Пойди туда, не знаю куда
Корреспонденты «НВ» разбирались в том, почему информационные и дорожные указатели в Петербурге редко помогают ориентироваться в большом городе
Как часто каждому из нас приходилось показывать дорогу случайным прохожим? Пройдите прямо, поверните налево, потом направо, а там, не пропустите, будет переулок… Собеседник, по глазам видно, сразу же теряется. И одна из петербургских проблем – отсутствие внятной навигации по городу – в очередной раз встаёт перед глазами. Попробуйте, например, найти станцию метро «Достоевская». Никаких указателей к ней нет, и если точно не знать её расположения, без посторонней помощи по этому лабиринту не пройти. В то время как соседняя «Владимирская» у всех на глазах. У каждого, скорее всего, наберётся не один десяток подобных примеров. Впрочем, как выяснили корреспонденты «НВ», чиновники уверены, что таких проблем вовсе нет.
Где эта улица, где этот дом?
Наверное, каждый хотя бы раз в жизни пытался найти какой-либо дом, хотя чёткий адрес был написан на бумажке. Это только кажется, что просто. Иногда нужно пройти целый квартал, чтобы найти табличку с названием улицы – они есть не на каждом здании. Найти номер дома тоже не всегда просто, он есть только с торца или где-то на фасаде. И это при том, что в Петербурге, по данным жилищного комитета, существует целый адресный регламент.
Правила размещения знаков прописаны в городском законе от 14.09.2006 (раздел «Знаки адресации»). Таблички должны располагаться на фасаде справа, у арки или главного входа справа, на торце здания. А если здание в длину более ста метров, то с двух его сторон. Таким образом, на одном даже небольшом доме должно быть как минимум три указателя.
Но закон очень далёк от реальности. Часто вместо трёх или четырёх указателей мы видим всего один, да и тот на соседнем доме. А квартальных табличек (наличие которых тоже прописано в законе) на многих улицах нет вообще.
– Вывески сегодня действительно устанавливают как попало, и порой неудобно, – пояснил член Топонимической комиссии Алексей Ерофеев. – Создаётся впечатление, что никаких нормативов нет вообще. Хотя знаки должны обновлять и их размещение проверять.
В частности, говорит эксперт, в спальных районах названия улиц писали раньше крупно краской на фасадах домов, но потом решили, что это неэстетично, затёрли и сделали таблички. Нынешние указатели, по мнению Алексея Ерофеева, эстетичны, но неудобны для автомобилистов, которым они не видны. Ещё один недочёт – в неправильном написании улиц. Например, вместо Северного проспекта мы часто видим на табличке «Проспект Северный». Такая перестановка, уверен эксперт, может ввести человека в заблуждение.
– На угловых домах в центре города, например на Петроградской стороне, часто отсутствуют таблички, хотя они должны там висеть, – продолжает Алексей Ерофеев. – Что же касается названия улицы, то такая табличка должна быть на каждом доме, но, увы, есть далеко не везде. Дублирование названий на английском языке в центре города – это, конечно, неоспоримый плюс нынешних табличек. Хоть гостям теперь удобно!
– Периодичность замены и установки знаков адресации существующими нормативными актами не установлена, – лаконично пояснили неразбериху с указателями в жилищном комитете.
А раз не установлена, то и проверять не надо – логика чиновников, как всегда, проста, не придерёшься. И вообще, как заявили в жилищном комитете, таблички – забота районных администраций. А там, как оказалось, считают, что проблем с указателями в городе нет. Круг замкнулся.
Кольцевая чехарда
У петербургских водителей КАД уже стала притчей во языцех. Но начнём, пожалуй, с общей проблемы многих крупных магистралей. На них водители могут без труда найти таблички, на которых указано направление движения и расстояние до Хельсинки, Таллина и других крупных городов, но совершенно не ясно, сколько и как ехать до Сестрорецка. Вернёмся на кольцевую. Больше всего нареканий автомобилистов вызывают указатели при подъезде к развязкам.
