Автобусы на мушке
Нелегалы пытаются вытеснить официальных перевозчиков с маршрутов с помощью обстрелов
В Петербурге всё чаще мишенью стрелков становится общественный транспорт. Только на прошлой неделе в разных районах города обстрелу подверглись более десяти автобусов. Обошлось без пострадавших, но сами машины получили довольно сильные повреждения. Владельцы транспортных средств сразу же обратились в полицию с просьбой найти и наказать стрелков.
Как сообщил источник «НВ» в Главном управлении МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, сейчас право-охранительные органы рассматривают три основные возможные версии обстрела автобусов. Первая – в городе начался передел рынка транспортных пассажирских перевозок. Вторая – это просто хулиганская выходка. Третья (и наиболее правдоподобная) – нелегалы пытаются вытеснить легальных перевозчиков с «хлебных» маршрутов.
– На мой взгляд, о серьёзном переделе речь пока не идёт – всё же слишком мелкие масштабы для такого вывода, – считает собеседник «НВ». – О хулиганстве можно было говорить, когда такие случаи регистрировались редко и были единичными. Сейчас расстрелы автобусов и маршруток случаются почти каждую неделю по несколько раз и в разных частях Петербурга. Хотя в данном случае речь может идти об «эффекте обезьяны». То есть кто-то обстрелял автобус, похвалился этим в интернете, а за ним начинают повторять другие. Обычно это характерно для подростков. Раньше картошкой и яблоками с балконов кидались, теперь – из пневматики палят по движущемуся транспорту. Наиболее вероятно, что на нескольких линиях произошли серьёзные конфликты между легальными и нелегальными перевозчиками. Последние, видимо, пытаются вытеснить официальные компании с помощью запугиваний.
По словам полицейского, на подобный характер конфликта указывают и места, где случились обстрелы, – в большинстве случаев это происходит не в центре, а на окраинах города, причём на тех улицах, где пассажиропоток достаточно велик и перевозки приносят хороший доход. При этом чаще всего такие разборки происходят на межнациональной основе. Как правило, на официальных транспортных предприятиях трудятся таджики и узбеки, а занимающиеся нелегальным извозом водители – выходцы из кавказских регионов. При этом собеседник «НВ» отметил, что те, кто обстреливает автобусы, действуют весьма хитро и грамотно.
– Стрельба велась из пневматического оружия, и в большинстве случаев в этот момент пассажиров в салоне не было, – говорит эксперт. – Максимум, что можно предъявить в случае задержания стрелку, – это обвинение в хулиганстве и умышленной порче чужого имущества. Человек в 99 случаях из 100 отделается штрафом, причём не слишком большим. А вот если стрелять из боевого оружия, то здесь налицо уголовная статья, а это уже совершенно иное наказание – тюремный срок.
– Данные происшествия наглядно иллюстрируют, насколько выгоден бизнес перевозок, – считает аналитик транспортного рынка Дмитрий Захаров. – Даже несколько коммерческих маршрутов приносят такую серьёзную прибыль, что водители готовы нарушать закон ради сохранения своего контроля над ними. В большей степени это относится, конечно, к нелегалам, ведь они не платят налоги, ведут «чёрную» бухгалтерию и так далее. Но и официальные компании неплохо зарабатывают, не сомневайтесь. Они просто так с маршрута не уйдут. Боюсь, как бы в итоге не пострадали ни в чём не повинные пассажиры. Рано или поздно под такой обстрел попадут люди в салоне, их может поранить осколками стёкол или пулей. Надеюсь, полиция найдёт стрелков.
Интересно, что сами легальные перевозчики пока затрудняются предположить, кто и зачем обстреливает их транспорт. Известно лишь, что нападениям подверглись автобусы почти всех транспортных компаний, в том числе и государственного «Пассажиравтотранса». Члены Ассоциации перевозчиков пассажиров видят выход из сложившегося положения в том, чтобы серьёзно ужесточить ответственность за нападение на маршрутки.
– Мы подготовили несколько предложений по изменению Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях, – рассказал глава ассоциации Василий Киселёв. – Суть их в том, чтобы ввести уголовную ответственность за повреждение или уничтожение объектов транспорта общего пользования, а также за причинение вреда жизни и здоровью граждан, пользующихся транспортом общего пользования или выполняющих регулярные перевозоки (водитель, вагоновожатый, кондуктор).
Иными словами, перевозчики предлагают давать реальные тюремные сроки тем, кто стреляет по автобусам из пневматики, фактически приравняв их к грабителям и убийцам.
– Идея в общем-то неплохая, но для начала ещё придётся их найти, – уверен источник «НВ» в главке. – Боюсь, что ужесточение наказания никак не повлияет на тех, кто пытается такими методами заставить конкурентов уйти с маршрута. Уж слишком большие деньги там крутятся. Гораздо эффективнее выглядит другая мера. Нелегальные перевозчики быстро пропадут, если государство возьмёт эту отрасль под серьёзный контроль. Например, в том случае, если любую маршрутку, работающую без договора с городскими властями, можно будет автоматически конфисковать в пользу государства.
Владимир Афанасьев. Фото Интерпресс