Мнения и комментарии

Европа и Россия должны объединиться

15 мартa

Выход из мирового кризиса – в сближении Запада с «путинским пространством»

Тот факт, что главный идеолог западной экономической политики, нобелевский лауреат Пол Кругман на днях объявил себя полным банкротом, многими было воспринято как предзнаменование: Западу приходит полный крах… Возможно, это банкротство и в самом деле выглядит символически. Но, даже если не трактовать ситуацию слишком прямолинейно, сегодня всем понятно: модель, на которой базировался мир, себя полностью изжила. Запад не сумел создать механизмов управления современными реалиями, а потому потерял свою былую мощь и погряз в кризисе. И выход из кризиса надо искать в стратегическом прорыве – в новом видении политических возможностей.

Главное, в чём сегодня нуждается Европа, – это пересмотр и урегулирование отношений с Россией и всем, как его называют на Западе, «путинским пространством». Думаю, пришло время вспомнить, насколько тесен и взаимосвязан наш мир, и приступить к поискам новой политической архитектуры Европы. Но тут возникает сразу несколько трудноразрешимых проблем, и первая из них сводится к тому, что Евросоюз не имеет единой политики не только в отношении России, но и по другим наиважнейшим вопросам. Следствие этого – отсутствие стратегии и механизмов принятия решений. И эта взбиваемая фактически разрозненными европейскими лидерами политическая муть, к сожалению, слишком часто принимается в России за отсутствие интереса, нежелание контактировать или даже за враждебность.

Одновременно некоторые действия России воспринимаются европейцами как агрессивность. Во всяком случае, то, что президент Путин, формулируя основную стратегическую линию государства, практически показал, что, если европейцы не хотят налаживать отношения, Россия вполне может обойтись без Запада, европейские политики поняли как агрессивное заявление.

Отсутствие взаимопонимания выводит на передний план разного сорта мифологию, начинают доминировать старые страхи, и в результате политика ЕС в отношении России зачастую определяется действиями определённых групп финансовых и промышленных лоббистов, а не политической логикой.

В то же время в России вновь и вновь муссируются давние страхи по поводу того, что мир стремится превратить её в некий сырьевой придаток. И возникает ещё одна колоссальная проблема: если говорить о краткосрочной перспективе, и Россия, и Запад могут продолжать играть каждый в своей песочнице. Но если мы научимся планировать, как те же китайцы, надолго, на тысячелетия, – нам надо заводить игру общую. Причём, учитывая угрозы, которые сегодня идут со стороны Юго-Восточной Азии, действовать надо очень быстро.

Все рассказы европейских лидеров о выходе из кризиса и о том, что экономика начинает расти, не более чем политические лозунги. Миф, который подаётся публике политиками. Нет, наверное, смысла повторять банальности о долгах западных стран, о негативном балансе импорта-экспорта, вспоминать все те страшилки, которыми изобилует не только западная, но и ваша, российская пресса. Но, говоря объективно, о каких улучшениях в экономике может идти речь, если и британский фунт, и американский доллар, и европейский евро, которые печатаются в неконтролируемых и очень трудно подсчитываемых количествах, выпускаются с единственной целью – любой ценой продолжать участвовать в международном бизнесе? Между тем старый механизм, в основе которого заложен сумасшедший танец, когда на рынок выбрасывается много новых денег и люди начинают покупать, поддерживая тем самым экономику, уже нежизнеспособен.

Собственно говоря, у вас в России, если трезво оценивать ситуацию, происходит то же самое. Отличие лишь в том, что вы компенсируете это большими природными запасами – газом и нефтью. Кстати, именно поэтому против «Газпрома» ведётся настоящая большая война, цель которой – опустить Россию на дно.

Вот вам пример: сланцевый газ, используемый сегодня как политическое оружие. По существу, это тоже миф. Американцы просто-напросто взяли на вооружение старую разработку – ещё в пятидесятых годах прошлого века эстонский сланцевый газ широко использовался для обогрева. Но, так как он оказался слишком дорогим, в Советском Союзе от него отказались. И что мы видим сейчас? Американцы, вспомнив о нём, начали новую игру, а она нацелена лишь на то, чтобы выдержать период в 20–30 лет, через которые появится абсолютно новая модель энергетики, и Запад надеется, что, используя новые технологии, он сможет спрыгнуть с российской газовой иглы.

Надо очень хорошо понимать, что сланцевый газ – это прежде всего оружие против России, созданное с целью остановить стратегические замыслы Путина. Но и это ещё не всё. Запад делает ставку и на некий технологический прорыв в сфере энергетики, который сведёт на нет все сырьевые преимущества России; использует разного рода дезинтегрирующие страну факторы, такие как, например, татарские национальные движения; проводит широкомасштабное воздействие через известные финансово-промышленные группировки; привлекает всяких белоленточников, о которых просто нет смысла говорить...

Всё это показывает, что российская стратегия по увеличению зоны своего влияния воспринимается на Западе очень серьёзно. И, на мой взгляд, это ещё один признак того, что настало время искать механизмы сближения. Тем более что Россия как раз сейчас может себе это позволить и не быть при этом съеденной Западом.

Но давайте вернёмся к Европе. Евросоюз, по сравнению с Россией, имеет намного больше проблем. В нём нет централизованного руководства, а значит, нет возможности влиять на бюджеты стран, которые в него входят. Продолжать жить так и дальше абсолютно невозможно. Причём, на мой взгляд, это проблема не только Европы или США. Это проблема катится и на Россию. Потому что – ещё один вызов сегодняшнего дня – Китай, как только начал сокращаться западный рынок, перебросил очень многие ресурсы на свой, внутренний. Но этот внутренний рынок не способен съедать всё, что производится! Да не только китайский, но и весь восточно-азиатский рынок, где всё кипит и бурлит, на это не способен! И как долго это может продолжаться?

Однозначного ответа на этот вопрос, безусловно, нет. Если уж быть до конца честными хотя бы с самими собой, следует признать: Запад сам породил мощь дальневосточных стран, позволил развиться Китаю и восточно-азиатским странам, которые, используя ситуацию, стали сильными игроками. Так сложилось. И что теперь делать?

На мой взгляд, повторю, необходимо как можно скорее начать искать совершенно новую модель сотрудничества Евросоюза с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Потому что только поиск точек сближения и более тесного использования возможностей одной и другой сторон может создать некоторый противобаланс процессам, происходящим сейчас в Восточной Азии. То есть, как бы громко это ни звучало, я не побоюсь сказать: речь идёт о судьбе европейской цивилизации как таковой. Одна Россия или одна Европа выстроить этот противобаланс не в состоянии. Но вместе они вполне способны это сделать. Только понимание и решение этих проблем может вывести мир из кризиса.

Способны ли западные лидеры договориться с Путиным о совместных действиях в этом направлении? А почему нет?! Даже во времена холодной войны и США, и Советский Союз, и НАТО, и страны Варшавского договора – договаривались же по наиболее важным проблемам! Существовала чёткая конструкция, в которой даже противоборствующие структуры создавали одно или другое поле политических явлений. То же самое может иметь место и сегодня. Я в этом практически уверен. Потому что, как когда-то гениально сказал Ярослав Гашек, «никогда так не было, чтоб никак не было. Всегда так было, чтобы как-нибудь, да было». 

Аудрюс Буткявичюс, политтехнолог, экс-министр обороны Литвы
Курс ЦБ
Курс Доллара США
108.01
2.95 (2.73%)
Курс Евро
113.09
2.6 (2.3%)
Погода
Сегодня,
28 ноября
четверг
+5
Слабый дождь
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+3
Слабый дождь