Спектакля не будет?
Уход Темура Чхеидзе из БДТ стал поводом задуматься, остаётся ли Петербург театральной столицей России
Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова – один из самых знаменитых в прошлом наших театров – остаётся без руководителя. На момент подписания номера в печать было известно лишь, что в заявлении, поданном художественным руководителем БДТ Темуром Чхеидзе министру культуры Владимиру Мединскому, содержится просьба об отставке.
Темур Чхеидзе проработал в БДТ больше двадцати лет. В 2004-м Темур Нодарович стал главным режиссёром, а после смерти Кирилла Лаврова – художественным руководителем.
Что теперь будет с БДТ? Оставшись без руководителя в это непростое время, сможет ли выплыть БДТ, который ещё недавно считался одним из символов культурной столицы – как Эрмитаж и Мариинка?
В последнее время избитое сочетание «Петербург – театральная столица» у профессионалов стало вызывать по меньшей мере улыбку. И на театральном пространстве нашего города ярких личностей становится всё меньше. Почему так происходит, «НВ» поинтересовалось у известных петербургских театральный деятелей.
Сергей Шуб, директор театра-фестиваля «Балтийский дом»:
– Я не считаю Петербург театральной столицей. В Москве намного более интересная творческая жизнь, и отрицать это глупо. У московских театров и мускулы более накачаны, и кровь быстрее журчит. В театре очень важен принцип единоначалия. Без яркого художественного руководителя, без хозяина, интенданта, как называют эту должность в Европе, театра нет. И потом, художественный руководитель не должен «обслуживать» труппу, работая в её интересах. Интересы зрителя, интересы времени и в конечном счёте искусства гораздо важнее. Театр – живой организм, он не обязан становиться музеем или памятником. Даже тому, кто его создал.
Рудольф Фурманов, народный артист России, художественный руководитель театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова:
– С уходом личности театр теряет многое. Темур Чхеидзе, бесспорно, прекрасный режиссёр. Но знак равенства между режиссёром и художественным руководителем, между режиссёром и театральным менеджером ставить нельзя. Но поводов для пессимизма не вижу. Петербург был и остаётся театральной столицей, БДТ в Петербурге был, есть и будет. И люди, которые могут возглавить этот замечательный театр с богатыми культурными традициями, найдутся. Надо только не бояться открыть глаза.
Виктор Новиков, художественный руководитель Театра имени В.Ф. Комиссаржевской:
– На самом деле вопрос о дальнейшей судьбе одного или взятых всех вместе театров лежит в другой плоскости. Театру нужно помогать, авторский театр нужно поддерживать. Так делают везде, во всём мире. И у нас, казалось бы, тоже. Но вот кто эти люди, которые решают, каким именно театрам выдать помощь, а каких – этой помощи лишить? Почему руководители театров, придя на приём, должны перед ними дрожать и заискивать? Как получается, что могут давать оценку спектаклям, творчеству, когда даже опытные театроведы не осмеливаются делать это? У них нет ни специальных знаний, нет даже идеологии. Их задача – хозяйственная, например помочь театру с ремонтом. А задачи творческие оставьте тем, кто этим может заниматься.
Фото Ирины Мотиной