«Не видел, чтобы Ковальчук со злости что-то крушил»
Нападающий СКА Александр Кучерявенко признался «НВ», что ему будет не хватать Ильи Ковальчука, и рассказал, за что получил прозвище Мозг
Вчера сборная России по хоккею провела в Петербурге вынесенный матч шведского этапа Евротура. Наставник Зинэтула Билялетдинов вызвал в национальную команду троих игроков СКА, остальные армейцы на время перерыва в регулярном чемпионате отправились в Дубай, где будут готовиться к старту плей-офф. До него осталось три матча в регулярке, но свои задачи в чемпионате питерские хоккеисты уже решили, досрочно завоевав Кубок континента. Теперь, по словам форварда СКА Александра КУЧЕРЯВЕНКО, главное – отдохнуть перед важными играми навылет и «зарядить свои солнечные батареи».
– Который год армейцы подходят к плей-офф, уверенно возглавляя таблицу, но в играх навылет в армейском механизме будто что-то ломается, и заветный трофей остаётся вне досягаемости. Что это? Невезение? Недоработки тренеров?
– Здесь не может быть однозначного ответа. В каждом сезоне всё было по-разному: тренеры менялись, игроки. Даже параллелей никаких не проведёшь. Скажем, первые два раза мы вылетали на совсем уж ранних стадиях (в сериях с московским «Спартаком» и рижским «Динамо» в сезонах-2008/2009 и 2009/2010 соответственно. – Прим. ред.). Тогда у нас совсем ничего не получалось, а соперники же, наоборот, будто птицу удачи за хвост хватали. Годом позже СКА дошёл уже до четвертьфинала, вели в серии с «Атлантом», который тогда ещё Ржига тренировал, играли решающий матч дома, но додавить не сумели. Невезуха! В прошлом сезоне проиграли по всем статьям московскому «Динамо» (0:4 в серии. – Прим. ред.), но зато это было уже в полуфинале.
– К чему клоните, Александр? Что СКА в этом сезоне наконец до финала доберётся? Может, и предчувствие какое-то есть?
– Предчувствий никаких. Да и нескоро ещё плей-офф: через три недели. Пока же стараешься сосредоточиться на матчах «регулярки», чтобы хорошенько – прежде всего психологически – подготовиться к матчам навылет. С физикой-то, судя по результатам, тьфу-тьфу-тьфу, всё в порядке, с турнирным положением – ещё лучше. На данный момент задача номер один – улучшение качества игры и повышение надёжности в обороне. То есть сейчас мы занимаемся становлением того хоккея, который хочется показать в плей-офф.
– Обычно спрашивают, кого бы вы хотели себе в соперники в первом раунде? А мне интересно, от кого бы армейцы, наоборот, отказались, существуй такая возможность?
– Да в принципе всё равно, с кем играть. Команды, бьющиеся за восьмое место в Западной конференции, идут очень плотно. Можно сказать, что для них плей-офф начался уже сейчас. Так что в любом случае придётся непросто.
– Юкка Ялонен работает с командой два месяца. Уже успели понять, под чьим руководством вам комфортнее: нового наставника или Милоша Ржиги?
– Тут нельзя так рассуждать: комфортно или некомфортно. Ялонен и Ржига – представители совершенно разных школ, у них абсолютно противоположные подходы к тренировочному процессу. У финна всё подчинено жёсткой схеме: каждый игрок должен делать на площадке только то, что сказал тренер. Ни шага в сторону. И, честно говоря, мне такая система больше по душе. Ты чётко знаешь, где на площадке каждый из твоих партнёров, соответственно, тратишь меньше сил. Это куда эффективнее.
– Капитан СКА Дмитрий Калинин только что слезу не пустил, рассуждая об окончании локаута: «Заменить ребят, вернувшихся в НХЛ, до конца всё равно не получится». Вы тоже жалеете об их отъезде?
– Ещё бы! Понятно ведь, что благодаря приезду игроков такого калибра уровень нашего чемпионата вырос. СКА, конечно, после отъезда Ильи, Володи и Серёги не посыпался, но всё равно жаль – такие мастера!
