Как обуздать ЖКХ?
Увы, очередной круглый стол, который в рамках своего проекта «ЖилКомХоз» провела Балтийская медиа-группа (БМГ), так и не дал ответа на вопрос, вынесенный в заголовок. Участники дискуссии – представители исполнительной власти Петербурга, поставщики тепла и сотрудники ТСЖ – готовы были к высказыванию взаимных претензий, но не к попытке решить проблему, которая волнует всех жителей города.
Начиная с марта на горячую линию БМГ обратились уже свыше 500 петербуржцев. Как сказал один из участников дискуссии, главный редактор газеты «Вечерний Петербург» Константин Миков, «горожан больше всего волнуют астрономический рост платы за коммунальные услуги и хамство управляющих компаний». Да, сейчас исполнительная власть тоже открыла горячую линию и создала мобильные группы, которые проверяют работу жилищных компаний, дом за домом. К делу подключились и городская прокуратура, и депутаты Законодательного собрания. Но удастся ли этими общими усилиями навести порядок в жилищно-коммунальном хозяйстве?
Заместитель председателя жилищного комитета Петербурга Валерий Вогачёв и первый заместитель главы Петроградского района Валерий Сапожников считают, что сама система выстроена нормально и нуждается лишь в отдельных улучшениях. Однако это мнение, по сути, опроверг Александр Кущак, председатель комиссии по экономической безопасности Законодательного собрания: «Напомню, только в прошлом году против управляющих компаний в нашем городе было возбуждено 52 уголовных дела». В нынешнем, надо думать, итог будет не меньший. Но разве воздействие на отрасль с помощью большого количества уголовных преследований можно назвать «отдельными улучшениями»?
Герой старого советского анекдота, водопроводчик, говорил вещие слова: надо не кран менять, а систему. И был, несомненно, прав. Сегодня, по большому счёту, хозяевами положения во всех коллизиях должны быть собственники жилья, ведь они платят деньги оптовым поставщикам тепла и воды, а также фактически нанятым ими жилищным компаниям и чиновникам. Но на самом деле собственники превращены в жертв. Почему же так происходит?
Возможно, суть проблемы приоткрывается в том споре, который в ходе дискуссии возник между президентом Ассоциации ТСЖ Центрального района города Владимиром Семёновым и юристом той же организации Светланой Морозовой, с одной стороны, и генеральным директором ГУП «ТЭК СПб» Артуром Триногой – с другой. После долгих споров и пререканий Морозова заявила, что их ассоциация выиграла у оппонентов восемь судов и ни одного не проиграла. И вот это, на мой взгляд, свидетельствует о том, что, если управляющая компания (ТСЖ или ЖСК) пытается решать возникающие проблемы не за счёт жильцов, которые плохо сплочены и к тому же слабо разбираются в столь специфических вопросах, а цивилизованно, в судебном порядке, тогда система ЖКХ начинает действовать должным образом. Конечно, работать с «контрагентами», в том числе и на юридическом поле, гораздо сложнее, чем навешивать на своих клиентов дополнительные платежи. Но это единственный путь к тому, чтобы пятимиллионный город не возмущался то «тринадцатой» квитанцией, то чудовищными счетами за воду и тепло, которые возникают явно незаконно.
Как добиться, чтобы все, кто трудится на ниве жилищно-коммунального хозяйства, доверительно сотрудничали друг с другом и не обижали клиентов? Сегодня этого не знает никто. Надеюсь, пока не знает.
Дмитрий Аркатовский, публицист