Губернатор Вологодчины наступил на пластик
Олег Кувшинников активно лоббирует запрет на продажу напитков в пластиковой таре – из-за её вреда и своего желания помочь вологодским стекольщикам
Грохочущий Ми-8 производства ещё советских времён – без звукоизоляции, с обшарпанной обшивкой и удушающим запахом, вернее, вонью керосина в салоне – слабо походил на вертолёт, на котором передвигаются чиновники высокого уровня. Но именно на такой машине облетает свои владения губернатор Вологодской области Олег Кувшинников.
– Летаю на той технике, которая осталась в нашем авиаотряде, – спокойно ответил на мой ехидный вопрос Кувшинников и надел наушники, которые, впрочем, не особо спасали от воя винтов.
А летать гиперактивному главе Вологодчины приходится много. Только в прошлом году – в первый год своего губернаторства – он облетел на Ми-8 с инспекцией все 26 районов подведомственной территории. Но таков стиль регионального лидера, который предпочитает изучать социально-экономическую ситуацию на местах не по докладам чиновников в кабинетах администрации области, а на встречах с предпринимателями и жителями в «среде их обитания». В этом году глава региона встречается с населением ещё активнее: за два с половиной месяца он успел проинспектировать 13 районов. В последней облёт Кувшинников взял с собой и спецкора «НВ»…
В тот день губернатор инспектировал сразу две территории на юго-западе Вологодчины с центрами в посёлке Чагода и городе Устюжна. Первым визитом стало посещение Чагодощенского стекольного завода. В советские времена он специализировался на производстве оконного стекла, но после полной потребительской победы стеклопакетов в середине 2000-х «перестроился» на выдувание бутылок. Дела пошли настолько хорошо, что предприятие оккупировало 20 процентов внутреннего рынка, ежегодно штампуя почти полтора миллиона бутылок, причём миллион из них предназначен для розлива пива.
Кстати, Чагодощенский стекольный завод давно является не просто градообразующим предприятием посёлка с населением 8 тысяч человек. Для отсталого в экономическом плане муниципального района стекловары из Чагоды – единственная надежда и опора. Ведь завод даёт работу с приличной по местным меркам зарплатой – почти в 20 тысяч рублей – тысяче человек, а также формирует 70 процентов доходной части бюджета всей территории.
Экскурсия по технологической цепочке проходила по стандартному для таких мероприятий сценарию: генеральный директор Давид Джалагуния (он работает в этой должности вот уже 14 лет) объяснял губернатору нюансы всех процессов изготовления стекла. Из-за сильного шума в тёмном цехе к их диалогу журналисты из «вертолётного» пула, кроме телеоператоров, даже не пытались прислушиваться. А вот в тихом и светлом отделе технического контроля акустика оказалась превосходной. Директор пожаловался Олегу Кувшинникову, что не может получить разрешение на землеотвод под перспективный карьер с большими залежами кварцевого песка в родном Чагодощенском районе.
– Вот почему мы 20 процентов сырья возим из Новгородской области, из Боровичей, что увеличивает себестоимость, – вздохнул Давид Джалагуния.
– Кто не даёт разрешения на землю? – повернулся Олег Кувшинников к главе Чагодощенского муниципального района Александру Косёнкову. – Все документы на землю под карьер должны оформляться в первоочередном порядке. Не через год, как по нормативам, а через 3–4 месяца. Надеюсь, вы меня поняли?
Дальше началось самое интересное. Узнав, что предприятие в последние два-три года загружено всего на 75 процентов, губернатор расстроился.
– Нас активно выдавливают с рынка производители пластиковой тары, особенно в бутылях двух-трёхлитровой ёмкости, – назвал причину коммерческих неприятностей стекольного завода его директор. – Производители ориентируются на неприхотливых любителей пива: бери его больше, а плати меньше. А пластиковая тара хуже для всех напитков, а особенно пенистого пива, но себестоимость её значительно меньше, чем у стеклянной бутылки. Вот почему 48 процентов пива, потребляемого в России, сегодня разливается в пластик, причём доля наших конкурентов неуклонно увеличивается.
– Почему бы производителям стеклянных бутылок не объединиться, не написать открытое письмо президенту с просьбой о запрете на продажу в России пива в пластиковой таре? – посоветовал Олег Кувшинников. – Хотя бы на ёмкости свыше 1 литра. Я, например, такое письмо написал, и оно уже обсуждается экспертами на высшем уровне.
В открытом письме Владимиру Путину губернатор Вологодчины попросил его внести изменения в Технические условия, запрещающие розлив напитков в пластиковую тару.
– Россияне достойны пить напитки из безопасной стеклянной бутылки, – считает Олег Кувшинников. – Пиво в пластиковых бутылках большой ёмкости разрушает не только здоровье людей, но и антиалкогольную конвенцию, подписанную президентом.
Но не только заботой о здоровье продиктована активность вологодского лидера в борьбе с пластиковой тарой. Олег Александрович не скрывает, что является страстным лоббистом продукции Вологодчины как на региональном, так и на национальном рынке. Конкуренты-«чужаки» из бизнеса для него не враги, конечно, но нежелательные гости. К такой бескомпромиссной позиции Кувшинникова, возможно, привела необходимость возвращать 29 миллиардов рублей регионального долга, которые остались ему в наследство от прежней администрации области. Вот и на Чагодощенском стекольном заводе, узнав, что предприятие закупает поддоны в Самарской области, Кувшинников распорядился:
– Закупку поддонов из Самары прекратить, покупать их только в Вологодской области.
Однако по другую сторону баррикад у боевито настроенного губернатора находится очень серьёзный противник – Таможенный союз. Свыше 90 процентов пластиковой тары, в которую разливается отечественное пиво, производится в Белоруссии, а лоббистские способности батьки Лукашенко, особенно в России, хорошо известны.
Сергей Тачаев, Вологодская область – Петербург. Фото автора