– Металлические конструкции перекрывают друг друга, а знаки стандартных размеров плохо видны, – посетовал автомобилист Олег Чулин. – Некоторые указатели дорожных направлений установлены не над своими полосами, что доставляет немало сложностей водителям, едущим по трассе с большой скоростью. К тому же некоторые установленные на КАД информационные световые табло зачастую не работают. Но самая сложная развязка, в которой заблудится любой новичок, это в районе Парголово – там сам чёрт ногу сломит – указатели есть, но всё равно ничего не понятно.
Более того, водители недовольны, что на федеральных трассах при съезде на Петербург нет указателей, на какой именно улице северной столицы окажется водитель. Автомобилист, едущий в первый раз по Мурманскому шоссе, не сможет заранее узнать, что он окажется в городе на Народной улице.
– В Москве в этом плане таблички устроены намного удобнее, – считает Олег Чулин, – а человеку из другого города, не знающему наш город, тяжело сориентироваться на КАД.
В Дирекции по строительству транспортного обхода Петербурга, которая и обслуживает магистраль, корреспонденту «НВ» пояснили, что это проблема ГОСТов. Магистральные знаки (зелёные, как на КАД), по ГОСТу, не предполагают указания улиц.
Кроме того, у водителей вызывают недоумение таблички при въезде на кольцевую автодорогу, на которых написано «съезд». Ведь в большинстве случаев на КАД необходимо именно подниматься, то есть заезжать. На многих развязках кольцевая автодорога проходит на верхнем уровне, поэтому, считают автомобилисты, на указателях логичнее написать слово «въезд».
Однако Дирекция по строительству транспортного обхода иного мнения: термин «съезд» закрепился и употребляется в технической документации достаточно долгое время. А при установке знаков дирекция отталкивается от формулировок, строго регламентированных и указанных в инженерных проектах, утверждённых заключением Главгосэкспертизы России.
Словом, мнение автомобилистов никого не волнует – есть ГОСТы, нормативы, значит, им нужно следовать, и не важно, какие неудобства они приносят людям, которые этими указателями пользуются.
Как пройти в библиотеку?
Одна из самых главных трудностей, с которой сталкивается петербуржец, попавший в незнакомый район (не говоря уж о гостях города), – невозможность самостоятельно определить, в какую сторону нужно идти, чтобы добраться, к примеру, до ближайшей станции метро, больницы или социального учреждения. Если в центральной части Петербурга хватает указателей, направляющих людские потоки к музеям, дворцам, отделениям полиции или общественным туалетам, то на окраинах от их отсутствия ежедневно страдают тысячи людей.
– Я очень редко бываю в Калининском районе, поэтому, оказавшись на проспекте Науки, очень долго не могла понять, как же добраться до ближайшей станции метро, – рассказала читательница «НВ» Ольга Иванова. – В итоге узнать направление удалось только у седьмого прохожего. А моя дочь, например, после переезда в новый квартал долго не могла найти районную библиотеку. Как в известном фильме ходила и спрашивала у людей – и никто не знал! Не понимаю, почему бы не установить на улицах указатели со стрелками, оповещающими о ближайших станциях подземки, социально значимых учреждениях или хотя бы соседних крупных магистралях?
На самом деле подобные указатели на основных трассах всё же есть. Они предупреждают, что впереди по ходу движения расположен, например, спорткомплекс или торговый центр, но заметить их в большинстве случаев могут только водители. Эти таблички устанавливаются на столбах на обочине у проезжей части и разглядеть с тротуара, что на них написано, почти нереально.
По словам Алексея Ерофеева, члены Топонимической комиссии уже обращались к городским властям с предложением сделать информационные указатели на дорогах хорошо заметными не только водителям, но и пешеходам. Но в ответ получили отказ.
– Нам сообщили, что у города есть и более насущные проблемы, а на это пока не хватает денег, – отметил эксперт.
позитивный опыт
В метро – не потеряешься!
Один из наиболее показательных примеров положительного решения информационного вопроса – система навигации, используемая сегодня в Петербургском метрополитене. Хотя раньше пассажиры часто жаловались, что они путаются в подземке и не понимают, в какую сторону им нужно идти на станциях, особенно на пересадочных узлах.
