«Бисквитный Фигаро» вызывает неподдельный интерес
Национальную актёрскую премию имени Андрея Миронова вручали в «прекрасном бутиковом» театре
«Миг наступил бесценный, // В этом вся жизнь моя. // Я выхожу на сцену: // «Здравствуйте, это я…» – более четверти века эта песня звучит только в записи. С августа 1987-го, когда не стало народного артиста России (воистину народного!) Андрея Миронова. И вот уже третий год она звучала 8 марта, в день рождения Андрея Александровича, в театре «Русская антреприза», носящем его имя, на церемонии вручения российской национальной актёрской премии (опять же его имени) «Фигаро».
Начиная церемонию, художественный руководитель театра Рудольф Фурманов открыл маленькую семейную тайну Мироновой и Менакера:
– Андрей Александрович родился накануне, в 23.49, но остроумные родители, Мария Владимировна и Александр Семёнович, решили отмечать день рождения сына в Международный женский день.
«Премия «Фигаро» уже заняла свою особую нишу в календаре значимых культурных событий в жизни страны. И с каждым годом объединяет всё большее количество единомышленников, – говорится в приветственной телеграмме президента России Владимира Путина. – Её лауреатами становятся самые одарённые, самые достойные, преданные делу артисты – и признанные звёзды, и молодые дебютанты – все, чьё творчество вызывает большой, неподдельный интерес публики. И конечно, она почётна. Прежде всего потому, что посвящена великому русскому актёру Андрею Александровичу Миронову».
Вице-губернатор Василий Кичеджи, почему-то назвавший театр «Русская антреприза» «прекрасным бутиковым», повторил сказанное журналистам за пять минут до начала церемонии:
– Меня спросили: имеет ли эта премия перспективу стать всероссийской? Когда в зале находятся Олег Павлович Табаков, Эмир Кустурица, Лев Додин, Валерий Фокин, Юрий Стоянов, Игорь Скляр, Александр Сокуров, Дмитрий Месхиев, Светлана Крючкова, Эмилия Спивак, Семён Спивак – вот такое созвездие, я абсолютно уверен, что эту премию можно считать (с вашего согласия) всероссийской!
Василий Николаевич напомнил собравшимся поэтический экспромт президента премии «Фигаро» Валентина Гафта: «Но знай, Андрей, что «Фигаро» не будет никогда старо!» Валентин Иосифович, разумеется, имел в виду спектакль – любимый спектакль Андрея Миронова, его любимую роль, играя которую он и умер в Риге на гастролях. Эти слова Гафта можно отнести к премии, учреждённой в 2011-м, в год 70-летия со дня рождения Миронова. Символ премии – статуэтка Андрея Миронова в роли Фигаро, изготовленная на Императорском фарфоровом заводе из бисквитного фарфора.
В премиальный комитет, возглавляемый Фурмановым, в этом году вошли почётный гражданин Петербурга писатель Даниил Гранин, вице-губернатор города Василий Кичеджи, актриса Светлана Крючкова, театровед и писательница Татьяна Москвина.
В номинации «За служение русскому репертуарному театру» премию вручили художественному руководителю Малого драматического театра – Театра Европы Льву Додину и художественному руководителю Александринского театра Валерию Фокину. Лев Абрамович, кстати, и дал ответ на вполне закономерный вопрос, почему премия вручается режиссёру:
– Это актёрская премия, и я был несколько растерян, когда мне сказали, что я её удостоен, но, я думаю, это напоминание, что одна из святых обязанностей режиссёра – умереть в актёре. Я буду стараться!
Валерий Фокин:
– Такая сокрушительная формулировка – «за служение»! Мейерхольд очень любил это выражение, он говорил, что в театре только служат. В театре работать нельзя, можно только служить – как в армии. Я буду стараться и продолжаю служить театру.
В той же номинации «бисквитного Фигаро» удостоилась и Светлана Немоляева. Юрий Лазарев, родной брат покойного мужа Немоляевой Александра Лазарева, представляя лауреата, наверное, мог себе позволить «бестактность»:
– Перед нами откровенно сумасшедшая женщина! Потому что её любовь и преданность театру таковы, что другого слова здесь не подберёшь.
Светлана Владимировна же, не скрывая слёз, выразила надежду: «Это двойная премия – и Сашина, и моя».
