Общество

Гордиев узел дорожных развязок

01 мартa

Корреспондент «НВ» выяснил судьбу амбициозных и дорогостоящих проектов строительства крупных объектов транспортной инфраструктуры Петербурга

Крупные транспортные проекты, реализацию которых городские власти планировали начать в 2013-м, могут так и остаться лишь проектами. Например, до сих пор не приняты решения о возведении важной развязки в Московском районе и новой трассы в Приморском районе. Тендеры на их строительство комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) отменил ещё в конце прошлого года. С тех пор чиновники даже не могут сказать, нужны ли эти объекты городу и где взять на их строительство деньги.

Во-первых, речь идёт о развязке на пересечении Пулковского шоссе и Дунайского проспекта, а также о трассе с проектным названием «М49», которая по плану должна была связать Приморское шоссе с Западным скоростным диаметром (ЗСД). Что значит для жителей северо-приморской части города появление современной широкой трассы, догадаться несложно: будущая магистраль обещала им избавление от большинства пробок, возникающих сегодня в районе. В первую очередь это произошло бы за счёт транзитного перенаправления потоков с ЗСД на Приморское шоссе, минуя Планерную улицу и Богатырский проспект. Эта же дорога могла бы соединить напрямую с Приморским проспектом Комендантский проспект и Парашютную улицу. Как пояснил заместитель руководителя общественного движения автомобилистов «4 колеса» Семён Авдеенко, в прошлом году в этой части города открыли несколько новых развязок, но они так и не смогли спасти жителей от заторов.

Почему же власти решили отказаться от столь масштабного и важного проекта? В КРТИ официально дали понять, что задержка вызвана необходимостью пересмотреть планы строительства дорожных объектов в районе в связи с проведением чемпионата мира по футболу 2018 года. Но в этом ли только дело?

«Стройки века» в городском правительстве активно лоббировал бывший глава КРТИ Борис Мурашов, главное кредо которого можно было бы определить так: больше развязок, дорог и мостов – больше пользы. Однако этот стиль управления часто не учитывал, что городской бюджет просто не в состоянии профинансировать все эти стройки. С приходом на пост Дмитрия Буренина, привыкшего считать деньги в комитете финансового контроля, ситуация кардинально изменилась. По мнению экспертов, теперь транспортные чиновники станут заявлять только те проекты, на которые реально найти средства.

– Стоимость трассы М49 с самого начала оценивалась в 6,5 миллиарда рублей, – говорит аналитик дорожно-строительного рынка Алексей Бугров. – Это сама по себе очень большая сумма. А ведь кроме этой магистрали необходимо создать в районе целую сеть дорог и развязок. Иначе от М49 просто не будет никакого толку.

По словам Алексея Бугрова, городские власти рассматривали также вариант строительства ещё одной новой дороги (М32), которая соединила бы М49 с Туристской улицей. В общей сложности обустройство дорожной инфраструктуры района потянуло бы на гораздо большую сумму, чем 6,5 миллиарда рублей.

– Вице-губернатор Сергей Козырев, лишившийся своего поста в среду, около двух месяцев назад называл сумму в 12,5 миллиарда, – продолжает эксперт. – Но я думаю, что это лишь предварительные подсчёты. Реальная цена примерно в полтора раза выше. У города сейчас таких денег попросту нет.

Зато столь серьёзные средства, несомненно, есть в федеральном бюджете. Судя по всему, именно на помощь столицы и рассчитывают сегодня в Смольном. 

– Сейчас возможны два варианта финансирования: очень популярное сегодня государственно-частное партнёрство (ГЧП) и совместное выделение средств городом и российским правительством, – уверен Алексей Бугров. – Первый вариант маловероятен – вряд ли в короткие сроки удастся найти инвестора, готового профинансировать такой дорогостоящий проект, который окупится ещё не скоро. А вот если часть средств предоставит федеральный центр, тендер на строительство вполне может быть объявлен. Вопрос лишь в том, в какой пропорции на стройку станут поступать городские и федеральные деньги. На мой взгляд, самый лучший вариант – это 30 на 70. 

По данным «НВ», конкурс на строительство трассы М49 и сопутствующих ей магистралей и виадуков КРТИ объявит не раньше начала следующего года.


тем временем…

Две развязки – дорого, одной – мало

Конкурс на строительство огромной развязки на пересечении Пулковского шоссе и Дунайского проспекта объявили 29 декабря, в последний рабочий день 2012 года. Предполагалось, что заявки от потенциальных подрядчиков в КРТИ станут принимать вплоть до 11 марта. Но срок ещё не вышел, а тендер отменили.

– Сам по себе проект петербургские специалисты разработали очень неплохой, – считает Семён Авдеенко. – По нему планировалось построить восьмиполосный автомобильный мост, который стал бы вторым ярусом Дунайского проспекта и продолжающей его Кубинской улицы. Съезд с моста предлагалось устроить в районе дома № 86 по Кубинской улице, а на её пересечении с Предпортовым проездом и Предпортовой улицей были запланированы развязки. Протяжённый автомобильный мост позволит также выделить место для так называемых внутриквартальных проездов, которых сейчас здесь катастрофически не хватает.

Впрочем, в начале этого года в КРТИ проект пересмотрели и пришли к выводу, что его реализация не принесёт ожидаемого результата. Как отмечают эксперты, чтобы увеличить пропускную способность трасс этого района, потребуется как минимум ещё одна крупная развязка – на пересечении Дунайского и Московского проспектов.

– Два путепровода нужно соединить эстакадой, чтобы обеспечить бесперебойное сквозное движение, – отметил Алексей Бугров. – Без этого в районе только увеличатся заторы. Если с помощью нового объекта город не избавляется от пробок – какой в нём смысл?

Предварительные затраты на строительство оценили в 11,5 миллиарда рублей. По мнению Алексея Бугрова, ещё примерно столько же требуется и на возведение путепровода на пересечении Дунайского проспекта с Московским. Здесь без федеральных денег тоже не обойтись.

– Вопрос в том, возьмётся ли федеральный бюджет за финансирование обоих объектов, – продолжает аналитик. – Мне кажется, что гораздо больше перспектив у совместного федерально-городского строительства трассы М49, чем у этих развязок.

Как отметил Алексей Бугров, путепроводы в Московском районе могут появиться не раньше 2017 года (и это ещё при условии бесперебойного финансирования), а конкурс на их строительство КРТИ объявит в лучшем случае во второй половине 2014-го. В КРТИ пока предпочитают не комментировать возможные сроки начала работ. Но, как выяснил корреспондент «НВ», полностью от проекта никто отказываться не собирается. Сейчас идёт подготовка к пересмотру сметной документации, и уже в концу нынешнего года может решиться вопрос о софинансировании возведения объектов.

Владимир Афанасьев
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+1