«Чекист должен быть вежливым, скромным, находчивым»
К 95-летию создания в городе службы госбезопасности «НВ» рассказывает о малоизвестных фактах из жизни Петроградской ЧК и её сотрудников
Управление ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области отмечает 95-ю годовщину создания своей службы. За эти годы органы госбезопасности не раз переименовывались. И хотя своё первое имя – Всероссийская чрезвычайная комиссия – ведомство носило меньше пяти лет, даже его нынешние сотрудники гордо называют себя «чекистами». «НВ» выяснило несколько малоизвестных фактов из жизни Петроградской ЧК.
Как Гороховая стала Комиссаровской
Знаменитое здание на Гороховой сначала занимала царская охранка, а потом – ее противники
Петроградская ЧК была создана 10 марта 1918 года. Размещалась комиссия в здании бывшей царской охранки на Гороховой, 2, которое в декабре 1917-го занял аппарат ВЧК под руководством Феликса Дзержинского, переехавший в Москву вместе с советским правительством 9 марта 1918 года. Жили петроградские комиссары в зданиях по соседству. Так что неудивительно, что в том же 1918 году улицу переименовали в Комиссаровскую. Спустя несколько лет стало очевидно, что комиссии, изначально мыслившейся как временный орган до предполагавшейся очень скорой победы большевиков над контрреволюцией, придётся существовать ещё долго и прочно войти в историю страны. Поэтому в 1925 году после переименования ВЧК в ГПУ Феликс Дзержинский распорядился открыть на Гороховой, 2, первый ведомственный музей. Правом его посещения обладали все члены ВКП(б). Часть его экспонатов входит в современную экспозицию располагающегося ныне на Гороховой, 2, отдела Музея политической истории России. Ну а питерские чекисты в конце 1932 года переехали в специально построенное здание на Литейном, 4, получившее в народе название «Большой дом».
Расстрелять нельзя, освободить
До разгара «красного террора» с внутренним врагом обходились в основном воспитательными мерами
Первыми задачами, которые стояли перед чекистами, были борьба с контрреволюцией и спекуляцией. Однако с первых же дней существования ПЧК на Гороховую, 2, доставляли задержанных за самые различные преступления. В зале истории УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области сохранился регистрационный журнал 1918 года, в который петроградские чекисты заносили информацию о задержанных и их правонарушениях, а также фиксировали данные комиссаров, которым было поручено то или иное дело.
Первым доставленным на Гороховую, 2, стал некий Иосиф Донатович Мокрецкий, приехавший в Петроград из Ямбурга. Взяли его 14 марта 1918 года за контрреволюционную агитацию. Однако уже 19 марта освободили – в первые месяцы существования ЧК расстрельные приговоры практически не выносились. В тот же день на Гороховой побывал и некий матрос Балтфлота Николай Владимиров, которого задержали за нападение на прохожего на Невском проспекте. Он также был отпущен на свободу после разъяснительной беседы и ночёвки в камере.
Постепенно круг задач перед чекистами расширялся. Вскоре им поручили бороться со спекуляцией, затем – с «преступлениями по должности и посредством печати». В структуре ПЧК появились железнодорожный, иногородний, военный отделы, а с января 1921 года чекистов бросили на борьбу с детской беспризорностью.
Образование особой роли не играло
В первые месяцы своего существования штат ПЧК насчитывал лишь около полусотни сотрудников. Кандидатов на ответственную службу направляли райсоветы, которым исполком Петросовета поручил выделить самых энергичных людей, преданных делу революции. Большим преимуществом было членство в ВКП(б), но и сочувствующим находилось место, если они доказывали делом свою верность идеалам большевизма. Со временем критерии отбора на службу становились всё строже, учитывались не только политические убеждения, но и происхождение.
– Многие из тех, кто пришёл в ЧК, прошли большевистское подполье и царские суды, то есть хорошо знали сыскную работу царской полиции и прежде всего охранного отделения, которое внедряло свою агентуру в революционные организации, – поясняет директор зала истории УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Владимир Груздев. – Большевики, прошедшие через горнило таких испытаний, были, как правило, руководителями подразделений и уже обучали своих подчинённых.
Образование особой роли в те годы не играло. Например, в 1920 году из всего числа сотрудников ЧК имели высшее образование 1,3 процента, среднее – 19,1, начальное – 69,6, домашнее – 8,4 процента. 1,6 процента чекистов были неграмотными.
У ЧК – женское лицо
Новым председателем ПЧК был назначен бывший заместитель Урицкого Глеб Бокий. Период его руководства совпал с разгаром известного «красного террора». Уже в середине ноября Бокий был откомандирован в Особый отдел Восточного фронта.
А во главе питерских чекистов встала Варвара Яковлева – единственная в отечественной истории женщина, занимавшая столь высокий пост в органах госбезопасности. Дочь купца, она окончила Высшие женские курсы по специальности «математика». Во время учёбы она участвовала в студенческом движении, в 1904 году вступила в РСДРП, примкнув к большевикам. За участие в революционном движении не раз подвергалась арестам и ссылкам. В 1937 году была арестована и расстреляна. Такая же печальная участь в годы сталинских репрессий постигла многих чекистов – от простых следователей до начальников управлений.
Чекиста узнаю по «шифровке»
Поначалу чекисты по своему внешнему виду мало чем отличались от сотрудников других комиссий и советов. Униформы как таковой не было на протяжении многих лет. Принятые на работу в ЧК ходили в той одежде, которая у них имелась. В чести были кожанки и маузеры в кобуре на поясе. Позже стало принято носить одежду военных образцов. Первый приказ, утвердивший в 1922 году форму одежды «для особых органов», предписывал красноармейскую форму кавалеристского образца.
До возвращения погон знаки различия размещались на рукавах. На род службы указывал цвет петлиц на воротниках рубах, френчей и шинелей. На петлицах размещались цифры и буквы, изготавливаемые из металла, называвшиеся «шифровками». Они указывали на принадлежность носителя формы к тому или иному учреждению ОГПУ. Например, Петроградское управление обозначалось на петлицах как ПГПУ. Ну а известная многим по фильмам форма с фуражками с синим верхом появилась лишь в 1930-е годы.
Сначала подумай, потом говори
Не только разведывательной и агентурной работе учились приходящие на службу в ЧК, но и правилам поведения и своего рода кодексу чести, положившим начало традициям питерских чекистов, которые живы и по сей день. Сохранилась памятка «Что должен помнить каждый комиссар, следователь, разведчик, работая по розыску», изданная в июле 1918 года.
«Быть всегда корректным, вежливым, скромным, находчивым, – наставлял документ каждого чекиста. – Не кричать, быть мягким, но, однако, нужно знать, где проявлять твёрдость. Прежде чем говорить, нужно подумать. На обысках быть предусмотрительным, умело предостерегать несчастья, быть вежливым, точным до пунктуальности. Каждый сотрудник должен помнить, что он призван охранять советский революционный порядок и не допускать его нарушения. Если он сам это делает, то он никуда не годный человек и должен быть исторгнут из рядов комиссии».
Как говорится, актуально на все времена!
Анна Кострова. Фото Александра Гальперина