Пулково переедет без «пожара»
Корреспондент «НВ» выяснил, кто и как протестирует все системы нового терминала петербургского аэропорта до того, как в него попадут первые пассажиры
Сегодня в России отмечается День гражданской авиации. Это праздник не только для лётчиков, стюардесс и работников аэропортов. Несомненно, гордость испытают и те, кто встретит этот день на стройплощадке нового терминала Пулково. До полного его ввода в эксплуатацию остаётся около года. Но подготовка к переезду всех аэропортовых служб уже сегодня ведётся полным ходом. Что необходимо сделать для того, чтобы перевод подразделений нашего аэрокомплекса на новую площадку никак не повлиял на его работу и не доставил сложностей пассажирам и можно ли исключить любые форс-мажорные обстоятельства, узнал корреспондент «НВ».
Сам по себе переезд осуществится фактически за одну ночь и займёт всего несколько часов. За это время специалистам предстоит переключить со старого на новый терминал все информационные системы, перевести на новую площадку отбывающие и прибывающие рейсы и так далее.
– В принципе нам не придётся перевозить огромное количество оборудования, ведь большая его часть в современном терминале уже будет установлена, – рассказала координатор направления обслуживания пассажиров компании «Воздушные Ворота Северной Столицы» (эта организация управляет Пулково) Кристина Помазанова. – Ночной период для переезда выбран специально, ведь ночью рейсов гораздо меньше, чем днём. Сейчас мы проводим исследование, цель которого – определить, в какие дни обстановка в аэропорту наименее напряжённая. Скорее всего, переключение между терминалами произойдёт в ночь на вторник. Пока получается, что этот период подходит больше всего. Планируем переключить все системы за три часа – начать в полночь и полностью управиться к трём часам ночи.
Сейчас специальная команда работает над документами – эксперты разрабатывают инструкции для работников аэропорта, формируют требования и уточняют, какое конкретно оборудование из нынешнего терминала можно перевезти в новое здание (речь, в частности, идёт о стойках регистрации). Нужно полностью подготовить к этому персонал, вплоть до того, чтобы работники чётко представляли, где они должны оставить свои автомобили, чтобы не создать затор или не идти к рабочему месту через весь терминал. Над этими задачами сегодня трудится настоящий интернациональный коллектив профессионалов. Помимо россиян в него входит, например, грек Панос Алеврас, под руководством которого успешно переехал в новый терминал афинский аэропорт. Его, кстати, вполне можно сравнивать с Пулково по темпам строительства. Терминал в Афинах возвели и запустили за три с половиной года. Новый петербургский аэропорт построят даже раньше – за три года.
– Команда экспертов называется ORAT, – продолжает Кристина Помазанова. – По-русски эту аббревиатуру можно расшифровать как «группа по обеспечению операционной готовности». Мы вместе решаем, что сделать для того, чтобы переезд прошёл в нормальном режиме и без форс-мажоров. Чтобы потом никому не пришло в голову вспоминать известную пословицу и сравнивать его с пожаром.
Сам Панос Алеврас неоднократно говорил, что в Афинах получил огромный опыт, который намерен использовать в Петербурге. Учитывая, что международные эксперты, наблюдавшие за переездом главного аэропорта Греции, в один голос назвали его «эталонным», за будущее Пулково можно не волноваться. При этом работа членов команды ORAT у нас значительно облегчается тем, что оборудование из старого терминала предстоит перемещать на расстояние не больше одного-двух километров. В Афинах, например, современный терминал построили на другом конце города, поэтому экспертам пришлось долго ломать голову, как за пару часов перевезти громоздкую технику в такую даль! В Петербурге это сделать намного проще.
– Главная наша задача – сделать всё не только очень оперативно и качественно, но и провести переезд так, чтобы пассажиры не заметили никаких неудобств, – говорит Кристина Помазанова. – Мы обязаны добиться того, чтобы впервые оказавшиеся в новом терминале люди (пассажиры, лётчики, бортпроводники, представители авиакомпаний и страховых фирм, встречающие) смогли в самое короткое время разобраться, куда им идти.
Для достижения такого эффекта в течение как минимум трёх месяцев до открытия в новом терминале пройдут несколько десятков тестов. Для участия в них эксперты собираются привлечь волонтёров. Главное условие – человек должен оказаться в здании современного аэровокзала впервые, чтобы даже приблизительно не представлять, где в этом комплексе что расположено. Специалисты же, запустив волонтёров в помещение, станут наблюдать за их реакцией, чтобы выяснить, смогут ли пассажиры оперативно сориентироваться и найти нужную им точку.
– В идеале мы хотим найти волонтёров всех возрастных групп – от детей до пожилых людей, – сообщила Кристина Помазанова. – Нам важно проверить, как в терминале чувствуют себя не только россияне, но и иностранцы, ведь в перспективе обновлённый Пулково рассматривается как один из крупных лётных комплексов Европы. Кроме того, необходимо до открытия понять, насколько комфортно в современном здании людям с ограниченными возможностями. Если вдруг выяснится, что где-то обнаружились недоработки, мы сможем их быстро устранить.
