Тариф платежом красен
Всю эту неделю темой номер один оставались проблемы ЖКХ, однако петербуржцы до сих пор не знают, вернут ли им переплаченные за жилищно-коммунальные услуги деньги и какие суммы будут стоять в квитанциях за февраль
После состоявшегося в понедельник «тарифного» совещания, на котором президент Владимир Путин выразил возмущение резко выросшими в Петербурге, Мурманской области и на Алтае коммунальными платежами, жители северной столицы стали с надеждой ждать реакции местных властей. Потому что президент не просто пожурил руководство трёх регионов – он дал поручение ограничить рост суммарных платежей граждан за услуги ЖКХ шестью процентами в год и настоятельно рекомендовал вернуть людям то, что они вынуждены были переплатить. Не обязательно «живыми» деньгами (можно, например, учесть переплату в будущих квитанциях), но всё равно – вернуть. Цена вопроса впечатляет: в Петербурге около полутора миллионов квартир. Предположим, жители каждой из них заплатили за январь на тысячу рублей больше, чем в ноябре-декабре (на деле кто-то меньше, кто-то больше). Итого – полтора миллиарда рублей! Это не та сумма, о которой можно забыть или промолчать. Тем более когда о социальной справедливости напоминает президент.
Наш сосед по Северо-Западному федеральному округу – Мурманская область – отреагировал на критику президента через два дня. Уже в среду губернатор области Марина Ковтун заявила, что новые нормативы, принятые региональным министерством энергетики и ЖКХ, будут отменены, а методика их расчёта пересмотрена. А для проживающих в аварийном и ветхом фонде, где теплопотери особенно велики, принято решение сохранить старые нормативы за отопление, действовавшие на июнь прошлого года. Это ответ пусть не на все вопросы – по поводу возврата денег мурманчане на тот момент тоже ничего не решили, – но хотя бы какая-то конкретика.
В Петербурге тоже отреагировали: в отставку ушёл «коммунальный» вице-губернатор Сергей Козырев. И на этом пока всё. Мы попытались связаться со специалистами жилищного комитета и комитета по тарифам, которые прежде охотно давали нам комментарии, но их телефоны в течение всего вчерашнего дня не отвечали. Понятно: сейчас, видимо, вовсю идут проверки, совещания… Но есть же ещё и сайты, созданные именно для информирования горожан. Увы – на сайте жилищного комитета в качестве свежей новости висит победная реляция об уборке снега… в январе. На сайте комитета по тарифам информация побогаче: комитет разместил заявление Федеральной службы по тарифам о том, что «все поручения президента Российской Федерации по ограничению платы граждан за коммунальные услуги будут выполнены в срок». От своего же имени комитет, отвечающий за тарифную политику в городе, не сообщает ничего…
Может, в Петербурге и не было никаких переплат, а вся проблема в переходе к оплате тепла по системе «зима-лето», приведшей к росту зимних квитанций? Во всяком случае, до совещания у президента именно в этом нас уверяли глава жилищного комитета Валерий Шиян и его заместитель Валерий Вогачёв. Мол, плата за тепло начисляется строго по счётчикам, а там, где их нет, – по нормативам. А что касается «чёрный дыры» под названием «общедомовые» нужды (в некоторых домах жителям за эти нужды приходится платить больше, чем за свои квартиры), то, по словам руководства жилищного комитета, всё дело в прежних недоплатах горожан.
Но если всё так, тогда с чем связана срочная и «непочётная» отставка Сергея Козырева? Без вины человек пострадал?.. Если всё же переплаты имели место – почему безмолвствуют профильные комитеты? И что делать тысячам городских управляющих компаний и ТСЖ, что им писать в квитанциях за февраль?
Отчасти горожан должно успокоить процитированное выше заявление Федеральной службы по тарифам о том, что поручения президента об ограничении платы за коммунальные услуги будут выполнены. Но беспокоит то, в какую сумму это обойдётся и кто её заплатит? Понятно, что «дополнительные» полтора миллиарда рублей, собранные с петербуржцев за январь, уже поделены между участниками бизнес-проекта под названием «ЖКХ». С февралём будет, наверное, то же самое – и объём переплаты возрастёт до трёх миллиардов. Теоретически можно обязать коммунальщиков в последующие месяцы сэкономить эту сумму и вернуть её людям. Практически же закрывать кассовый разрыв придётся, скорее всего, бюджету. То есть налогоплательщикам. Капитанов ЖКХ этот вариант вполне устроит. Как и чиновников. Возможно, поэтому они и не торопятся.
Николай Смирнов, обозреватель «НВ»; Ирина Тищенко, редактор отдела городской информации «НВ»