Рынки отступают, но пока не сдаются
В Великом Новгороде и власти, и торговые центры выживают традиционные базары с ярмарками
Привычных, в нашем понимании, рынков в Великом Новгороде скоро не останется. Их вытесняют всё более многочисленные современные торговые комплексы. А власти или сносят рынки, или заставляют перепрофилироваться. Вот только на тех же самых местах продолжает кипеть стихийное торжище. Ведь базары удобны и продавцам, и покупателям в отличие от площадок, предлагаемых мэрией взамен.
Новгородцы давно подметили и активно обсуждают это в социальных сетях – в регионе строятся и открываются в большом количестве только торговые центры, а не предприятия. О судьбе простых рынков если сегодня и задумываются, то по большей части упоминают их в прошедшем времени и с лёгкой ностальгией.
Согласно последним внесённым поправкам в Федеральный закон № 271 «О розничных рынках…» с 2015 года вещевых и сельскохозяйственных рынков уже не будет. Нигде. Правда, закон даёт шанс четырём рынкам, имеющим юридический статус «сельскохозяйственные». Можно будет просто сменить статус-вывеску «рынок» на «торговый комплекс». Ведь если требования к первым ужесточаются и они, например, скоро не смогут работать во временных сооружениях, то к торговым центрам таких вопросов у проверяющих органов уже не возникнет. Закон не уточняет, где и как должно быть построено здание или даже металлический ангар под ТЦ.
– Надеюсь, что сельхозрынки оставят и в закон до 2015 года ещё внесут изменения. Торговать селяне приезжают обычно на один день или даже на несколько часов, кто будет строить для этого капитальные сельскохозяйственные или другие рынки? Пока желания и денег у фермеров для этого нет, – уверена председатель комитета потребительского рынка и услуг администрации Великого Новгорода Татьяна Пашкова. – Когда писали закон, депутаты просто не вникли в ситуацию.
А весной этого года в Великом Новгороде борьба развернулась не с привычными рынками, а с ярмарками. Это новая примета последнего времени – кочевые продавцы. Они колесят по всему Северо-Западу, объединившись в группы. Приезжают, расставляют палатки и торгуют дней десять. Потом сворачиваются и едут в новый город.
Сегодня может быть Псков, через неделю – Великий Новгород, а далее – Вологда. Ассортимент палаток – привычный для рынков: белорусские колбасы, сахалинская горбуша и икра, консервы. И если ещё в прошлом году для торговли под ярмарки выделяли площадки по всему городу, то 11 марта мэрией принято решение оставить только два места для такой кочевой торговли, да и те у ещё существующих рынков. А в центр города их больше не пустят.
– Кто пойдёт на рынок в будний день? Ярмарка – это же открытое для прохожих мероприятие. Она должна проходить на открытой площадке, – считает организатор ярмарок, генеральный директор компании «Ассамблея купечества и промышленников Всея Руси» Денис Смирнов. – Проблемы в городе начались, когда мэрия пустила в Великий Новгород недобросовестных продавцов, организаторов, нарушающих нормы и правила. Именно к ним возникли вопросы у Роспотребнадзора. А пострадали в итоге все. На новых отведённых мэрией площадках проводить ярмарки я, например, не буду. Знаю, что и другие туда идти не хотят.
– Кочующих продавцов много, они сменяют друг друга. И центр у нас превратился просто в цыганский табор с торговыми палатками, а ведь город исторический и туристический, – говорит Татьяна Пашкова.
Тем не менее пока ещё остаются в Великом Новгороде торговые ряды для сборщиков грибов и ягод, овощеводов и садоводов. Рассчитаны они обычно на 10–20 мест и установлены на разных улицах. Хотя в последние два года с этими торговыми рядами активную войну ведут жители прилегающих домов. Они пишут жалобы в разные инстанции, поэтому мэрия эпизодически ряды демонтирует, а спустя несколько месяцев возвращает обратно. Ведь когда увозят ряды, продавцы всё равно остаются на облюбованных перекрёстках, только торговать продолжают с ящиков и коробок, на которых раскладывают ягоды и соленья-варенья.
– Мы торгуем здесь уже больше 10 лет, – жалуется пенсионерка Мария Власенко. – И никуда не уйдём. Пенсия маленькая, а продам картошки вот или банку грибов – мне прибавка будет хорошая.