– Удача поиграть с Ковальчуком выпадает не каждому. Вам повезло: вы делили с Ильёй раздевалку почти четыре месяца.
– Очень рад, что получил такую возможность: опыт-то бесценный! Кови (американское прозвище Ильи Ковальчука. – Прим. ред.) – настоящий капитан, лидер во всём: на льду, в жизни, везде в общем. В каждом эпизоде бьётся до конца, ненавидит проигрывать! Впрочем, помещения Ледового от этого не страдают: ни разу не видел, чтобы Ковальчук со злости что-то крушил. Когда был негатив, он его иначе выплёскивал: шёл в «тренажёрку» крутить велосипед. Но вообще Илья – потрясающе позитивный человек! Очень жалею, что он уехал.
– Кроме Ковальчука и Тарасенко также вернулся за океан и Бобровский, фактически оставив СКА с одним вратарём, пока не был приглашён Иван Касутин. Третий-то голкипер команды Иванников на лёд в официальных матчах ни разу не выходил. Сильно давила на психику такая ситуация?
– Зря вы так пренебрежительно про Иванникова. Считаю, Женя, если что, не спасовал бы. А так руководство активно искало замену Бобровскому, команда об этом знала – так что мы даже этим голову особо не забивали. Хотя, конечно, приезд Касутина обрадовал. Ваня – сильный вратарь, полон амбиций и желания выигрывать. Так что теперь конкуренция на последнем рубеже у нас будет дай бог. А она ещё никому не мешала.
– За успехами экс-одноклубников в НХЛ следите?
– А как же! Каждое утро, как на тренировку приходим, сразу к компьютеру – смотреть, как там ребята сыграли. Потом созваниваемся с ними, обсуждаем. Они, кстати, тоже за нас переживают: постоянно спрашивают, как сыграли, кто забил.
– Бобровского в команде называли Боб, Ежова – Ёж. А вас как?
– Куч, но это больше легионеры: им так проще. А в основном Кучер и Мозг. Почему Мозг? Много пасую. Как в баскетболе диспетчер: под кольцо не лезу, в основном передачи раздаю. А ещё Василичем иногда зовут – это уже по отчеству.
– В нынешнем сезоне вы – единственный среди российских игроков СКА – провели все 49 матчей. А результативность у вас скромная: всего 8 шайб и 12 передач.
– Играю часто, потому что травмы, к счастью, обходят стороной. В прошлом году были серьёзные проблемы с голеностопом, так в ноябре только на льду появился. Что до статистики, то я просто не любитель тянут на себя одеяло. Для меня куда важнее, чтобы команда выигрывала.
– Что за история была с вашей «ссылкой» в ХК ВМФ в конце сезона-2010/2011? Говорили, мол, вы никак не могли набрать форму после травмы.
– Да не было никакой травмы. Просто Сикора (на тот момент главный тренер СКА. – Прим. ред.) и до этого выпускал меня на площадку на три-четыре минуты, а в преддверии плей-офф клуб подписал несколько новых игроков. Так чех вообще перестал видеть меня в составе. А играть хотелось – вот меня и перевели в ХК ВМФ. Благо они тоже в плей-офф пробились: так что и там зарубы неплохие получались. В общем, с игровой практикой всё в порядке было, и к началу следующего сезона меня вернули в СКА. Так и играю до сих пор!
– В Эмираты команда улетела сразу после завершения домашней серии из четырёх побед. Не опасно было так расслабляться практически накануне плей-офф?
– Да ну что вы? Хоть нам и с семьями разрешили ехать, всё равно все осознавали, что это не отпуск! Тренировки, как на любом сборе: пробежки по песочку, занятия на тренажёрах. Там, правда, придётся обходиться безо льда, но это даже плюс: хоть отдохнём от него немножко. На самом деле классно придумано – вот так, за три недели до плей-офф, отправиться на море! Полностью сменить обстановку, солнечные батареи свои наконец-то подзарядить (смеётся). Живёшь в вечно затянутом облаками Питере, солнца не видишь – тяжело это.
Беседовал Владислав Беляков