Но в 2007 году в метро начали реализовывать программу замены устаревших указателей на современную систему навигации. Для начала каждой линии отвели свой определённый цвет, а на платформах появились хорошо заметные стойки, указывающие пассажирам направление движения к нужной станции.
– Перед тем как начать реализацию этой программы, мы обратились за помощью в Международную ассоциацию метрополитенов и хорошо изучили опыт наших коллег, – рассказала официальный представитель петербургской подземки Юлия Шавель. – Наиболее подходящим и современным вариантом тогда признали навигационную систему венского метро. Её наши специалисты взяли за основу и доработали с учётом петербургских требований и особенностей.
На сегодня новыми табличками и указателями оборудованы примерно две трети станций городской подземки. Полностью завершить программу информационного переоснащения в метрополитене планируют к концу этого года.
– Это действительно очень удобно, – считает Сергей Кошкин, более 15 лет изучающий информационные системы мировых метрополитенов. – Что-то подобное я видел только в Австрии во время подготовки к чемпионату Европы по футболу и во Франции. Можно с уверенностью говорить, что в Петербурге пассажиру разобраться, куда идти на станции, проще всего, чем в остальной России, да и Европе, пожалуй, тоже. В Москве, к сожалению, всё намного менее понятно. Можете поверить человеку, который живёт в столице и каждый день спускается в подземку! Радует, что на станциях петербургского метро есть специальные информационные стойки, на которых пассажир найдёт карту, правила пользования, телефоны специальных служб и так далее. Плюс ещё есть мультимедийные консоли, через которые можно связаться с дежурным по станции.
По словам эксперта, некоторые пассажиры до сих пор продолжают жаловаться на то, что на указателях расположены только конечные станции.
– Это надуманная проблема, – уверен Сергей Кошкин. – На любой платформе есть несколько табличек с указанием всех станций, через которые поезд проследует в каждую сторону. Я считаю, что заблудиться в вашей подземке невозможно даже иностранцу.
а как у них?
Указатель до Мадрида доведёт
Европейцы давно нашли способ значительно облегчить жизнь гостям своих крупных городов. Потеряться в Мадриде, например, сложно даже людям, не умеющим читать. Дело в том, что каждую вывеску с названием улицы и дома в испанской столице дублируют… картинки! Например, под табличкой с названием Ослиной улицы (её так назвали из-за того, что в прошлом по этой дороге перегоняли на пастбища и на рынок упрямых животных) обязательно изображают одного или нескольких небольших осликов. Вывески на улице Персиадос, известной тем, что соединяет две наиболее известные городские площади (Каллао и Ворота Солнца), дублируются изображением монастыря, от ворот которого она раньше начиналась. А вход в каждую из многочисленных станций метро в Мадриде и вовсе виден издалека даже в темноте: огромные стойки с названием станции сверкают и переливаются всеми цветами радуги.
В центре Белграда для гостей города созданы все условия для посещения самых известных достопримечательностей. Многочисленные указатели выведут вас на Кнёс-Михайлову улицу (главная пешеходная артерия Белграда) или к крепости Калемегдан, даже если вы заблудились и свернули не туда. Пройти мимо цели просто не получится.
В соседнем Хельсинки указатели в виде стрелок подсказывают направление не только к достопримечательностям, но и к объектам транспортной инфраструктуры (портам, железнодорожному и автобусному вокзалам).
Ни в одном крупном европейском городе вы не проедете свою остановку. В поездах метро, трамваях и автобусах в обязательном порядке установлены световые табло, на которых бегущей строкой пассажиров оповещают о приближении к очередной остановке. Это делается для того, чтобы туристы или слабослышащие жители вышли из транспорта в нужном месте.
Разобраться в дорожных указателях на КАД зачастую не под силу даже самым опытным водителям
После внедрения новой системы навигации в петербургской подземке заблудиться сложно
Софья Прокошева, Владимир Афанасьев