Как пояснила Кристина Помазанова, первые тесты состоятся уже в начале осени, а начнутся проверки с решения самых простых задач. Например, эксперты выяснят, удобна ли для пассажиров система внутренней навигации, и предложат волонтёрам протестировать системы сортировки и выдачи багажа или паспортного контроля. Затем задачу усложнят – добровольцам придётся пройти своеобразную «комбинированную эстафету». Например, сначала сдать вещи в багаж, а затем отправиться к стойкам регистрации и выйти через них к накопителям, к которым в скором будущем станут подавать посадочные рукава.
Кроме того, волонтёры побывают и в роли пассажиров, оказавшихся в чрезвычайной ситуации. Чтобы проверить, смогут ли оперативно все службы отреагировать на пожар или блэкаут, во всех помещениях терминала периодически будут полностью выключать электричество и даже, возможно, понарошку брать заложников. Вот тут-то и пригодится опыт наших зарубежных консультантов. Например, когда в Берлине тестировали систему пожаротушения, сначала использовали дым-машину, применяемую в театральных постановках и на концертах. Систему настроили, испытали, к радости инженеров, техника каждый раз быстро сообщала о начинающемся «пожаре». Затем на всякий случай решили попробовать проверить её настоящим дымом. И привыкшая к бутафорской дымовой завесе электроника не справилась! В Пулково подобные казусы исключат.
А главный экзамен современному комплексу предстоит сдать перед самым его открытием для пассажиров, когда состоятся несколько масштабных проверок, во время которых волонтёры пройдут путь от дверей терминала до трапа самолёта полностью.
Основной вопрос – удастся ли набрать столько добровольцев, чтобы хватило на проведение всех тестов. В среднем для каждой проверки требуется около 70 человек. Всем желающим уже сегодня предлагают обращаться в службу подбора персонала компании «Воздушные Ворота Северной Столицы», где расскажут, как можно стать волонтёром. В зарубежных странах их поиском занимаются, как правило, рекрутинговые агентства, возможно, и в Петербурге пойдут по тому же пути. Кстати, во время тестов в аэропорту Афин всем добровольцам предложили заполнить специальную карточку и опустить её в ящик. Перед пуском терминала из него достали карточку счастливчика, которому подарили автомобиль. Согласитесь, неплохая мотивация и для петербуржцев!
– Очень хорошо, что перед запуском нового петербургского аэровокзала в нём пройдёт множество тестовых мероприятий, – уверен аналитик авиационной отрасли Борис Зуйков. – В таком крупном городе, как Петербург, переключение с одного терминала на другой должно происходить без единой заминки. В противном случае есть серьёзный риск полностью сорвать график движения самолётов. А это – серьёзное пятно на репутации аэропорта и его служб. Но дело не только в этом. Сразу же наладить все системы – невозможно. Поэтому в тех странах, где отказались проводить тестовые проверки, после открытия терминала для пассажиров начались крупные проблемы. Вот в Лондоне, например, когда открывали новую очередь аэропорта Хитроу, команду специалистов решили не приглашать, и тесты не состоялись. Как результат – забарахлила багажная система. А исправить неполадки в режиме загруженного пассажирами терминала очень непросто! «Скупой платит дважды» – для столь крупного транспортного объекта, как аэропорт, эта фраза подходит как нельзя лучше.
По мнению Бориса Зуйкова, тщательность, с которой в Петербурге подходят к строительству и введению в строй нового терминала, говорит о том, что город всерьёз намерен стать воздушным хабом, то есть аэропортом, который используется не только для прямого сообщения между городами и странами, но и для пересадочных рейсов транзитных пассажиров.
тем временем...
В новом терминале готовятся к запуску инженерных систем
Как сообщила корреспонденту «НВ» официальный представитель компании «Воздушные Ворота Северной Столицы» («ВВСС») Анна Федосеева, в здании нового терминала заканчиваются отделочные работы. Практически полностью уложены керамогранитные полы в залах, установлены потолочные панели. Рабочим осталось лишь завершить монтаж инженерных сетей, после чего можно приступать к пуско-наладке всех систем.
Напомним, помимо современного терминала с северной посадочной галереей в комплекс обновлённого Пулково также входят гостиница на 200 номеров, бизнес-центр и две парковки (крытый многоярусный паркинг на 560 машин и открытая стоянка на 1200 автомобилей). Их возведение также ведётся полным ходом, сдача объектов запланирована на декабрь нынешнего года.
Новый терминал аэропорта Пулково откроют в конце 2013 года, тогда же Пулково-1 закроют на реконструкцию, которую планируется закончить к началу лета 2014-го.
После этого петербургский аэропорт станет полностью отвечать не только всем техническим мировым требованиям, но и сможет без проблем принять значительно увеличившийся пассажиропоток. В 2012 году он составил 11,5 миллиона человек, а через пять лет может увеличиться до 17 миллионов пассажиров в год.
Никита Рубцов. Фото Евгения Лучинского