Общество

Я вижу всё, ты так и знай

26 мартa

 

В петербургских автобусах появились камеры видеонаблюдения, которые помогут водителям в экстренных ситуациях

Петербургские автобусы начали оснащать видеокамерами. У пассажиров они вызывают недоумение и вопросы. Транспортники же считают: камеры помогут разобраться в ДТП и проследить за порядком в салоне. В качестве пилотного проекта видеорегистраторы появились в каждом пятом городском автобусе – всего в 342 машинах. Корреспонденты «НВ» побывали в автобусном парке № 2 «Пассажиравтотранса», где проводится эксперимент, и узнали все секреты работы технологической новинки.

«В салоне автобуса ведётся видеонаблюдение» – гласит надпись на жёлтом стикере на кабине водителя. Над ним красуется компактная видеокамера, фиксирующая происходящее в салоне. У неё есть «коллега», которая находится в водительской кабине и снимает дорожную ситуацию перед автобусом. Камеры небольшие, аккуратные, а потому не бросаются в глаза. Видеорегистраторы включаются автоматически – с запуском двигателя автобуса. Информация (внимание!) никуда не передаётся, а записывается на жёсткий диск, который располагается в специальном ящичке позади водительского кресла. Кстати, шофёр никак не может вмешаться в процесс записи или забрать съёмку. Допуск к жёсткому диску с информацией имеет только сотрудник отдела безопасности движения автопарка – именно он извлекает диск из кабины в конце каждой водительской смены. Запись хранится в среднем пять суток, затем стирается. По мнению транспортников, этого времени достаточно, чтобы определиться, нужна ли съёмка для разбора какого-нибудь спорного случая (или ДТП) или нет.

В компании уверяют: информация с камер не может появиться в интернете – за это отвечают сотрудники соответствующих служб. При этом, несмотря на свой неброский вид, камеры должны оправдать большие надежды и чаяния петербургских транспортников.

– Петербургские автобусы в последнее время часто подвергаются обстрелам со стороны хулиганов, которые производятся из проезжающих мимо автомобилей, – говорят в «Пассажиравтотрансе». – Данные с камер могут стать хорошим подспорьем при расследовании хулиганских действий. Также часто пассажиры автобусов становятся жертвами воров, бывают и случаи драк в салоне. Одна из таких потасовок в конце прошлого года произошла в ночном автобусе – разбушевавшиеся пассажиры разбили перегородку кабины водителя. Видеорегистраторы должны помочь избежать подобных ситуаций.

Между тем камеры видеонаблюдения помогут следить не только за безопасностью пассажиров. Как считают в «Пассажиравтотрансе», видеорегистраторы заставят водителей ездить более внимательно. А если автобус всё же попал в аварию, камеры помогут определить, выполнил ли его водитель все необходимые меры предосторожности, действовал ли по инструкции и как справился с нештатной ситуацией. По данным предприятия, за 2012 год по вине автобусов было совершено пять ДТП. Всего автобусы в прошлом году стали участниками около 300 аварий.

Польза видеокамер – налицо. Видеорегистраторы работают в автобусах около месяца, а уже помогли разобрать около десятка спорных случаев.

– Полмесяца назад водитель автобуса считался виновным в ДТП, – рассказал Павел Кондаков, начальник отдела безопасности движения автобусного парка № 2 СПб ГУП «Пассажиравтотранс», но благодаря видеофиксации мы доказали, что наш водитель «чист». Мы предоставили видеозапись в отделение УГИБДД Калининского района и доказали невиновность сотрудника. Пока это первый случай, но, надеюсь, в дальнейшем камеры нам также помогут при разборе спорных ДТП.

Второй случай, когда камера спасла водителя от претензий со стороны пассажира, произошёл с 82-летней петербурженкой. По словам Павла Кондакова, недавно водитель пассажирского автобуса был вынужден резко затормозить – водитель легкового автомобиля неожиданно вынырнул направо со среднего ряда. В салоне упала бабушка, получила серьёзные травмы, её госпитализировали. Водителя от наказания спасла видеозапись, на которой было чётко видно: экстренное торможение водитель применил не случайно – его подрезал другой участник движения.

Информация с камер снимается очень просто. При ДТП водитель сообщает об аварии через диспетчерскую в отдел безопасности движения своего автопарка. После этого дежурный водитель-инструктор выезжает на место, извлекает из кабины пострадавшего автобуса жёсткий диск с записью и привозит его в отдел безопасности движения, где и просматривается информация. При необходимости съёмка предоставляется в отдел ГИБДД.

– Если в поле видеосъёмки попало ДТП, где не замешан автобус, то мы также готовы предоставить данные по запросу в ГИБДД, – рассказал Павел Кондаков.

Камеры в автобусах «Пассажиравтотранс» устанавливают на собственные деньги. На закупку оборудования для 342 автобусов и выполнение всех работ потрачено немало – 9,6 миллиона рублей. Работу установленных камер на автобусах 2-го автобусного парка транспортники проанализируют. Тогда и решат, нужно ли устанавливать видеорегистраторы на все городские автобусы или нет. Хотя, говорят в компании, уже сейчас видно, что польза от видео неоценимая. Кстати, не исключено, что видеорегистратор скоро станет обязательным атрибутом городского транспорта. Соответствующие изменения в федеральный закон «О безопасности дорожного движения» депутаты петербургского Законодательного собрания уже направили в Госдуму.

 

тем временем…

Видео найдёт непопулярный маршрут

В Петербурге кроме городских автобусов видеокамеры сегодня можно встретить на коммерческих маршрутах, а также в некоторых трамваях и троллейбусах.