Номинация «Лучшие из лучших». «Самым лучшим» признан «за блистательное исполнение ролей на театральной сцене» народный артист СССР Олег Табаков. Премию вручала Светлана Крючкова:
– Олег Павлович! Я смотрю на вас, на вашу жизнь, профессиональную и человеческую, и думаю: за не такой длинный в общем-то срок, который нам отпущен на белом свете, оказывается, можно очень многое успеть. И ещё, глядя на вас, я всерьёз начинаю верить в то, чему нас учили в школе: человек рождён для счастья!
Заваленный букетами цветов Олег Табаков, ироничный и немножко жеманный, как его кот Матроскин из Простоквашино, тоже позволил себе «чистосердечное признание»:
– В прежние годы мы с Женей Евстигнеевым, если нам давали так много цветов, на следующее утро шли на Центральный рынок и потом гуляли неделю.
«Лучшими из лучших» признаны петербуржцы Эмилия Спивак (Молодёжный театр на Фонтанке), Дмитрий Воробьёв (Театр на Васильевском), Сергей Бызгу (Театр им. В.Ф. Комиссаржеской), актриса Кировского ТЮЗа Марина Карпичева. «За служение театральному Отечеству» награждён Игорь Скляр. Юрий Стоянов, удостоившийся награды в номинации «За многообразие в искусстве», предложил более точную формулировку: «За умение состояться на стороне благодаря театру, в котором не состоялся». Конечно же, он имел в виду Большой драматический театр, где «служил» во времена Георгия Товстоногова.
Новая номинация – «За вклад в развитие мировой культуры». И несколько неожиданные номинанты-лауреаты: бывший наш соотечественник и земляк Юлиан Панич и… Эмир Кустурица. Кустурицу представлял кинорежиссёр Дмитрий Месхиев:
– Эмир говорит практически на всех языках мира, он просто делает вид, что не говорит по-русски, он всё понимает. Эмира очень любят у нас в стране. Я бы присовокупил к формулировке: «…и российской культуры», потому что для нашей культуры он сделал неоценимые вещи.
Какие – Месхиев не сказал.
Легендарный Кустурица краткое благодарственное слово произнёс по-русски, после чего специально приглашённый на сцену переводчик невольно только развёл руками.
Юлиану Паничу награду вручала его партнёрша по фильму «Разные судьбы», снятому в… 1956 году.
– Юля, сегодня я, между прочим, вспомнила ещё и твою пощёчину, – говорила Татьяна Пилецкая, улыбаясь. – У тебя была очень тяжёлая рука! Но потом я тебе отомстила – дала две пощёчины! И, несмотря ни на что, я тебя очень люблю уже 56 лет!
Юлиан Панич для себя решил, что премию получает не «как бывший актёр и бывший режиссёр», а за работу на мюнхенской радиостанции «Свобода», где он читал «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына, «Чонкина» Владимира Войновича, открыл миру поэму Венечки Ерофеева «Москва – Петушки».
Специальных призов удостоились режиссёр-мультипликатор Ирина Евтеева (номинация «Пером и краской», вручал Александр Сокуров) и жена Николая Караченцова Людмила Поргина – «За веру и верность».
– Я бы добавил к формулировке «За веру и верность» слово «любовь», – высказал предложение режиссёр Влад Фурман. – То, что вы делаете, – это человеческий подвиг, он доказывает, что вера, верность и любовь существуют не только на театральных подмостках, но и в реальной жизни.
Людмила Андреевна призналась:
– Моя жизнь освящена двумя страстями, сумасшедшими: это любовь к театру и любовь к человеку, которого я встретила в театре, к моему любимому Коленьке Караченцову. Когда с Колей случилась трагедия, пришлось выбирать. И я продолжаю безумно любить театр, но служу своему любимому человеку.
кстати
В рамках церемонии состоялась презентация новой книги Рудольфа Фурманова – театральной повести «Мне снится сон: Андрюша был спасён…».
из первых уст
Даниил Гранин, писатель, член жюри премии «Фигаро»:
– Наши театры, наших актёров балует публика, но не начальство, даже не общественность наша. Поэтому эта, может быть, не самая пышная премия является для меня радостью. Потому что она даётся не казёнными людьми. Она даётся артистами, она даётся людьми, любящими наш театр. Это дорогая всем нам премия.
Владимир Желтов