Рейдеры добрались до маршруток
Нелегалы, используя угрозы и оружие, нагло вытеснили с прибыльной коммерческой линии официального перевозчика
Правоохранительные органы проводят проверку по факту попытки захвата одного из коммерческих маршрутов нелегальным перевозчиком. В субботу стало известно, что утром на кольцо автобусной линии К-441 (Петербург – посёлок Юкки) приехали неизвестные на джипах, которые заблокировали въезд на площадку, где маршрутки ожидают своей очереди выйти в рейс. Они потребовали у водителей компании «Ленобл-пассажиравтотранс» убрать свои машины, вместо которых нелегалы выставили на маршрут восемь своих микроавтобусов. Есть информация, что мужчины крепкого телосложения в качестве весомых аргументов использовали пистолеты (боевые или травматические – сейчас выясняют полицейские).
Как сообщили в Петербургском бюро транспортной информации (ПБТИ), нелегалы недвусмысленно дали понять водителям легального перевозчика, что в случае попытки «отбить» маршрут и выйти на линию они начнут стрелять не только по стёклам, но и по колёсам.
Фактически речь идёт об откровенном рейдерском захвате прибыльной автобусной линии. Стоимость проезда до конечной остановки – 35 рублей, а желающих воспользоваться маршрутом даже в относительно спокойные дневные часы хоть отбавляй. Никого не боясь и не стесняясь, злоумышленники, размахивая оружием, самым наглым образом установили свои правила на определённой территории. К слову, даже в лихие 90-е бандиты не позволяли себе так беспардонно хозяйничать в людных местах. При этом полиция и власти отреагировали на факт самозахвата, мягко говоря, странно – предоставили перевозчикам возможность самим договориться между собой. При этом, как выяснил корреспондент «НВ», чиновники о конфликте были осведомлены, но не сочли нужным вмешаться в ситуацию.
– С самого утра представители перевозчика обращались за помощью в правоохранительные органы района, но в течение дня никто из сотрудников полиции на место так и не прибыл, – отметила официальный представитель Петербургского бюро транспортной информации Евгения Титова. – Заявление у пострадавших приняли только около 19 часов вечера. Но даже это никак не повлияло на работу маршрута – в субботу легальным водителям так и не удалось выйти в рейс.
– Эта информация сейчас проверяется, – сообщил корреспонденту «НВ» источник в ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти. – По всем нормам и правилам из ближайшего отделения должны были, как минимум, прислать на место наряд, чтобы оперативно разобраться в ситуации. Если этого действительно не произошло, то речь идёт об очень серьёзном нарушении. Нужно разобраться, допущено ли оно по халатности или же у сотрудников полиции, которые получали информацию, были свои корыстные мотивы не вмешиваться. В случае подтверждения информации могут последовать серьёзные оргвыводы, в том числе и в отношении руководства районного управления МВД.
Конфликт продолжался около суток. В воскресенье в первой половине дня нелегалы продолжили контролировать кольцо в районе станции метро «Проспект Просвещения». Только в середине дня на место, наконец, прибыли сотрудники полиции, после чего захватчики быстро уехали в неизвестном направлении. По словам водителей официального перевозчика, перед бегством люди с оружием пообещали вернуться в понедельник и разобраться «по-серьёзному». Свою угрозу им осуществить не удалось – с утра вчерашнего дня на кольце дежурила машина дорожно-постовой службы, увидев которую нелегалы не решились блокировать выезд маршруток официального перевозчика.
– Пока работа маршрута осуществляется в обычном режиме, – отметила вчера Евгения Титова.
Но как долго пассажиры смогут пользоваться услугами легальных маршруток без опасений получить шальную пулю, никто сегодня сказать не может. Постоянно держать на кольце полицейский экипаж не получится (в лучшем случае стражи порядка подежурят там неделю, ведь у них есть и другие должностные обязанности). К тому же на всём протяжении маршрута от Петербурга до Юкков полицейские машины не расставишь, а мстительные нелегалы могут подстеречь и обстрелять маршрутки на любом участке трассы.
– По оперативным данным, захватить маршрут пыталась группа выходцев с Кавказа (из Дагестана и Ингушетии), – продолжает источник в ГУ МВД. – Это их почерк – сначала конкурента запугивают, а если угрозы не достигают цели, его могут избить или вообще физически устранить.
По словам собеседника «НВ», борьба за маршруточный бизнес становится всё более жёсткой и непримиримой. Главная причина этого – огромная прибыль, которую получают хозяева компаний-перевозчиков. А у нелегалов эта прибыль в разы выше, чем у официальных компаний, ведь они не платят налогов. По мнению экспертов, даже на самом небольшом маршруте нелегал в месяц может зарабатывать миллионы.
– Ещё несколько недель назад, когда участились случаи обстрелов автобусов из пневматических пистолетов, мы старались не говорить об ужесточении конфликтов между легальными и нелегальными перевозчиками, – сообщил полицейский. – Но сейчас ситуация начинает выходить из-под контроля и правоохранительные органы намерены очень жёстко на это отреагировать. Кровавого дележа транспортного рынка по примеру 1990-х годов мы не допустим.
Владимир Афанасьев