«Я хорошая глина в руках мастера»
Народная артистка России Мария Аронова причины того, что она мало играет в родном театре и мало снимается в кино, видит прежде всего в себе
Она родилась в семье инженера и библиотекаря в подмосковном городе Долгопрудный, где проживает и сейчас. В девичестве играла в народном театре в ДК «Вперёд» под руководством Ирины Николаевны Тихоновой, которую считает своей крёстной мамой в актёрской профессии. Притом что окончила Высшее театральное училище им. Б.В. Щукина. Мария Аронова удостоилась приза «Хрустальная Турандот» за лучшую женскую роль театрального сезона 1997/1998 года, кинематографической «Ники» – за лучшую женскую роль второго плана в картине «Артистка» Станислава Говорухина. В предстоящий уик-энд Мария Аронова выйдет на сцену Дворца культуры «Выборгский» в двух разных спектаклях: 23 февраля сыграет в «Маленьких комедиях» по чеховским водевилям (её партнёрами станут Сергей Шакуров и Михаил Полицеймако), а 24 февраля – в лирической комедии «Гастрольное танго».
– Мария Валерьевна, многие ещё по инерции относятся к антрепризным спектаклям как к чему-то низкосортному, но вы привозите в Петербург спектакль по мотивам чеховских водевилей, которые в своё время обошли сцены многих прославленных академических театров, были не раз экранизированы… Да ещё играете вместе с прекрасными актёрами.
– В «Маленьких комедиях» я смогла встретиться на сцене с выдающимся актёром Сергеем Каюмовичем Шакуровым. Антрепризные спектакли тем и прекрасны, что ты можешь поработать с такими мастерами, с которыми в своём театре никогда бы не встретилась. В «Маленьких комедиях» мы опять играем вместе с моим большим другом Мишей Полицеймако, и за кулисами у нас почти семейная атмосфера – ведь я являюсь крёстной мамой Мишиной дочери, мы близко дружим семьями, и он вообще нежно любимый мной человек. Когда-то мы сыграли вместе в спектакле «Приворотное зелье», после чего и начали дружить… Кстати, тот спектакль поставил по знаменитой «Мандрагоре» не менее знаменитого Никколо Макиавелли молодой режиссёр Константин Богомолов, который сейчас сотрудничает с ведущими московскими и петербургскими театрами. Это к вашему вопросу о возможностях и серьёзности современной антрепризы!
А спектакль по Чехову – дело рук режиссёра Алексея Кирющенко, с которым мы когда-то вместе занимались в Щукинском училище. В этой чеховской комедии мы пошли за Лёшей, поверили режиссёру. Он считает, что над многими Чехов изначально довлеет как классик мировой литературы, но чеховские водевили «Медведь» и «Предложение» – это же изначально анекдоты, так и надо относиться к ним, как к хорошему доброму анекдоту. И тогда у нас всё получится! Мы, собственно, так и сделали, получая удовольствие на сцене и, надеюсь, доставляя его зрителям.
– Вы уже на втором курсе Щукинского училища вышли на сцену Театра имени Вахтангова и по сей день – актриса прославленной труппы. Поэтому позволю себе несколько неожиданный вопрос. Интересно, как вы отметили недавний 130-летний юбилей со дня рождения Евгения Багратионовича Вахтангова?
– Никак. Мы созвонились с моими приятелями, поздравили друг друга – вот так и отметили. А Театр имени Вахтангова отметил премьерой спектакля «Евгений Онегин», идея, литературная композиция и постановка которого принадлежат нашему художественному руководителю Римасу Туминасу.
– Спектакль этот, едва родившись, стал огромным событием в театральной жизни Москвы и России. В нём играют такие вахтанговские знаменитости, как Юлия Борисова, Людмила Максакова, а ещё – Сергей Маковецкий, Владимир Вдовиченков… Но почему же в этой славной компании нет Марии Ароновой?
– Я абсолютно восхищаюсь Римасом Владимировичем, считаю, что это большое счастье для театра, для всех нас, что у нас творит такой мастер. Но при всём при этом пока я себя не вижу в его спектаклях. Уж если бы возникло что-то такое, от чего я совсем не могла отказаться, наверное, я бы согласилась. Хотя в данной ситуации я не очень уверена в себе. Мне кажется, что во мне очень много нехорошего самолюбия для того, чтобы работать с Туминасом. Наверное, со мной должно что-то такое произойти, на какую-то такую планку я должна себя бросить, чтобы это случилось. Ведь он работает совсем не так, как меня учили. Я уже играла Елену Прекрасную в спектакле Римаса Туминаса «Троил и Крессида», но, скажу честно, я так и не поняла, что я играю и кого я играю. И здесь проблема во мне, только во мне… Он «рисует» актёрами, но не каждый способен стать краской, полностью от себя отречься.
– Вы знаете (сейчас я вас точно удивлю!), я являюсь ещё и поклонником не только вашего драматического, но и вашего пластического таланта. Во многих спектаклях вы как-то удивительно ладно танцуете, двигаетесь, да просто подпрыгиваете! А ваше умение садиться на шпагат способно привести в восторг и зрителей глубинки, и самого Михаила Жванецкого (как это было недавно на юбилейном вечере выдающегося сатирика)! Откуда у вас такая грация, такая растяжка?
– В «Гастрольном танго» танцев и пластических чудес не так много, хотя есть какие-то элементы. Но основное всё-таки человеческие отношения, которые достаточно детально и правильно разобраны. Первый акт вообще скупой, мы работаем в купе поезда вдвоём. Тем не менее зритель не скучает… А по поводу моей физической готовности, так я ведь в детстве занималась спортивной гимнастикой, и весьма успешно, но получила перелом, после чего пришлось про гимнастику забыть.
– Вы играете в нескольких спектаклях Театра имени Вахтангова, активно гастролируете по стране с несколькими антрепризами, а в кино появляетесь в последнее время не так часто…
– Я и раньше не так много снималась, в театре у меня побогаче всегда было с ролями. Дело не в том, что нет предложений. Дело опять же во мне. Я всё-таки прежде всего театральная актриса, люблю, если так можно выразиться, очень жирно работать, театрально работаю. Во-вторых, я хороша как глина в руках мастера, хорошего, вдумчивого режиссёра. Просто так снимать меня в кино нельзя, а сейчас редкий случай, когда с тобой в кино будет кто-то возиться, по-настоящему работать. Там все спешат, суетятся… Но я снялась недавно в двух сезонах фильма «Восьмидесятые», а сейчас готовится третий сезон. Там я с удовольствием играю маму главного героя Ивана, Людмилу Александровну Смирнову, диспетчера автобазы. А моим «супругом» стал замечательный петербургский актёр и прекрасный человек Саша Половцев. Я вообще очень люблю и ценю своих партнёров, и корифеев сцены, и молодых.
краткая фильмография
«Московские каникулы» (1995) – аферистка.
«Клубничка» (1996–1997) – Анастасия Кошкина, хозяйка кафе.
«Московские окна» (2001) – Евгения Корнеева.
«Лифт уходит по расписанию» (2002) – Лариса.
«Солдаты», «Солдаты-2» (2004) – продавщица Эвелина Георгиевна.
Беседовал Михаил Антонов