что, будь то оправдание по суду или всё же тюремный срок, это сможет оспорить любой поднаторевший в юридической казуистике, заокеанский адвокат? И не придётся ли тогда повторять все слушания «на бис»? Повторять, рассматривая уже дела реальных фигурантов, имеющих мирские имена и фамилии, а не обладателей каких-то надуманных прозвищ. (В переводе с немецкого «аншлаг» – удар, нападение. «Рост» – ржавчина.)


«Корова, Корова, я Футболист. Как слышишь? Приём»

Как утверждается, преступники получали указания из Ясенево (штаб-квартира СВР) по коротковолновому передатчику, а информацию советской разведке сливали не только по спутниковой связи, но и «посредством кодированных сообщений» на видеопортале YouTube. При этом «Хайдрун» писала куратору под легкомысленным псевдонимом «альпийская корова 1» (по другим данным – «дойная корова»), а тот ответствовал ей под шутливым ником «футболист Кристиано». Однако на указанном портале соответствующей переписки нет. В том числе и среди стёртых записей.

Вопрос: куда девалась переписка «футболиста» и «коровы» с YouTube? Тут остаётся лишь поверить федеральному обвинителю Рольфу Ханниху, который поясняет: «Наша трудность состоит в том, что обвиняемые в течение двух лет готовили своё возвращение в Россию и множество документов, способных доказать их вину, было ими уничтожено».


Как удалось дешифровать коды?

Сейчас в суде Штутгарта цитируются сообщения супругов-шпионов в Москву, перехваченные и якобы расшифрованные сотрудниками немецких правоохранительных органов. Однако специалисты в области кодирования данных утверждают, что современные разведки используют коды, практически не поддающиеся дешифровке. Отсюда вопросы. Что, собственно, цитируют в суде? Если подлинные сообщения, то по логике существует всего три варианта. Либо СВР больше не является современной разведслужбой. Либо германским контрразведчикам удалось сделать невозможное. Либо кто-то попросту сдал им шифры. Патриотично оставим два первых варианта как умозрительные. Рассматривая третий как наиболее вероятный, зададимся вопросом: кто сдал германским контрразведчикам коды «Штирлицев»?

Если же предположить, что сообщения в суде цитируют подлинные, но они изначально не были зашифрованы этими «супершпионами», то возникает новый вопрос: с каких пор СВР сотрудничает с дилетантами?


Вместо секретной информации – материалы семинаров

Сейчас, как уверяют немецкие коллеги, у них на руках есть документы с грифами «секретно» и «ДСП», из которых однозначно следует, что Андреас Аншлаг (он же Саша Рост) получал деньги от своих российских кураторов, выдавая за сверхсекретную информацию… материалы неких семинаров, в которых он лично участвовал.

Если это действительно так, то кому «чекист андроповского призыва» больше навредил – Германии или России? Ведь, по новейшим данным, благосостояние подсудимых – свыше 700 000 евро. Ау, российские налогоплательщики!

К слову, немецкое государство претендует на получение от осуждённых (если до осуждения дойдёт) полумиллиона евро. Естественно, что вознаграждение за шпионаж в пользу другого государства незаконно в ФРГ. Но законно ли оно по российским понятиям, да ещё в особо крупных размерах, за материалы неких семинаров?


Хотели ли обмена Берлин и Москва?

По данным одних высокопоставленных экспертов, близких к правоохранительным кругам Германии, аресту «русских шпионов» предшествовали тяжёлые переговоры между Москвой и Берлином (читай: между Путиным и Меркель) относительно недоведения дела супругов до суда. Их, дескать, предлагалось обменять на граждан России, осуждённых у нас за шпионаж в пользу Германии.

К примеру, эксперт в области безопасности и истории спецслужб Геральд Кинпойнтер (Университет Инсбрука) утверждает, что обмена этого желала Москва, оказывавшая давление на Берлин, но последний в сегодняшних условиях просто не считает нужным прислушиваться к мнению российской стороны.

Немецкая же пресса, ссылаясь на своих экспертов, утверждает, что всё было с точностью до наоборот: дескать, Берлин хотел меняться, только Москва упиралась. Как говорится, а был ли вообще мальчик?

В любом случае, если руководствоваться не эмоциями, а логикой, можно прийти к выводу, что господин Кинпойнтер слегка бредит. Судите сами, кто более матери-истории ценен: Андреас Аншлаг, сбывавший своим умозрительным хозяевам макулатуру за большие деньги, или, допустим, осуждённый в 2006 году за шпионаж в пользу ФРГ Андрей Думенков, до сих пор остающийся секретоносителем (в области перспективных образцов ракетного вооружения).


Кто сдал «не нашим» – «наших»?

Тут мнение прессы, подпитываемое ссылками немецких спецслужбистов на американских коллег, едино: «наших» сдал бывший полковник СВР Александр Потеев, переметнувшийся к янки и якобы получивший скопом за сдачу российской резидентуры в США и супругов Аншлаг 75 миллионов долларов.

