Город

«Интересно заниматься только тем, что невозможно»

27 февраля

 

Вячеслав Полунин обещает революционные изменения в Цирке на Фонтанке

Всего месяц назад стало известно, что Вячеслав Полунин возглавит Цирк на Фонтанке. Реакция на его назначение последовала бурная – причём в первую очередь из Москвы, где директор Цирка на Цветном бульваре Максим Никулин заявил о своих сомнениях относительно будущего проекта. По аргументации Никулина, Полунин – человек по своей сути театральный, а не цирковой. Да и зачем успешному специалисту, к которому даже сам цирк «Дю Солей» обращается в поисках артистов (с цирком сотрудничают уже шесть учеников Полунина), такая головная боль?

На своей первой пресс-конференции по поводу вступления в должность Вячеслав Иванович ответил всем скептикам, изложив чёткий план выведения петербургского цирка на международный уровень. И нарисовал такие перспективы, что если хоть половина их осуществится – наш город выйдет в лидеры не только в плане циркового искусства, но и в современном искусстве вообще.

Полунин рассказал о своих совместных планах с директором Русского музея Владимиром Гусевым о создании в городе музейно-циркового квартала, который растянется от Фонтанки до Садовой, охватив Михайловский замок, во дворе которого можно было бы устанавливать шапито и проводить спектакли цирка-кабаре в стиле 1920-х. Кроме того, лучший клоун России готов подарить Петербургу проект «Чудесад» – ради этого он планирует выписать из Франции специалиста по ландшафтному дизайну, которым и сам давно увлекается. А также провести совместный проект с Михаилом Шемякиным, в первой же новой постановке вывести на сцену Леонида Лейкина и задействовать в работе над каким-нибудь спектаклем Бориса Гребенщикова, высказавшего такое пожелание.

– Мы хотим возродить праздники и карнавалы, уличные театры, инсталляции, современное искусство, стрит-арт, – когда реальность ежедневная превращается в праздничную, – вдохновенно рассказывал Полунин. – Мы написали уже целый план на четырёх листах, который теперь придётся выполнять.

Не останется в прежнем состоянии и здание цирка. Полунин надеется, что ему удастся добиться скорого финансирования капитального ремонта. По этому поводу, а также по вопросу поиска второго, репетиционного, манежа, без которого создавать новые программы попросту невозможно, в ближайшее время планируется встреча с министром культуры и губернатором.

– Провести капитальный ремонт здания необходимо в первую очередь, – говорит художественный руководитель и генеральный директор цирка. – Чтобы вытащить росписи на потолке, восстановить купол, потому что сейчас мы не можем здесь сделать нормальных подвесов и показать хорошие полётные номера – просто потому, что мало выдерживает потолок. И пока мы не поменяем крышу, я не могу сыграть здесь премьеру, о которой мечтаю, – большой цирковой спектакль.

Уже продумано, куда переедет цирк на время ожидаемого ремонта: в городе будет размещено шапито, которое останется после сочинской Олимпиады, – для неё Полунин сейчас также делает проект.

Вячеслав Иванович вообще всячески подчёркивает не только свою художественную состоятельность, но и коммерческую: выпускник экономического института, он поведал, что два года «учился бизнесу», работая на цирк «Дю Солей», и девять месяцев перенимал опыт лучших юристов Бродвея.

– Навряд ли есть у Никулина такое образование, – пошутил он.

Кроме развития цирка, Полунин планирует создать на базе театра «Лицедеи» лабораторию циркового искусства, клуб, где могли бы общаться профессионалы (для этого он хочет открыть двери кафе цирка, выходящие на Фонтанку), цирковую школу и продюсерский центр. Вдобавок ко всему Большой Санкт-Петербургский государственный цирк может получить новое-старое имя: Цирк Чинизелли.

– Не скажу, что это точно: может, кто-то заявит, что это неправильно, предложит что-то ещё, – прокомментировал давно ходившие слухи Полунин. – Я за то, чтобы собрать как можно больше идей, а потом решать, какая из них выиграла. Но мне симпатичен этот образ. Он говорит и о многонациональности искусства, и придаёт какой-то экзотики, и имеет историческое основание. 

В общем, планов, как говорится, – громадьё. И у многих появляется вопрос: так зачем же человеку, у которого есть всё – слава, деньги, интересные проекты, – создавать себе дополнительную головную боль?

– Скучно, – парирует Полунин. – Интересно заниматься только тем, что невозможно. Всё остальное – неинтересно. Я уже много чего сделал, я уже собирался на пенсию, приготовил домик в Испании, решил, что дети возьмут всё то, что мы делали, а мы будем книжки читать, лежать и так далее – в общем, заниматься тем, о чём всю жизнь мечтали, но что невозможно было делать. И вдруг – звонок! И я с большой радостью взялся за это дело, потому что чувствую, что его почти нереально сделать. 

По мнению Вячеслава Полунина, сегодняшний русский цирк хотя и отличается высоким уровнем артистов, но по характеру номеров застрял в 1970-х. В то время как современный цирк предполагает синтез всех искусств.

Кстати, в этом направлении мэтр уже сделал кое-какие шаги. Договорился с народным артистом СССР Владимиром Васильевым, часто бывающим на балетных конкурсах, что тот ему будет подсказывать кадры среди людей балета. Кроме того, запросил записи выступлений самых интересных цирковых артистов страны – и планирует приглашать их на кастинг. Полтора десятка лучших клоунов мира готовы приехать в Петербург дать мастер-классы перспективным ученикам.

При этом, что характерно, Полунин сразу заверяет, что выгонять «на улицу» никого из нынешних сотрудников не станет.

До сентября Цирк на Фонтанке будет выступать со старой программой. В дальнейшем планируется развивать репертуарную политику учреждения в трёх направлениях – сохранение традиций, развитие нового цирка и демонстрация лучших образцов мирового циркового искусства. Полунин мечтает заманить в цирк самые разные слои населения, сделав его искусством для всех – в том числе и для «альтернативно настроенной молодёжи». Их, вероятно, заинтересует представление с участием мастеров паркура, в граффити-оформлении и под музыкальное сопровождение в стиле рэп.

Важный вопрос, который остаётся решить новому руководителю, – останутся ли в Цирке на Фонтанке животные. В европейской практике, к которой привык Полунин, от их использования отказались, считая это насилием над братьями меньшими. Российская цирковая традиция, напротив, предполагает участие дрессированных питомцев в шоу. Вячеслав Иванович предлагает петербуржцам самим решить, какой цирк им больше нравится, и приглашает к дискуссии по этому вопросу.

 

 

Алина Циопа. Фото Андрея Чепакина
Курс ЦБ
Курс Доллара США
108.01
2.95 (2.73%)
Курс Евро
113.09
2.6 (2.3%)
Погода
Сегодня,
28 ноября
четверг
+5
Слабый дождь
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+4
Умеренный дождь