Корюшка мельчает и… дорожает
В этом году желающим отведать традиционной петербургской рыбы снова придётся раскошелиться
В Финском заливе стремительно исчезает корюшка. Любимая многими рыбка, традиционно по весне становящаяся настоящим символом города, худеет и дорожает. По данным экспертов Северо-Западного управления Росрыболовства, за последние 30 лет объёмы улова корюшки сократились в шесть раз! Когда пахнущая огурцами рыба в этом году попадёт на прилавки и сколько придётся отдать за килограмм корюшки, выяснял корреспондент «НВ».
Первая корюшка в широкой продаже обычно появляется в начале мая. Как рассказал эколог Михаил Булдацкий, нынешняя затяжная весна вряд ли сильно скорректирует эти сроки. Зато количество выловленной рыболовными хозяйствами рыбы, скорее всего, опять уменьшится, что отразится на цене.
– В последние три десятилетия мы наблюдаем устойчивое падение уловов, – отметил Михаил Булдацкий. – Например, в начале-середине 1980-х годов в Финском заливе вылавливали почти две тысячи тонн этой рыбы. А вот прошлогодние данные: улов составил чуть более 325 тонн. Разница огромна!
Аналогичные цифры привёл и начальник отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Петербургу и Ленинградской области Юрий Чигаров. По его словам, по сравнению с периодом 30-летней давности корюшка уменьшилась в объёме и похудела в среднем на 18 граммов, что для небольшой рыбки весьма существенный показатель.
– Чем меньше рыбы, тем больше спрос и выше цена, – сообщил заместитель директора одной из городских оптовых продуктовых баз Алексей Прудников. – В прошлом году самую мелкую корюшку продавали с лотков по 170–200 рублей за килограмм. Я помню, что в детстве мама такую мелочь даже кошке не покупала. Стоимость крупной рыбы в 2012-м доходила даже в сезон до 450–500 рублей. Думаю, такая же тенденция сохранится и в этом году.
По мнению эксперта, первая корюшка в этом году способна повергнуть в состояние шока простых петербуржцев своей ценой, да и в течение всей путины цены на рыбку будут кусаться.
– Мой прогноз – 250–600 рублей за килограмм, в зависимости от размера корюшки, – сообщил Алексей Прудников. – Конечно, это очень высокие цены для такого продукта. Но рынок и продавцы снизят цену только в том случае, если покупатели дружно объявят им бойкот. Я в это не верю.
Основную причину значительного уменьшения поголовья корюшки эксперты видят в массовой добыче песка для строительства намывных территорий. Как отметил Юрий Чигаров, традиционные нерестилища уничтожаются техникой. Пропадает и привычная кормовая база – в Финском заливе за последние годы стало намного меньше мелких рачков, которыми питается корюшка.
– Пока рано говорить, что корюшка в нашем регионе на грани исчезновения, но ситуация сложная, – уверен руководитель общественной экологической организации «Волна» Глеб Озеров. – Дело не только в добыче песка для намывов. Нужно говорить об общей экологической ситуации в Балтийском регионе. У нас до сих пор многие предприятия спокойно сливают сточные воды напрямую в водоёмы, а штраф за это если им и выставляют, то просто смешной!
Председатель регионального отделения общественной организации «Союз рыболовов России» Евгений Крылов поддерживает эту точку зрения и предлагает значительно увеличить штрафные санкции для нарушителей природоохранного законодательства.
– Пока промышленные организации, наносящие миллионный вред природе, будут отделываться минимальными санкциями, ничего не поменяется, – заявил он.
Впрочем, ставить крест на корюшке петербуржцам пока рано. Как рассказал ихтиолог Дмитрий Репнин, со временем её поголовье восстановится и начнёт расти.
– Корюшка идёт так называемыми волнами, растянутыми на период примерно в 50 лет, – считает эксперт. – В советское время тоже били тревогу по поводу её исчезновения, но затем всё нормализовалось и рыбы стало больше. Я думаю, сейчас мы подошли к нижней отметке, своеобразной черте. Период уменьшения улова может продлиться ещё несколько лет, после чего объёмы снова начнут увеличиваться.
Экологическая ситуация, уверен Дмитрий Репнин, на количество рыбы сейчас особенно повлиять не может.
– В Петербурге в последние годы сделано очень много для того, чтобы обезопасить Балтику от вредных веществ, – отметил Дмитрий Репнин. – У нас более 96 процентов стоков очищается, это очень хороший показатель.
Владимир Афанасьев. Фото Интерпресс