«Передвижницы» выступили против стереотипов
Деревянные «Ангелы» Алисы Геннадьевой опровергают миф о разграничении искусства по гендерным признакам
Вот «Хрустальное яблоко» Татьяны Драгомощенко, вот трогательные «Слоники» Алисы Волоховой, а вот философский триптих «Впечатление» Анастасии Зыкиной. Поощрения достойны концептуальные работы Марины Икоку «Перемирие» и «Гибель Анны Карениной». Перепутанные таблички ничего не портят, скорее даже добавляют смыслов. Гуляя по кругу, ты вдруг натыкаешься на женские ножки, с вызовом демонстрирующие себя на петербургской улице в «Солнечных днях» Милы Арбузовой, и поневоле начинаешь перебирать в памяти содержимое своих обувных запасов – попадаешь ли в стиль? Потом, следуя женской логике (а это значит, не следуя логике вообще), ты умиротворяешься в центре зала, припав взглядом к двум ангелам – деревянным, абстрактных форм, от которых исходит тепло.
Куратор проекта Наталья Авгур, арт-комиссар Татьяна Драгомощенко и автор идеи Мила Арбузова так провозглашают задачу выставки и вообще задуманного ими арт-движения «Передвижницы»: «Выяснить, существует ли специфическое «женское» искусство не только на уровне традиционно женских техник или злободневных гендерных сюжетов, а на уровне стиля и творческого подхода. Иначе говоря, творит ли женщина иначе вне гендерных, социальных различий. И какое искусство создаёт художница, проявляющая себя позитивно именно как женщина, свободно раскрывающая свои женские качества».
Думается, однозначных ответов на эти вопросы не будет. Кто-то посчитает женщин как художников априори хуже мужчин, кто-то не откажет им в равных талантах, а кто-то, может, поставит и выше.
– Нас часто упрекают за ложь и сентиментальность, иной раз – за истерию, остроту и слишком откровенную постановку вопросов. Но мне кажется, женщинам-художницам стоит раздвигать рамки стереотипов восприятия женского искусства, раскрывать полнее свои исконные таланты и не стараться копировать мужчин, – говорит Мила Арбузова.
Елена Добрякова, фото автора