Стихийные рынки у людных остановок тоже продолжают существовать. Именно на них горожане привыкли покупать и картошку, и всякие овощи. Так что все попытки ликвидировать их оказываются безуспешными. Хотя власти с завидным постоянством предлагают всем перебираться на специально построенные ряды. А зачем? Ведь люди не идут на мини-рынки в спальных районах и не хотят ехать на центральный, который свою популярность в городе теряет с каждым годом.
между тем…
Центральный – не значит основной
Центральный рынок был построен в Великом Новгороде в 1967 году. В те времена территорию за ним планировали застроить высотками. Но микрорайон так и не построили. Зато в этом районе вырос коттеджный посёлок, жители которого на рынок никогда не ходили и ходить не будут.
Да и сам рынок работает далеко не каждый день. Исторически сложилось, что торгуют здесь всего два-три дня в неделю – чаще по выходным. И если в других регионах Северо-Запада именно на центральный рынок едут за свежими продуктами, домашним творогом или парным мясом в любой день, то новгородцы предпочитают покупать продукты в магазинах.
А расцвет работы рынка пришёлся на конец восьмидесятых – начало девяностых, когда торговые ряды заполонили «челноки». Везли новгородцы вещи из Польши и московского «Черкизона».
– Когда стали открываться в городе торговые центры, то от нас продавцы стали постепенно уходить. Непродовольственных товаров практически не осталось, – рассказала о проблеме директор рынка Любовь Сергеева. – Сейчас рынок считается сельскохозяйственным и к нам приезжают торговать в основном владельцы личных подсобных хозяйств. Они продают молоко, мясо, овощи – всё, что вырастили и произвели сами.
Вот только мелких фермеров и продавцов с личных подворий всё меньше. На Новгородчине хоть и пытаются развивать сельское хозяйство, но акцент сейчас делают на крупные животноводческие комплексы. Поэтому торговать на центральном рынке скоро будет просто некому. Так что даже в базарные дни теперь здесь зачастую немноголюдно.
В частных беседах чиновники и руководители торговых компаний признают: центральному рынку не помешает «революция». Дальше так работать он не может. Один из вариантов – выселить из здания продавцов мяса, молока, овощей и отдать его под очередной гипермаркет или торговый центр. В общем, и будущее центрального рынка слишком туманно.
– Мы не знаем, что будет с нами в этом году, что будет через год, – сетует Любовь Сергеева. – Понятно, что долго так продолжаться не может и нас ждут перемены. Какие? Никто, к сожалению, сказать не может.
Белорусскую картошку теперь выдают за местную
Год-два назад местные фермеры и производители продовольствия стонали: белорусские товары и овощи заполонили тогда Великий Новгород. Горожане старались покупать именно белорусский картофель, колбасу и консервы. Все свято верят, что «у батьки» всё под контролем и сделано по советским ГОСТам.
Тогда Ассоциация фермеров Новгородской области забила тревогу. Экспансия белорусов на Новгородчину грозила разорением местных сельхозпроизводителей. Власти предлагали построить в Чудово большой логистический центр, куда по идее белорусы и должны были везти свои товары. Часть продовольствия отправили бы в Петербург, а часть распределили по Новгородской области. Спустя год логистического центра нет, и о нём уже никто не вспоминает. И белорусов с дешёвыми овощами в Великом Новгороде тоже нет – не дожидаясь реакции властей, перекупщики «ликвидировали» иностранных конкурентов местных фермеров.
– Сейчас почти вся продукция, которую белорусы хотят привезти к нам на продажу, скупается у них ещё на границе или по дороге в Великий Новгород, – рассказала собкору «НВ» директор центрального рынка Любовь Сергеева. – Мы теперь только раз в месяц проводим ярмарку белорусских товаров, но всё меньше к нам приезжает продавцов.
Кстати, белорусский картофель перекупщики часто выдают за новгородский – потому что он дороже. Например, в сезон сбора урожая белорусы предлагали картофель по 2,5–3 рубля за килограмм, а новгородцы дешевле семи не могли отдать – тогда работали бы в убыток. Вот и получается, что выгоднее скупить весь белорусский и продавать вместе со своим, выдавая за новгородский. Сейчас цена на картофель выше уже в 1,5–2 раза.
Владислав Двоеглазов, собкор «НВ» в Новгородской области