Прочь с дороги!
Власти Петербурга намерены очистить магистрали от маршруток и пересадить всех горожан на общественный транспорт
В ближайшие годы Петербург намерен полностью отказаться от коммерческих перевозок. Вместо маршруток на линии выйдут социальные автобусы. Вот так – смело и амбициозно. Но насколько реальна подобная транспортная революция? И не приведёт ли она к тому, что петербуржцам вновь придётся терять драгоценное время на остановках в ожидании городского транспорта? В этом решил разобраться корреспондент «НВ».
Стоит отметить, что маршрутки – это чисто российское изобретение, которое у нас переняли и некоторые страны бывшего СССР, в частности Украина и Белоруссия. Ни в одном европейском государстве такого понятия попросту не существует, зато есть ценнейший опыт, как можно наладить работу общественного транспорта и даже, как, например, в Великобритании, сделать из него некий символ государства. Ярко-красные двухэтажные британские автобусы (даблдекеры) известны всему миру.
А жители Франции, Германии, Бельгии или Венгрии вряд ли смогут понять, как в одном городе на одном и том же маршруте уживаются муниципальный и коммерческий автобусы. В чём их секрет? В регулярности рейсов и в исключительном удобстве для пассажиров, что, конечно, требует финансовых вложений. Но затраты окупаются.
Мы же живём в России, где европейский опыт часто лежит в основе многих начинаний, но получается не очень, так что любая радикальная перемена пугает. Пусть и не самые удобные, маршрутки для многих петербуржцев стали альтернативой городским автобусам, ждать которые по полчаса уже не хочется.
Идея полностью отказаться от коммерческого транспорта не нова. Впервые она возникла ещё в 2010 году и с тех пор активно дорабатывалась.
– Три года назад город на деле не был готов отказаться от маршруток, – считает аналитик рынка транспортных услуг Анатолий Карпец. – Тогда власти сообщили о таких планах, в большей степени надеясь на то, что коммерческие перевозчики окажутся более сговорчивыми при заключении договоров с комитетом по транспорту. Сегодня ситуация изменилась, но не сильно. Я думаю, такой крупный город, как Петербург, не сможет нормально развиваться без коммерческих маршрутов, на которых работает техника малой вместимости.
По мнению эксперта, город до сих пор не готов к переходу на систему единого тарифа на всём транспорте. По словам Анатолия Карпеца, для частных компаний такая работа станет невыгодна в плане прибыли, а государственные предприятия не в силах охватить своими маршрутами все районы – на это попросту не хватит автобусов, водителей и обслуживающего персонала.
В комитете по транспорту с этим не согласны. Как сообщил официальный представитель ведомства Дмитрий Игнатьев, замещение коммерческих маршрутов социальными и так постепенно происходит. Если в 2010-м маршрутки обслуживали примерно в два раза больше линий, чем социальные автобусы, то теперь их число почти сравнялось – примерно по 310 маршрутов по всему Петербургу, причём именно за счёт сокращения коммерческих маршрутов.
– Изначально рассматривался вопрос единовременного перехода всего городского транспорта на социальный тариф оплаты проезда, при котором в любом автобусе можно воспользоваться единым проездным билетом, – рассказал Дмитрий Игнатьев. – Но в 2010 году сумма, которую пришлось бы потратить городу на переоборудование, оказалась слишком высокой.
Впрочем, и сейчас затраты на обеспечение Петербурга общественным транспортом в случае массового запрета маршруток для бюджета неподъёмны. Точную цифру чиновники пока не называют, но, по данным Анатолия Карпеца, речь идёт даже не о миллиардах, а о десятках миллиардов рублей.
– У нас бюджет города и так дефицитный, в нём нет денег на закупку новых автобусов! – отметил аналитик.