– Вот уже второй год самописцы в кабине водителя установлены примерно в 200 машинах, – рассказывает официальный представитель транспортной компании ОАО «Третий парк» Денис Данилов. – Они фиксируют дорожную ситуацию и дают дополнительную информацию в случае ДТП. Камеры же в салоне помогают рассчитывать поток пассажиров и дают представление о том, насколько популярен маршрут. Все данные используются для статистики и аналитики. Конечно, видеокамеры нужны, и мы их будем устанавливать, правда, этот процесс требует времени и материальных вложений.

С трамваями и троллейбусами в городе всё сложнее. По словам, официального представителя СПб ГУП «Горэлектротранс» Татьяны Брындиной, видеорегистраторы, снимающие дорожную обстановку, существуют лишь в новых трамваях и троллейбусах (11 процентов троллейбусов и 10 процентов трамваев). Они устанавливаются непосредственно на заводе-производителе. Вешать камеры дополнительно компания пока не планирует, так как есть более насущные задачи – обновление подвижного состава трамваев, который изношен на 60 процентов. 

 

взгляд власти

«Финансировать установку камер город не планирует»

Дмитрий Игнатьев, официальный представитель комитета по транспорту:

– Комитет по транспорту приветствует установку видеокамер в автобусах и считает, что они необходимы на всех видах городского наземного транспорта. Прежде всего имеются в виду камеры в водительских кабинах, которые фиксируют дорожную обстановку и в случае необходимости или ДТП могут доказать вину или, наоборот, невиновность водителя. Сегодня видеокамеры устанавливаются исключительно за счёт транспортных компаний. В случае «Пассажиавтотранса» – это их инициатива, которую мы полностью поддерживаем. Насколько нам известно, самописцы имеются и на коммерческих маршрутах. В частности, на маршрутах, где есть проблемы с выручкой, они позволяют контролировать пассажиропоток. Камеры в небольшом количестве встречаются на новых трамваях и троллейбусах. Финансировать же централизованную установку камер город пока не планирует.

 

взгляд психолога

«Съёмка в салоне может стать раздражителем»

Евгения Шестакова, психолог:

– Видеокамера (подчеркну – в салоне автобуса), безусловно, обеспечивает прежде всего психологический сдерживающий эффект. Совершать преступления, асоциально себя вести, когда за тобой наблюдают чьи-то глаза, намного сложнее. Однако необходимо учитывать, что пассажиров, желающих совершить какое-то преступление или проступок – не оплатить проезд или нарисовать граффити на стене автобуса, – гораздо меньше, нежели нейтральных или даже лояльных граждан.

С другой стороны, причиной раздражения, беспокойства, тревоги и даже гнева может стать осознание, что людей кто-то контролирует, снимая на видео. В Европе вот уже ряд лет проводятся всевозможные исследования, посвящённые негативным последствиям вторжения «большого брата» (камер слежения) в личную жизнь людей. И, как правило, заметные негативные изменения в самочувствии и поведении проявляются месяца через три после начала эксперимента, что расходится с общепринятыми представлениями о том, что «сначала было тяжело, а потом привыкаешь». Было отмечено, что люди, совершенно открыто и свободно ведущие себя в начале эксперимента, становились более скрытными и нервозными. Между тем, к примеру, знаменитая лондонская система видеонаблюдения стоимостью 500 миллионов фунтов, контролирующая в буквальном смысле каждый метр улиц, повысила раскрываемость преступлений... всего на 3 процента. Дело в том, что существует такой психологический момент – чем больше людей являются формальными хозяевами чего-то, тем более неухоженным и бесхозным выглядит этот предмет или пространство.

 На мой взгляд, решением здесь могло бы стать поддержание чистоты и порядка в самих салонах автобусов. Есть знаменитая теория «разбитых окон». Она гласит: при виде какого-нибудь беспорядка люди перестают вести себя цивилизованно. Согласно данной теории если кто-то разбил стекло в доме и никто не вставил новое, то вскоре ни одного целого окна в этом доме не останется, а потом начнётся мародёрство. Иными словами, явные признаки беспорядка и несоблюдения людьми принятых норм поведения провоцируют окружающих тоже забыть о правилах. В результате возникающей цепной реакции «приличный» автобус может быстро превратиться в развалину. То есть поддержание чистоты, порядка, следование социально-культурным нормам – это общая забота каждого участника процесса – владельцев этого вида бизнеса, обслуживающего персонала и рядовых пассажиров.

 

взгляд водителя

«Теперь водитель способен доказать свою невиновность при ДТП»

Леон Полиенко, водитель автобусного парка № 2 «Пассажиравтотранса»:

– Видеокамеры делают работу водителя менее рискованной. Не случайно до установки систем видеонаблюдения многие водители вешали в автобусе собственные видеорегистраторы, фиксирующие дорожную ситуацию. К сожалению, наши владельцы личного автотранспорта часто не соблюдают правила дорожного движения – отказываются уступать дорогу автобусу там, где это положено. Они подрезают общественный транспорт, а в таких ситуациях водителю тяжело вести автобус так, чтобы не пострадали пассажиры. Поэтому системы видеоконтроля необходимы, чтобы избежать конфликтов. Видеосъёмка может быть хорошим подспорьем при ДТП – с помощью неё водитель легко докажет свою невиновность сотрудникам ГИБДД. Каждый день у водителей автобусов возникают десятки нестандартных дорожных ситуаций. Пока камеры мне, слова Богу, не пригодились, но в жизни может быть всякое. На мою работу видеорегистраторы никак не повлияли – как работал, так и работаю. Что же касается камеры в салоне, то она призвана дисциплинировать пассажиров. Осознание, что их снимают, может заставить несознательного человека заплатить за проезд.

Софья Прокошева. Фото Евгения Федоскова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+2