Забавно, что пресса тут противоречит сама себе. Растрезвонив на весь мир имя злого гения нехорошей семейки шпионов, она одновременно утверждает: нежелание СВР давать какие-либо комментарии по делу Аншлагов вызвано тем, что российская внешняя разведка, дескать, ждёт окончания судебного процесса, дабы узнать, кто выдал немецким спецслужбам её агентов. Да вы же, коллеги, сами только что избавили СВР от столь утомительной обязанности! Правда, при всей мерзости морального облика Александра Николаевича Потеева – потомственного военного и сына Героя Советского Союза – сдать российскую агентуру в Германии он вряд ли мог, даже если бы ему заплатили ещё больше: по роду службы не имел доступа к таким данным.

И вот ещё вопрос к аналитикам: зачем уж так жизненно необходимо СВР имя настоящего предателя? Ведь давно прошли те времена, когда их «исполняли» на чужой земле малой кровью и могучим ударом. А Потеев, разоблачитель Аншлагов, уже получил от Родины всего-то 25 лет тюрьмы, и то заочно.

Да и вообще, не намотать ли на ус немецкое желание получить от Аншлагов 500 тысяч евро? Взять бы нашим да и подать в американский суд иск к гражданину Потееву – за неуплату налогов от шпионской деятельности! И не надо думать, будто автор зубоскалит. Потеева уже не допросишь на предмет сдачи им «Штирлицев»: американцы его не отдадут. А вот иск о неуплате беглым полковником налогов примут. Так почему бы «нашим» не вернуть с лихвой финансы, затраченные на Аншлагов?


Во всём виноваты репортёры

Я привёл лишь несколько несуразиц в деле «агентов Москвы». Но, поверьте, мог бы набрать их и семнадцать, и два десятка. Рискну высказать свою версию происходящего, а насколько она достоверна – покажет развитие событий.

Возможно, мало кто обратил внимание, что взятие Аншлагов под колпак странным образом совпало с двумя обстоятельствами. Во-первых, примерно с 2010–2011 годов спецслужбы Германии стали бить тревогу о китайских и российских агентах, активизировавшихся на немецкой земле. Досужливые журналисты стали уж слишком настойчиво интересоваться персоналиями – и оные во плоти им были в конце концов явлены.

При этом немецкие контрразведчики – которым, как и всем нам, надо оправдывать зарплату, – скорее всего, вряд ли сильно погрешили против истины: бросили на растерзание репортёрской братии настоящих шпионов, но – «вышедших на пенсию». Не этим ли, к слову, объясняется тот факт, что наиболее осведомлённые немецкие издания упрямо именуют пресловутых Аншлагов не российскими, а советскими шпионами, работавшими в пользу СССР, а не России?

Предполагаю, что их вина перед немецким государством будет доказана, но окажется не столь уж большой. Получат они года по три благодаря умелому адвокату (тот бы не взялся за изначально проигрышное дело), отсидят пару лет, а там, как знать, не станут ли ведущими передачи «Очевидное – невероятное» (всё же Аншлагам трудно тягаться харизмой с Анной Чапман)?

Второе обстоятельство: в указанный временной период немецкие репортёры стали активно копать под их же родную спецслужбу – например, упрекать её в пропаже неких документов, касающихся неонацистов. По-видимому, от недостатка других резонансных скандалов досужие газетчики просто плешь проели здешним «рыцарям плаща и кинжала». Работать мешали. Вот и была брошена репортёрам «отвлекающая кость». Даже две. Но какие аппетитные! В итоге «рыцари», облегчённо выдохнув, взялись за повседневные дела: и волки сыты, и у всех остальных есть о чём писать вплоть до лета.

Отмечу, что в пользу этой версии свидетельствует вся история Аншлагов, словно созданная на заказ для прессы. Не знаю ни одного газетчика, который не восхищён сей шпионской канвой, достойной острого репортёрского пера.


«Тайные агенты – не воры. Они скорее философы»

Таково мнение адвоката Хорста-Дитера Пётшке, представляющего на суде интересы «советских шпионов» Аншлаг. 73-летний герр Пётшке – личность в Германии легендарная. Местная пресса величает его профессиональным защитником шпионов, ибо ему доводилось отстаивать перед судом интересы то ли двух, то ли трёх десятков разведчиков, включая сотрудников КГБ и гэдээровской спецслужбы.

Самые «именитые» из них – бывший полковник Штази (восточногерманская охранка) Манфред Ротш, в течение 30 лет работавший инженером в авиаконцерне «Мессершмитт-Бёльков-Блом» и передавший КГБ документацию на новейший боевой самолёт «Торнадо» (приговор – 8,5 года тюрьмы), а также личный референт федерального канцлера Вилли Брандта – Гюнтер Гийом, передававший секретные материалы из канцелярии своего шефа советской разведке (6 лет тюрьмы с последующей высылкой в ГДР).

По свидетельству инсайдеров, Пётшке не только защищает супружескую чету на суде, но и был активным участником секретных переговоров между Москвой и Берлином, в ходе которых якобы обсуждалась возможность обмена Аншлагов на двух граждан России, осуждённых в РФ за шпионаж в пользу ФРГ. Адвокат не подтверждает и не опровергает этих сведений, но говорит: «Самым справедливым было бы просто-напросто отправить этих агентов на их родину». 

 

Антон Шандоров, собкор «НВ» в Германии
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+1