Но чиновники не видят в этом большой проблемы. По словам Дмитрия Игнатьева, городу не придётся полностью брать на себя все расходы. Бюджет оплатит только строительство всей необходимой инфраструктуры (остановочных павильонов, разворотных кругов и так далее) и выделит средства на новые автобусы для ГУП «Пассажиравтотранс». Коммерческим перевозчикам, которые захотят обслуживать социальные маршруты, придётся закупать технику на свои деньги. Город компенсирует им часть затрат позже – в качестве субсидий за недополученную прибыль. «Третий парк», «Питеравто», «ПТК» и другие перевозчики, работающие на социальных маршрутах, по такой же схеме уже получают компенсации из городского бюджета.
– Мы рассматриваем несколько вариантов отказа от маршруток, – отметил Дмитрий Игнатьев. – Есть предложение оставить их в пригородах, на некоторых линиях в спальных районах. Главное условие – не должны пострадать пассажиры.
А вот пассажиры-то как раз от маршруток отказаться не готовы, особенно в тех частях Петербурга, где сеть социального транспорта пока развита слишком плохо (например, северо-приморская часть города). Корреспондент «НВ» провёл небольшой опрос – и только двое прохожих из двадцати в полной мере одобрили инициативу чиновников. Остальные отнеслись к ней скептически, выразив уверенность в том, что это решение приведёт к гигантским очередям на остановках и давке в салонах автобусов.
– Просто заменить маршрутки на автобусы мало, нужно полностью пересмотреть всю маршрутную сеть, – считает сопредседатель всероссийской общественной организации «Город и транспорт» Владимир Фёдоров. – Сейчас многие маршруты дублируют друг друга. Отсюда и гонки, которые устраивают водители с целью увести пассажиров у конкурента, и снижение прибыли. Фактически многие маршрутки сегодня работают «в ноль», вся выручка уходит на поддержание техники в рабочем состоянии и на бензин. Если ввести фиксированный социальный тариф в нынешней ситуации, ничего хорошего не выйдет.
По мнению Владимира Фёдорова, второе главное условие для отказа от маршруток – увеличение эффективности работы государственных перевозчиков.
– Насколько я знаю, предлагается купить дополнительные автобусы для «Пассажиравтотранса», а про электротранспорт опять забыли, – говорит эксперт. – Главный аргумент чиновников – трамваи и троллейбусы слишком дорогие. Но почему-то никто не думает о том, что их последующая эксплуатация обходится намного дешевле автобусов и через некоторое время они начнут приносить реальную прибыль. Кроме того, для обеспечения бесперебойного автобусного движения по всему городу предстоит построить выделенные лини, а это тоже недешёвое удовольствие.
Есть у идеи чиновников комитета по транспорту ещё один очень важный плюс. Переход на повсеместные социальные маршруты перекроет кислород нелегальным перевозчикам. В последнее время нелегалы на улицах Петербурга чувствуют себя настолько спокойно, что даже попытались захватить один из коммерческих маршрутов (станция метро «Проспект Просвещения» – посёлок Юкки). Выгнать авторейдеров удалось лишь через сутки после вмешательства полиции. Обстрелы маршруток из пневматического оружия уже вообще стали для окраин города явлением привычным. Вчера, например, стало известно об очередном покушении – неизвестный обстрелял два микроавтобуса на улице Лёни Голикова и Таллинском шоссе. К счастью, пассажиры не пострадали, но технике причинён серьёзный ущерб – выбиты стёкла, помяты борта. Подобные случаи в Петербурге регистрируются почти каждый день!
– Борьба за рынок перевозок ведётся нешуточная, а самый действенный способ её прекратить – вообще запретить в городе маршрутки, – продолжает Анатолий Карпец. – Любая нелегальная маршрутка в таком случае сразу же становится даже в глазах обычного пассажира источником опасности. Сейчас же многие просто не хотят разбираться в том, какой перевозчик легальный, а какой нет, потому что не видят между ними большой разницы.
Владимир Афанасьев. Фото Александра Гальперина