На остановках – война
Сотрудники ГИБДД не торопятся решать конфликт между водителями маршруток и водителями социальных автобусов. И шофёры борются за место на остановке врукопашную
На городском наземном транспорте назрел конфликт между водителями коммерческих маршрутов и социальных автобусов. Маршруточники, простаивающие более пяти минут на остановках, мешают автобусам. В транспортных компаниях и профильном комитете о проблеме знают, но отдают её на откуп сотрудникам ГИБДД. Те, в свою очередь, вроде как должны разруливать ситуацию, но почему-то этого не делают. Водители же, дошедшие до ручки, лезут в драку и устраивают самосуд на глазах у изумлённых пассажиров. Свидетелем такого спора вчера стала корреспондент «НВ».
Сцена развернулась около 9 утра напротив станции метро «Академическая». Коммерческая маршрутка № 101 остановилась на автобусной остановке на проспекте Науки. Водитель открыл дверь и, ожидая потенциальных пассажиров, начал разбирать гору полученных монет. Через 5 минут пассажиры, опаздывающие на работу, в школу и по другим своим делам, заметно занервничали:
– Давай поедем, а? Чего стоишь? На работу опаздываем!
В это время сзади подъехал 93-й социальный автобус и настойчиво посигналил нашему водителю: мол, освободи место на остановке, дай высадить пассажиров. Маршруточник никак не реагировал – терпение водителя автобуса лопнуло. Он подъехал вплотную к маршрутке, вышел из водительской кабины и с размаху стукнул кулаком по стеклу маршрутки. При этом шофёр не сдерживался ни в выражениях, ни в эмоциях:
– Чего встал, с…а?! О…л?! Давай с…вай отсюда! – и ещё пару раз с размаху кулаками по стеклу.
Гневный монолог доведённого до белого каления шофёра разворачивался прямо напротив моей 8-летней дочки. Я не сомневалась: окажись у него в руках тяжёлый предмет, он бы не сдержался. И пострадал бы не водитель, а мы – пассажиры, заплатившие 35 рублей за проезд и незаслуженно переживающие стресс в маршрутке. Ребёнок испугался, вцепился в меня с вопросами:
– Мам, он чего? Зачем он так в стекло колотит?
Но это был ещё не предел – водитель автобуса влез в водительскую кабину и схватил маршруточника за грудки. Пассажиры маршрутки замерли – никто не мог вымолвить ни слова. А может, просто не решались Водитель автобуса был настолько зол и неадекватен, что никто не хотел лезть под горячую руку. Наш же водитель вёл себя смирно – молчал и безвольно висел в руках разъярённого коллеги, устроившего самосуд. К счастью, у последнего что-то щёлкнуло в мозгу. Он замолчал, опустил маршруточника на место, громко захлопнул дверцу, дважды сплюнул на наше стекло и забрался в кабину своего автобуса. Тут не сдержались пассажиры:
– Слушай, поехали, а? Пока он тебе шею не намылил…
Маршруточник сидел не двигаясь. От пережитого шока не мог пошевелиться – не то что вести транспорт. И всё же через пару минут он тронулся с места, а пассажиры молча переглянулись. Соседка рядом выдохнула:
– Скорее бы доехать, пока живы...
Между тем на водителей коммерческого транспорта, не соблюдающих правила дорожного движения и простаивающих на городских остановках больше положенных пяти минут, транспортники жалуются давно.
– Зачастую беспорядочное нахождение коммерческого транспорта, парковка автомобилей создают препятствия для обеспечения безопасности пассажиров автобусов и троллейбусов, – посетовали в СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (в эту компанию входит большинство социальных автобусов, в том числе и № 93). – Конечно, выход водителя из кабины автобуса – нарушение инструкции, но, видимо, его возмущение было столь сильным, что он забыл о ней. Мы обследуем проблемные места и обращаемся в ведомства, в том числе ГИБДД.Решение этой проблемы требует усилий многих ведомств.
В комитете по транспорту корреспондента «НВ» заверили: про проблему они знают, но наводить порядок на остановках и штрафовать нерадивых водителей маршруток должны сотрудники ГИБДД.
– Конфликты между водителями маршруток и автобусов чаще всего происходят на остановках вблизи станций метро: у «Приморской», «Автово», «Проспекта Большевиков», «Василеостровской», – пояснил официальный представитель комитета по транспорту Дмитрий Игнатьев. – Маршруточники, ожидающие пассажиров больше положенных пяти минут, нарушают ПДД, создают конкуренцию социальным маршрутам, мешают пассажирам, провоцируют конфликтные ситуации. Часто споры возникают, когда маршрутки между рейсами стоят на автобусных остановках, хотя у любого коммерческого маршрута должны быть участки для межрейсового отстоя. Сотрудники нашего комитета выезжают на такие проблемные точки. Маршруточниками, простаивающими на остановке больше 5 минут, должны заниматься сотрудники ГИБДД – только они имеют право штрафовать и отгонять их от остановки.
Также, по словам чиновников, они регулярно обращаются в ГИБДД с просьбой «гонять» нарушителей, но автоинспекторы делают это недобросовестно.
А что ГИБДД? Последние, как признался один знакомый автоинспектор, не считают разборки маршруточников и автобусников своей первостепенной задачей. Кроме того, бытует мнение, что гаишники с маршруточниками «дружат», – последние делятся выручкой, а значит, гонять водителей им не с руки.
Софья Прокошева